Содержание статьи
При работе с компаниями всегда следует проверять их благонадежность. Причем вне зависимости от того, отечественная это компания либо иностранная. Дело в том, что компанию, заключившую договор с другой компанией, оказавшейся неблагонадежной, запросто могут обвинить в попытке отмывания денежных средств путем заключения сделки с фирмами-однодневками.
В данной статье мы подскажем несколько основных методов, по которым происходит проверка контрагентов.
Зачем требуется проверка
Проверка контрагента является принципиальным вопросом, как при деятельности компании внутри страны, так и при внешнеторговых отношениях. Собственно, сам процесс проверки заключается в нахождении информации о компании относительно финансового и правового статуса. Нужна она для сокращения рисков при возможном ведении дальнейшего сотрудничества, а также для ограждения себя от возникновения возможных проблем в ближайшем будущем.
А все потому, что если иностранный партнер вызвал хотя бы малую долю сомнения у каких-либо государственных структур РФ, которые имеют отношение к внешнеторговой деятельности, «займутся» не только этой фирмой, но и вашей компанией. Причем реакция каждой отдельно взятой инстанции будет индивидуальна. Например, таможенники могут задержать груз, находящийся на границе, а налоговики полностью откажут вам в вычете НДС.
Читайте также: Как в бухгалтерской отчетности начисляется зарплата
Кроме всего прочего, наличие у контрагента, причем как отечественного, так и иностранного, разнообразных взысканий и долгов, может оттянуть сроки поставки либо оплаты, оговоренные в договоре.
Проверка иностранного контрагента за благонадежность
На сегодняшний день существует всего лишь два способа, следуя которым можно провести проверку иностранных контрагентов на благонадежность:
- Запросить сведения из иностранных реестров. Базами подобного типа имеют право воспользоваться только резиденты иностранных государств. Сделать это достаточно просто: нужно всего лишь оплатить услугу, после чего вы получаете все необходимые сведения о контрагенте.
- Запросить сведения в письменном виде. Собственно, именно таким методом можно проверить и иностранного, и отечественного контрагента. Для этого в письменном виде запрашивается выписка из реестра, которая приходит к вам в нотариально заверенном виде.
Читайте также: Как должна оформляться стажировка на рабочем месте
При проведении проверки контрагента из-за рубежа, необходимо обратить внимание, а также запросить такие документы:
- выписку, сделанную из реестра того государства, в котором располагается контрагент. Благодаря данному документу можно узнать состояние компании, а также статус этой организации;
- учредительную документацию. В состав документов такого типа входит Устав, а также сертификат иностранной корпорации либо один из этих документов. Кстати, подлинность документов подтверждается тем, что они должны быть легализованы на территории Российской Федерации, а также оформлены на русском языке.
Получив данные документы, вы узнаете все необходимые сведения о контрагенте еще до того, как начали вести с ним сотрудничество.
Проверка отечественного контрагента на благонадежность
Ну а для того чтобы проверить контрагента, работающего на территории Российской Федерации, с которым существует желание начать сотрудничество, следует запросить такие документы:
- Выписка из ЕГРЮЛ. Помогает провести проверку подлинности учредительных документов компании. Кстати, во время запроса выписки следует обращать внимание на ее дату. Дело в том, что чем «свежее» выписка, тем более актуальные данные могут быть внесены в нее. Сразу после того, как выписка оказалась у вас в руках, необходимо провести сверку данных, внесенных в нее, с тем, что находятся на сайте ФНС РФ.
- Свидетельство ОГРН и ИНН. Имея на руках эти документы, существует возможность проведения проверки названия компании с тем, которое указывается в ее учредительной документации. Если в компании происходили такого рода изменения, не лишним будет запросить ЕГРЮЛ свидетельство о внесении этих изменений.
- Учредительная документация. При проведении запроса такого рода документов необходимо в первую очередь обратить внимание на предоставление контрагентом полного пакета документов. Дело в том, что одних лишь выписок может оказаться недостаточно;
- Права лица, уполномоченного заниматься оформлением договоров с другими компаниями. Человек, который со стороны контрагента занимается оформлением различного рода договоров, должен иметь на это полное право. Например, если этим занимается генеральный директор, для проверки его прав следует запросить выписку из ЕГРЮЛ, протокол о его избрании на данную должность, а также Устав. Внимательно изучив их, станет понятно, имеет ли генеральный директор право оформлять такого рода договора, а также дату, когда это право истекает.
Читайте также: Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию
Кроме всего прочего, необходима будет копия доверенности на оформления договора. В ней обязательно должна быть указана дата принятия, а также ее срок действия. Важно, чтобы доверенность была заверена руководителем, а также нотариусом. А если в Уставе компании говорится, что у нее должна быть печать, то ее оттиск в обязательном порядке также должен стоять на доверенности.
- проверка достоверности подписи. Для того чтобы проверить, насколько достоверна подпись, поставленная в договоре, следует запросить банковскую карту с аналогичной подписью, которая, кстати, должна быть заверена отдельной подписью либо банковского сотрудника, имеющего на это полномочия, либо нотариуса;
- проверка лицензии. Если согласно законам Российской Федерации, компания для осуществления своей деятельности обязана иметь соответствующую лицензию, ее необходимо запросить у проверяемого контрагента. Кроме всего прочего, предстоит получить список тех видов деятельности, которые ведет или же имеет право вести эта организация. Следует обратить особое внимание на срок, по истечении которого лицензия больше не будет обладать законной силой.