Содержание статьи
- Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Андреевна
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксёнова Анастасия Андреевна
- STANDARD TAX DEDUCTION FOR PERSONAL INCOME TAX: FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
- Текст научной работы на тему «Стандартный налоговый вычет по НДФЛ: история формирования и перспективы развития»
ПРИНЦИП РАВЕНСТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СТАНДАРТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ НА ДЕТЕЙ / THE PRINCIPLE OF EQUALITY OF TAXATION / INDIVIDUAL INCOME TAX / STANDARD TAX DEDUCTION / TAX DEDUCTION FOR CHILDREN
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Андреевна
В данной статье рассматриваются стандартные налоговые вычеты по НДФЛ, проводится анализ их фактических показателей. Оцениваются функции стандартных налоговых вычетов как государственного социального регулятора. Раскрываются обстоятельства, необходимые для возникновения права на получение вычетов. Определяются тенденции развития данной категории вычетов.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксёнова Анастасия Андреевна
О нормативных противоречиях при представлении стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц
К вопросу совершенствования стандартных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц
STANDARD TAX DEDUCTION FOR PERSONAL INCOME TAX: FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
This article uncovers the standard tax deduction for personal income tax and the analysis of their actual performance. The function of standard tax deductions are evaluated as a state social control. The instances, which are necessary for creation of eligibility of deductions, are revealed. The development trends of such deductions are determined.
Текст научной работы на тему «Стандартный налоговый вычет по НДФЛ: история формирования и перспективы развития»
СТАНДАРТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО НДФЛ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Анастасия Андреевна Аксёнова
Аспирант кафедры Налогов и налогообложения МЭСИ Тел. +7 (495) 442-60-11, Эл. почта: aaksenova@mesi.ru
В данной статье рассматриваются стандартные налоговые вычеты по НДФЛ, проводится анализ их фактических показателей. Оцениваются функции стандартных налоговых вычетов как государственного социального регулятора. Раскрываются обстоятельства, необходимые для возникновения права на получение вычетов. Определяются тенденции развития данной категории вычетов.
Кпючевые слова: принцип равенства налогообложения; налог на доход физических лиц; стандартный налоговый вычет, налоговый вычет на детей.
Post-graduate student, the Department of Taxes and Taxation
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7 (495) 442-60-11, E-mail: aaksenova@mesi.ru
STANDARD TAX DEDUCTION FOR PERSONAL INCOME TAX: FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
This article uncovers the standard tax deduction for personal income tax and the analysis of their actual performance. The function of standard tax deductions are evaluated as a state social control. The instances, which are necessary for creation of eligibility of deductions, are revealed. The development trends of such deductions are determined.
Keywords: the principle of equality of taxation; individual income tax; standard tax deduction, tax deduction for children.
Согласно статье 57 Конституции РФ [1] каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом в статье 19 Конституции РФ закреплен принцип всеобщего равенства.
В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Для реализации принципа равенства законодательно предусмотрены механизмы снижения тяжести налогового бремени. Они служат инструментом реализации социальной функции налога. Обеспечивают выполнение принципа справедливости в налогообложении. С их помощью государство может решать не только экономические задачи, но и влиять на социальные процессы, перераспределять налоговую нагрузку, решать другие проблемы, например демографическую. При обращении Президента РФ к Федеральному Собранию в 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев сказал «Мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов. И это серьезная угроза, это вызов для всей нашей нации».[8]
Говоря о соразмерности, Конституционный суд РФ отмечает, что соразмерность налогообложения означает его нечрезмерность. При этом в отношении плательщиков налога на доходы физических лиц нечрезмерность налога подразумевает прежде всего наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно необходимые расходы лица: на питание, одежду, коммунальные услуги, словом, расходы, охватываемые понятием “потребительская корзи-на”.[6]
Существующая в Российской Федерации система налоговых вычетов и механизм их предоставления, регламентируемый главой 23 НК РФ [2], дают возможность для реализации фискальной, регулирующей и социальной функции налогов. Вместе с тем при практическом применении налога в его сегодняшнем виде возникает много проблем и противоречий.
2. Становление стандартных налоговых вьиетов
В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания здоровья и жизнедеятельности граждан.
В 80-х годах в СССР был установлен необлагаемый минимум в размере прожиточного минимума. В дальнейшем в 90-е годы в России в процессе налоговой реформы произошел уход от этого принципа. В современной практике применения НДФЛ роль необлагаемого минимума играет стандартный налоговый вычет, закрепленный в статье 218 НК РФ. В 2005 году отношение стандартного вычета к прожиточному минимуму составляло менее 15%, а отношение стандартного вычета к среднемесячной заработной плате равнялось примерно 5%. В ходе налоговой реформы наблюдается снижение относительной величины стандартного вычета.
Кроме того, необходимо отметить, что сама методика определения прожиточного минимума существенным образом отличается от общепризнанных методик, применяемых в развитых странах. Принятый в 90-х годах Закон о прожиточном минимуме [3] определяет прожиточный минимум на уровне минимального биологического выживания. В 2005 году Государственная Дума установила новый прожиточный минимум, который увеличился всего на 84 руб. относительно предыдущего его размера. При этом, не смотря на развитие в стране инфляционных процессов, сама методика расчета осталась прежней.
Помимо ухода от определения необлагаемого минимума, при введении главы 23 НК РФ были отменены установленные Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» [5], льготы для социально незащищенных групп населения. Например, теперь нет возможности уменьшить совокупный доход налогоплатель-
Экономика, Статистика и Информатика
щика на сумму дохода не превышающего за каждый полный месяц трехкратного установленного законом размера минимальной месячной заработной оплаты труда у одного из родителей, супруга, опекуна или попечителя, на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода инвалид с детства или инвалид I группы, а также у инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей. Кроме того отменена льгота допускающая уменьшение совокупного дохода налогоплательщика на суммы расходов на содержание иждивенцев, не имеющих самостоятельного дохода. Согласно пункту 6 статьи 3 Закона [5] к числу иждивенцев для целей налогообложения были отнесены лица, проживающие на средства физического лица и не имеющие самостоятельных источников дохода, как состоящие, так и не состоящие с ним в родстве. В современной редакции главы 23 НК РФ упоминание об иждивенцах вообще отсутствует.
Таким образом, реформирование механизма налогообложения доходов физических лиц привело к ухудшению материального положения слабо защищенных слоев населения, что было одним из факторов, действие которого привело к дальнейшему расслоению общества по уровню доходов.
Сегодня в среднем по России за IV квартал 2010 года прожиточный минимум на душу населения составил 5 902 руб. в месяц [4], а размер стандартного налогового вычета, который предоставляется всем резидентам – налогоплательщикам, получающим доход, облагаемый по ставке 13% – 400 руб. Соответственно, размер закрепленного налогового вычета не позволяет говорить о предоставлении российским государством гарантии защиты малоимущих граждан. Одним из аспектов реализации принципа равенства в налоговом праве является не только закрепление в законе необлагаемого минимума, но и установление такого его размера, который мог бы обеспечить удовлетворение минимально необходимых потребностей человека. В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.10.1997 № 134-Ф3 “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины. Стоимостная оценка потребительской корзины варьируется в каждом субъек-
те РФ. Например, в Тамбовской области величина прожиточного минимума за IV квартал 2010 г. составила 4 199 руб., в то время как в Москве эта величина равна 8 656 руб., а в Камчатском крае 12 230 руб.[11]
3. Категории налогоплательщиков, имеющие право на применение стандартных налоговых выиетов
Применение стандартных налоговых вычетов по своей сути формирует для налогоплательщика необлагаемую налогом сумму дохода. Конкретный размер и порядок применения стандартных вычетов, в соответствие со статьей 218 НК РФ, зависит от категории налогоплательщиков, имеющих право на их применение. В целом система стандартных налоговых вычетов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить их получение наиболее социально нуждающимся категориям граждан.
Размер стандартный налоговых вычетов а настоящее время для каждой категории фиксированный: это 3000, 1000, 500 и 400 руб. Что касается существующего механизма его предоставления в целом, следует констатировать, что вычет даже не учитывает инфляцию. С 2001 года в результате инфляции стандартный налоговый вычет значительно обесценился. По данным Росста-та индекс потребительских цен (ИПЦ с 2002 года по 2009 год увеличился в 2,16 раза.
В отличие от иных налоговых вычетов стандартные налоговые вычеты не обусловлены наличием каких-либо расходов у физического лица. Применять их можно ежемесячно. Иными словами, доходы, полученные по итогам каждого месяца налогового периода, могут быть уменьшены на полагающиеся налогоплательщику стандартные вычеты.
Главное, чтобы налогоплательщик подпадал под соответствующую категорию лиц, которым эти вычеты предоставляются.
Условно все стандартные налоговые вычеты можно разделить на две группы:
1) вычеты на налогоплательщика;
Стандартные налоговые вычеты на
налогоплательщика предоставляются трем категориям физических лиц. Размеры вычетов составляют 3000, 500 и 400 руб. Следует принять во внимание, что указанные выше размеры стандартных налоговых вычетов, ни разу не
увеличивались с момента введения в силу главы 23 НК РФ в 2001 году. Если учитывать действие фактора увеличения ИПЦ, то в настоящее время стандартные налоговые вычеты, если рассматривать их физические показатели, должны составлять не 3 000 руб., а 6 480 руб., не 500 руб., а 1 080 руб., и, наконец, не 400, а 864 руб.
В соответствие с положениями статьи 218 НК РФ максимальный вычет в 3 000 руб. предоставляется “чернобыльцам”, инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации и др.
Указанные категории граждан фактически являются теми, кто нуждается в социальной защите со стороны государства в первую очередь.
Вычет в 500 руб. предоставляется, в настоящее время, Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, инвалидам с детства, инвалидам I и II групп, родителям и супругам военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации и др.
К данным категориям относятся граждане также нуждающиеся в социальной защите и государственной поддержке.
Минимальный вычет в 400 руб. предоставляется всем остальным категориям налогоплательщиков. Однако если у налогоплательщика возникает право на получение стандартного вычета по нескольким основаниям, он вправе получить максимальный.
В отношении минимального вычета существует ограничение. Его можно применять до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысит установленное ограничение, налоговый вычет не применяется.
Что касается механизма получения указанных вычетов то, если по каким-то причинам налогоплательщику они не были предоставлены или были предоставлены не в полном объеме, то их можно получить в упрощенном порядке, то есть без представления налоговой декларации. В соответствии с пунктом 4 статьи 218 НК РФ для этого следует предоставить документы, подтверждающие право на такие вычеты, и налоговым органом будет произведен перерасчет налоговой базы с учетом пре-
доставления стандартных налоговых вычетов.
При обращении Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию поручил Правительству РФ «отменить так называемые стандартные вычеты, так как они для абсолютного большинства наших граждан приобрели уже просто символический характер».
Также представляется необходимым отметить, что действующая система предоставления стандартного налогового вычета не позволяет использовать его в полном размере. В соответствие с Федеральным Законом “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” [4] сегодня МРОТ установлен в размере 4 330 руб. Соответственно получая даже эту минимальную заработную плату, налогоплательщик теряет право на получение стандартного налогового вычета уже с октября. Так как его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей.
В целом изменение размеров стандартных налоговых вычетов направлено в первую очередь на дополнительную поддержку низкообеспеченных и наиболее нуждающихся слоев населения РФ. Таким образом, корректировка положений НК РФ, касающихся стандартных налоговых вычетов имеет социальную направленность.
4. Стандартный вьиет на детей
Согласно принципам налогообложения И. Юсти налоги не должны задерживать рост населения. Этот принцип реализован за счет законодательного закрепления механизма вычетов. В свою очередь, немаловажным видом налоговых льгот, применяемых во всех развитых странах, являются вычеты на детей и льготы, учитывающие семейный статус. В российском законодательстве также существует данный вычет. С 2009 года стандартный налоговый вычет на детей в соответствии со статьей 218 НК РФ составляет 1 000 руб., а сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется вычет – 280 000 руб.
В состав лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета на детей, входят родители или супруг (супруга) родителя ребенка, опекуны, попечители, приемные родители, супруг (супруга) приемного ро-
дителя ребенка на обеспечении которых находится ребенок.
Предусмотрено, что по соглашению между родителями (приемными родителями) одному из них стандартный налоговый вычет на детей может предоставляться в двойном размере, а другому родителю – не предоставляться вовсе. Для этого один из родителей должен написать заявление об отказе от получения налогового вычета. Однако НК РФ не указывает, кому должно подаваться данное заявление. Законодательство не обязывает родителя, который отказался от стандартного налогового вычета, представлять документы от работодателя, подтверждающие, что такой родитель не получает вычета по месту своей работы.
Если родитель имеет право на получение двойного вычета по двум основаниям, например, как единственный родитель ребенка-инвалида, то вычет ему предоставляется по двум основаниям. Такой позиции придерживается Министерство Финансов РФ.
Следует обратить внимание на порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере. С 2009 года налоговый вычет в двойном размере предоставляется только единственному родителю (опекуну, попечителю). Право на получение стандартного налогового вычета в двойном размере имеют родители, признаваемые единственными в следующих случаях:
– мать, если ребенок рожден вне брака и отцовство не установлено (то есть в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце);
– приемный отец, который на момент усыновления (удочерения) не состоит в браке;
– опекун, попечитель, воспитывающие детей без матери;
– один из родителей признан безвестно отсутствующим.
При этом с месяца, следующего за вступлением единственного родителя в брак, удвоенный вычет не предоставляется независимо от факта усыновления (удочерения) ребенка.
Стандартный вычет в двойном размере не будет предоставляться в случае, если брак между родителями расторгнут или ребенок рожден у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке.
30 ноября 2010 года в Кремле Президент РФ Д.А. Медведев при обраще-
нии к Федеральному Собранию заявил: «Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции, в частности увеличить размер налогового вычета до 3 000 руб. в месяц на каждого ребенка начиная с третьего. Поручаю Правительству дать соответствующие предложения, а также подготовить меры по увеличению налоговых вычетов для всех семей с детьми, отменив при этом так называемые стандартные вычеты. Они для абсолютного большинства наших граждан приобрели уже просто символический харак-тер».[10]
На заседании Президиума Правительства 01 марта 2011 года обсуждались поправки в НК РФ. Было принято решение о том, что льготы многодетным семьям будут увеличены.
«Для родителей, в том числе для родителей, которые имеют приемных детей, для опекунов, попечителей, воспитывающих двоих детей, ежемесячный налоговый вычет увеличится до 2 400 руб., – сказал Владимир Путин. – Для тех, у кого на содержании трое детей, сумма налогового вычета составит 5 400 руб. На каждого четвертого и последующего ребенка налоговый вычет составит 3 000 руб. Кроме того, мы особо поддержали семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. В таких случаях налоговые вычеты будут удвоены» .[12]
Однако когда данные изменения будут внесены в НК РФ пока остается неопределенным. Следует отметить, что в России механизм такого вычета практически не решает проблемы социальной защиты семей с детьми, и не является мерой по стимулированию рождаемости и развития семьи. Последние 20 лет наблюдается превышение роста смертности над рождаемостью. Так в 2009 году естественная убыль населения составила около 300 000 человек.
Различные виды поддержки семьи и стимулирования рождения детей являются для современной России важнейшей социальной задачей. Налоговые рычаги здесь не являются решающими, но и они могли бы принести определенную пользу.
Очевидно, что по сравнению с 2001 года в условиях непрерывного роста цен на продовольствие и иные товары, на коммунальные и иные услуги, необходимые для нормального существования человека, вызванного как внутренними, так и внешними экономико-по-
Экономика, Статистика и Информатика
литическими факторами (в частности, инфляцией, резкими колебаниями курсов иностранных валют, цен на нефть и нефтепродукты и прочее), значительно изменились условия жизни.
С учетом действующих вычетов на содержание ребенка, по мнению государства, достаточно 130 руб. в месяц, а на самого налогоплательщика – 390 руб., 65 руб. и 52 руб. соответственно. В то же время во Франции родители имеют право получить вычет в размере 5 729 евро на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении. И даже при применении самой высокой ставки по подоходному налогу, он составит 2 291 евро.
Размеры стандартных налоговых вычетов, установленные НК РФ в фиксированном размере не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков, что, в свою очередь, также может приводить к сокрытию части дохода либо уклонению от уплаты налога.
В IV квартале 2010 года величина прожиточного минимума в целом по РФ за один месяц была установлена в следующих размерах:
– для всего населения – 5 902 руб.;
– для трудоспособного населения -6 367 руб.;
– для пенсионеров – 4 683 руб.;
Представляется, что размер стандартных вычетов целесообразнее привязать именно к прожиточному минимуму как к более динамичной величине, что в большей мере соответствует принципу равного налогового бремени и позволит облагать налогом чистый доход налогоплательщика, освобожденный от расходов на удовлетворение минимально необходимых потребностей налогоплательщика.
Для наименее социально защищенных лиц, которые сейчас имеют право на стандартный налоговый вычет в 3 000 руб. и 500 руб. предлагается законодательно закрепить вычет в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.
При обращении Президента РФ к Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев поручил Правительству РФ «отменить так называемые стандартные вычеты, так как они для абсолютного большинства наших граждан приобрели уже просто символический характер».
В связи с этим представляется целе-
сообразным в НК РФ закрепить категорию «необлагаемый минимум», и приравнять его величину к прожиточному минимуму, устанавливаемому Федеральным Законом на территории РФ.
Также необходимо увеличить верхнюю границу дохода, до получения которого стандартный вычет предоставляется. Так, если установить ее на уровне 90 000 рублей, то это позволит получить максимальное число вычетов, 12 за год, тем гражданам, чей доход в течение года находится в пределах среднего значения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в РФ, то есть около 6 500 руб.
1. “Конституция Российской Федерации” принята всенародным голосованием 12.12.1993// “Собрание законодательства РФ”, 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-Ф3//”Собрание законодательства РФ”, 07.08.2000, N 32, ст. 3340
3. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-Ф3 “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”//”Собрание законодательства РФ”, 27.10.1997, N 43, ст. 4904
4. Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”// “Собрание законодательства РФ”, 30.06.2008, N 26, ст. 3010
5. Закон РФ от 07 декабря 1991г. № 1998 – 1 «О подоходном налоге с физических лиц»// “Российская газета”, N 59, 13.03.1992
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П / / Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. № 3
7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 197 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2010 г.”// “Российская газета”, N 69, 01.04.2011
8. Налоговое бремя и принципы налогообложения. Шувалова Е.Б., Ермаков В.В.// Экономические науки. 2008. № 47. С. 393-398.
9. Система налогового планирования: сущность и место в управлении организацией (теория вопроса). Шувалова Е.Б., Грачева Е.А.// Экономичес-
кие науки. 2007. № 35. С. 164-168.
11. http://www.gks.ru/dbscripts/ Cbsd/DBInet.cgi
12. http://www. 1tv.ru/news/social/ 171811
1. The Constitution of the Russian Federation enacted by nation-wide vote of 12 December 1993 // “Collection of the Legislation of the Russian Federation”,
26 January 2009 No. 4, page 445
2. The Tax Code of the Russian Federation (part Two) of 5 August 2000 No. 117-FZ // “Collection of the Legislation of the Russian Federation”, 7 July 2000, No. 32, page 3340
3. The Federal Law of 24 October 1997 No. 134-FZ “Concerning Living Wage in the Russian Federation” // “Collection of the legislation of the Russian Federation”,
27 October 1997, No. 43, page 4904
4. The Federal Law of 24 June 2008 No. 91-FZ “Concerning Introduction of Amendments into Article 1 of the Federal Law “Concerning Living Wage in the Russian Federation”” // “Collection of the legislation of the Russian Federation”, 30 June 2008 No. 26, page 3010
5. The Law of the Russian Federation of 7 December 1991 No. 1998-1 “Concerning Income Tax on Individuals” // “Russian newspaper”, 13 March 1992, No. 59
6. The Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of 24 February 1998 No. 7-P // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, 1998, No. 3
7. The Decree of the Government of the Russian Federation of 24 March 2011 No. 197 “Concerning Determination of the Size of the Living Wage per Head of Population and per Main Social-Demographic Group of Population in General in the Russian Federation by 4th quarter 2010” // “Russian newspaper”, 1 April 2011, No. 69
8. Tax burden and principles of taxation. Shuvalova E.B, Ermakov VV / / Economics. 2008. № 47. S. 393-398.
9. The system of tax planning: the nature and place in the management of the organization (theory question). Shuvalova, E., Gracheva EA / Economics. 2007. № 35. S. 164-168.
]]>