Последние дни в нашей стране, с точки зрения новостей, проходят достаточно насыщенно. Причем одним из событий, к которым приковано наибольшее внимание, являются забастовки дальнобойщиков из-за желания властей ввести плату за проезд по дорогам государственного значения.
Федеральные трассы являются главными транспортными артериями нашей страны, за счет которых производится не только перевозка пассажиров, но и транспортировка грузов, в том числе и первой необходимости. Поэтому сегодня поговорим о том, что представляет собой налог на проезд по главным дорогам нашей страны, и почему он так возмутил дальнобойщиков по всей стране, заставив тех обратить свои грузовики на Москву.
В чем суть налога, или как все начиналось
С 15 ноября 2015 года на территории России было введено два новых типа сборов, которые вызвали серьезное возмущение у дальнобойщиков. К ним относятся:
- Налог за пользование федеральными трассами.
- Налог за проезд по региональным дорогам.
Если во втором случае размер платы установят непосредственно региональные власти, то суммы, которые придется уплачивать за проезд королям дорог в первом случае, уже ясны. Платить придется 3,09 рубля за 1 километр, уплатить его будет необходимо из расчета километража, который будет показан при помощи специальных устройств, установленных в каждом авто. Причины, которые толкнули власти на подобный шаг, предельно ясны: за 2016 год эта мера дополнительно сможет принести в дорожный фонд государства до 40 миллиардов рублей. Об этом сообщил глава Росавтодора Р. Старовойт.
Читайте также: Сроки сдачи отчетности по торговому сбору
По словам руководителя ведомства, данный сбор позволяет Росавтодору в первую очередь заботиться о качестве покрытия для легковых автомобилей. Именно большегрузные фуры, по его мнению, наносят трассам наибольший ущерб, ввиду чего они и будут вынуждены его компенсировать, исходя из ставки 3,09 руб./км. Вместе с тем подобный шаг неминуемо вызовет рост цен на абсолютно все товары, которые поставляются в те или иные города автомобильным транспортом.
Дальнобойщики не станут платить налог из собственного кармана, повысив цены на перевозки для получателей груза. Последние, в свою очередь, будут компенсировать убытки за счет конечного покупателя, что неминуемо приведет к росту цен. Росавтодор убеждает, что данная инициатива не заставит покупателей переплачивать более чем 1%. Непосредственно водители и компании-перевозчики убеждены, что минимальный скачок цен составит от 6 до 8%. Данные цифры далеко не окончательны и могут меняться, в зависимости от аппетитов властей субъектов федерации, которые будут устанавливать региональный транспортный налог самостоятельно. В итоге за инициативы ведомства вновь придется расплачиваться конечному потребителю.
Собственно, идея введения регионального налога также принадлежала Старовойту. Еще рассказывая об эффективности введения платы за проезд по трассам федерального значения, он утверждал, что теперь дальнобойщики будут значительно реже пользоваться государственными дорогами, отдавая предпочтение второму типу. Разумеется, регионы прислушались к главе Росавтодора, ведь никому не хочется тратить лишние деньги из бюджета на ремонт дорог, да и сладкие цифры приятно греют ухо местным чиновникам. Поэтому гайки для перевозчиков были закручены окончательно.
Более того, по словам Старовойта, изначально размер налога должен был находиться на отметке 3,73 рубля за 1 километр, однако все же он был пересмотрен в сторону уменьшения и после консультаций с Минтрансом и с Минэкономразвития. В дальнейшем, по заверению главы Росавтодора, снижать его было попросту бессмысленно, ввиду чего и приняли именно такое решение.
Читайте также: Какие налоги обязательны к уплате пенсионерами
Дальнобойщики не согласны платить
Однако подобные инициативы чиновников, дальнобойщики восприняли в штыки. Сразу же после вынесения решения о введении налога, которое сразу же окрестили «Законом Ротенберга», транспортники начали выражать собственный протест, считая, что малый и средний бизнес из-за этого попросту умрет.
Основные требования водителей следующие:
- отключение системы «Платон», которая и является яблоком раздора;
- запрет на ее использование до 2020 года;
- введение ее в тестовом режиме, сроком на 1 год.
Первые итоги забастовки были получены практически сразу. Правительство пошло навстречу перевозчикам, снизив тариф за въезд на трассы федерального значения в два раза – до 1,53 руб./км. Однако действие данной меры будет кратковременным. Уже с марта следующего года и до декабря 2020 цены на проезд вернутся к первоначальной стоимости, а спустя 3 года, вероятно, вновь будут повышены. Чиновники заявили, что данный шаг позволит дальнобойщикам и компаниям, занимающимся частными перевозками, перестроить свой бизнес и подготовиться к переходу на оплату 3,08 руб./км.
Однако подобные «поблажки» водителей не удовлетворили. Они убеждены, что это вызовет очередной существенный скачок цен, из-за чего пострадают простые россияне, в том числе и они сами, вместе со своими семьями. Таким образом, на 11 ноября были запланированы протестные движения более чем в 15 городах в различных частях РФ, начиная от столицы и заканчивая населенными пунктами Сибири. В итоге подобные акции провели перевозчики более чем в 40 регионах.
Резко по этому поводу высказался представитель Профсоюза водителей-профессионалов А. Котов. Он убежден, что данная мера является ни чем иным, как самым обыкновенным побором, вводить которые неприемлемо. Тем более в кризис. Возможное влияние «Платон» на водителей он привел на примере перевозчиков молока и молочной продукции. На сегодняшний день потребление этих товаров на территории РФ снизилось более чем на 20%. Производители и перевозчики уже не могут сохранять нынешние цены на прежнем уровне, поскольку это приводит их к убыткам. Значит, рост цен вынудит россиян покупать еще меньше продукта, что приведет к банкротству целого ряда подобных предприятий. Что касается непосредственно дальнобойщиков – «Закон Ротенберга» вынудит малые и средние компании попросту закрыться, в связи с неликвидностью. Это приведет к смерти конкуренции и появлению монополий со стороны перевозчиков, которые таким образом смогут диктовать собственные условия предприятиям и пунктам реализации конечной продукции. Это будет приводить и к дальнейшим скачкам цен на самые различные товары.
Следовательно, дальнобойщики упорно отказываются воспринимать систему «Платон», и поэтому в самых различных городах проходят волнения. Более того, последние новости сообщают, что водители 12-тонных авто со всех уголков России движутся в Москву для проведения масштабной забастовки в столице. Если требования водителей не будут выполнены – они угрожают перекрыть МКАД, что приведет к транспортному коллапсу в столице.
Читайте также: Сколько налогов платит работодатель за каждого работника
Буквально на днях появилась информация о том, самый большой протест может быть отменен, однако сами дальнобойщики утверждают, что это неправда, и продолжают свое движение из различных городов РФ. Однако все же кое-кому, судя по всему, доехать не суждено. К примеру, в Дагестане сотрудники ГИБДД разворачивают все фуры в обратном направлении, утверждая, что они едут на забастовку. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других городах РФ, однако многие машины все же пробираются в столицу с намерением бастовать на МКАД.
30 ноября транспортный комитет Госдумы выступил с заявлением, что регионального налога все-таки не будет. Однако «Платон» продолжит свою работу на Федеральных трассах, что никоим образом не удовлетворяет бастующих. Они намерены добиваться правды и отстаивать свою позицию, даже если для этого придется перекрыть МКАД и идти на другие радикальные шаги, ведь «закон Ротенберга» может привести к росту цен в магазинах, а самих перевозчиков оставить без работы. На сегодняшний день никакого «света в конце тоннеля» пока не наблюдается. Перевозчики настроены радикально, чиновники не желают отступать от своего. Поэтому ситуация остается достаточно напряженной. Переговоры идут, но чем все закончится – пока предположить сложно.