Содержание статьи
В большинстве случаев молодой бизнес достаточно долгое время работает в убыток. Например, открыв свое дело в сфере обслуживания, нужно иметь средства, позволяющие беспрепятственно работать на протяжении двух лет. Но что делать, если в самый неподходящий момент средства закончились? Имеет ли право учредитель финансировать деятельность собственного предприятия? Будет ли облагаться налогом такая финансовая помощь?
Правила налогообложения
По правилам, прописанным нормативно-правовыми актами, переданная финансовая помощь от учредителя, если его доля больше 50% от уставного капитала предприятия, налогообложению не подлежит. Так же и с НДС, кроме тех случаев, когда деньги вносятся в кассу или поступают на расчетный счет организации, после чего за эти средства приобретается имущество или осуществляется его продажа учредителю.
Если финансовая помощь использовалась на приобретение товаров, владельцем которых в конечном итоге стал он, то сумма будет учитываться при налогообложении на добавочную стоимость.
Обязательно налогом будет облагаться финансовая помощь в тех случаях, когда доля учредителя меньше 50%. Еще одно требование ст. 251 НК России к вкладам собственников в оборотный фонд организации – это неприкосновенность приобретенного имущества в течение двенадцати месяцев. Эти вклады не должны передаваться под каким-нибудь предлогом третьим лицам. В случае если это произойдет, размер вложенных средств будет учитываться при формировании базы по налогу на прибыль.
Читайте также: Размер штрафа за неуплату налогов
Многие бухгалтеры убеждены, что безвозмездная финансовая помощь должна учитываться как статья доходов. Другие не придерживаются этого мнения. Чтобы определиться с выбором, надо четко разделить ситуации, когда финансовая помощь от учредителя стала вкладом или же преследует другие цели.
Вклад
Исходя из трактовки ПБУ, доходом признано любое приумножение экономических выгод путем получения нематериальных активов и погашения данных обязательств, которые приводят к приросту общего капитала компании, не считая добровольные вклады владельцев и участников этой организации. Это означает, что финансовая помощь от учредителя компании в бухгалтерском учете не учитывается как доход. Согласно ст. 128 ГК РФ, это такая же собственность компании, как, например, стол или компьютер, который передали в собственность компании.
Но любое увеличение общего имущества организации или компании при бухгалтерском учете не может считаться безвозмездным, потому что влияет на долевое соотношение участников этого общества. При этом доля участника, внесшего взнос, в большинстве случаев меньше размера вклада. По этой причине любая финансовая помощь оформляется как добавочный капитал и переходит на счета организации. Эти действия основаны на п. 68 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Финансовая помощь, получаемая организацией на прочие цели, называется прочими доходами и направляется на синтетические счета: прочие доходы дебет счета 51 (помощь учредителя организации) и расчеты по налогу дебет счета 68 (начисление перманентного налогового актива).
Оформление документации
Отражение финансовой помощи от учредителя компании в налоговом и бухгалтерском учете рассмотрена, осталась нерешенной проблема документации. Какая бумага не будет вызывать у работников налоговой инспекции лишних вопросов, так это дарственная. При оформлении договора требуется указывать следующее:
- Полные реквизиты как учредителя, так и лица, представляющего интересы компании.
- Долю учредителя в капитале.
- Предполагаемые цели использования.
- Цель, на которую уйдут средства.
- Сроки договора.
Читайте также: Каковы последствия неуплаты налогов
Обязательно необходимо указать, что финансовая помощь от учредителя абсолютно безвозмездна.
https://www.youtube.com/watch?v=lrzGlQaGFLI