Как составляется инвентаризационная опись основных средств

На прибыль;

ИнвентаризацияИнвентаризация основных средств проводится для того, чтобы сопоставить их фактическое наличие и данные бухучета. При проведении инвентаризации составляется опись основных средств, образец заполнения которой будет приведен немного ниже.

Прежде всего, стоит напомнить, что такое основные средства. Это имущество, необходимое в производстве, используемое компанией или предприятием для ведения своей деятельности. Данное имущество включается в баланс предприятия и имеет определенный срок его полезного использования, начиная от 1 года.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Еще до того, как вы начинаете вести предпринимательскую деятельность с использованием основных средств, их следует принять к бухучету. Для проведения инвентаризации могут возникнуть следующие основания:

  • необходимость составления бухгалтерского отчета;
  • сменилось материально-ответственное лицо;
  • проводится реорганизация предприятия или его ликвидация;
  • возникли какие-то форс-мажорные обстоятельства;
  • инвентарные объекты передаются по договору купли-продажи или аренды;
  • при порче имущества или факте его хищения.

Читайте также: Договор безвозмездного пользования землей: как составляется

Составляемая инвентаризационная опись позволяет документально подтвердить наличие инвентарных объектов, выявив их фактическое наличие, сопоставить полученные данные с учетной информацией, дать оценку объектам и определить их состояние, проверить правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете.

Проведенная инвентаризация и составленная инвентаризационная опись позволяют пресечь возможности злоупотребления служебным положением со стороны ответственного лица, поскольку выясняется сохранность имущества, своевременно выявить и списать недостачу, получить реальную картину ситуации, сложившейся на данный момент.

Несколько этапов проведения инвентаризации

Перед тем как приступать к инвентаризации, в ходе которой составляется инвентаризационная опись, следует проверить наличие документации, в том числе и технических паспортов инвентарных объектов. Также следует проверить наличие регистров по аналитическом учету – описей, инвентарных книг, инвентарных карточек, и так далее. В случае если у предприятия есть основные средства, которые были переданы в аренду, следует убедиться в наличии документации на такое имущество.

Инвентаризация основных средств – это процедура, в рамках которой проводится проверка наличия объектов и их состояния, проводимую в несколько этапов:

  1. Этап первый – организационный. На данном этапе разрабатывается план проведения инвентаризации и берется расписка от материально-ответственного лица. Руководство должно составить соответствующий приказ, в котором следует указать виды основных средств, подпадающие под проверку, и состав комиссии.
  2. Этап второй – основной. На основном этапе составляется инвентаризационная опись путем проведения проверки имущественных объектов.
  3. Этап третий – заключительный. На этом этапе сопоставляют информацию, полученную в результате проведения инвентаризации с данными бухгалтерского учета. Здесь выявляются имеющиеся отклонения в ту или иную сторону, выясняются причины недостачи или появления излишков, оформляется ведомость расхождений по итогам проведенной проверки. Также на заключительном этапе готовятся предложения относительно отображения полученного при проведении инвентаризации результата в бухгалтерском учете.

Если в ходе проводимой проверки обнаруживаются объекты, ранее не включенные в бухучет, члены комиссии должны внести в инвентаризационную опись техническую информацию и правильные данные по выявленному имуществу. Оценка не отображенных в бухгалтерском учете объектов проводится на основании актуальной рыночной цены, а степень их износа определяется по техническому состоянию. Данные об износе и оценивании вносятся в соответствующий акт.

Образец заполнения инвентаризационной описи 0504087

Рассмотрим образец заполнения инвентаризационной описи 0504087, состоящей из нескольких вертикальных колонок. Перечислим названия данных колонок слева направо:

  • номер по порядку;
  • наименование и код;
  • инвентарный или номенклатурный номер;
  • единица изменения;
  • цена;
  • фактическое наличие. Данная колонка состоит из двух колонок – количество (в единицах измерения) и сумма (в денежных единицах);
  • данные бухучета – здесь также есть 2 колонки, их названия аналогичны;
  • результаты инвентаризации. Это одна большая колонка, состоящая из двух колонок – недостатки и излишки. Каждая из данные колонок, в свою очередь, также состоит из двух колонок – это уже упоминавшиеся количество и цена.

В самом низу, начиная от колонки «фактическое наличие», есть две горизонтальные колонки:

  • итого;
  • итого по описи.

Читайте также: Что такое Государственный реестр саморегулируемых орагнизаций

Прописью указывается:

  • количество порядковых номеров;
  • фактическое общее количество единиц;
  • фактическая общая сумма.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *