Содержание статьи
Когда дело касается налогов, необходимо изучить все особенности законодательства, ведь незнание отнюдь не освобождает от ответственности, а любые налоги – это не только лишняя монета, отчисляемая из семейного бюджета в бюджет государственный, но и причина, по которой рано или поздно можно оказаться на скамье подсудимых. Если рассматривать всех налогоплательщиков страны, то их можно разделить на две группы.
- Налоговые резиденты. Лица, имеющие постоянное местопребывание в рассматриваемом государстве. Этот статус дает право воспользоваться стандартными, социальными и имущественными вычетами. К доходам резидентов применяется ставка размером в тринадцать процентов от общей прибыли.
- Нерезиденты. Люди, которых нельзя рассматривать как постоянно пребывающих в государстве, но, тем не менее, они платят налоги. Такое может быть справедливо для иностранцев, которые разместили часть мощностей своего бизнеса на территории Российской Федерации. У них нет права пользоваться стандартными, социальными и имущественными вычетами. У них налог считается по ставке в тридцать процентов от общего объема прибыли.
Модификации, внесенные в законодательство касаемо налоговых резидентов
Речь пойдет о модификациях, касающихся налогового резидентства. До первого января 2007 года физ лица расцениваются в качестве налоговых резидентов только в том случае, если располагались на территории России в продолжение ста восьмидесяти трех дней календарного года. При таком положении дел образовывалась определенная «дыра» в законодательстве. Получалось, что ежегодно, первого января, абсолютно все физические лица становились налоговыми нерезидентами. Статус налогового резидента мог появиться никак не раньше второго июля.
Выходило так, что первое полугодие все российские граждане должны были выплачивать налоги по повышенной ставке в тридцать процентов. В большинстве случаев работодатели и налоговая закрывали на это глаза, выплачивая налоги по ставке в тринадцать процентов, однако случались прецеденты, после которых работодатель, выполнявший роль налогового агента, попадал на скамью подсудимых. Случалось это, к примеру, если сотрудник увольнялся до второго июля и уезжал на ПМЖ за рубеж. Тогда выходило, что он не успевал перевестись в статус налогового резидента, следовательно, выплачивал налог по меньшей ставке незаконно.
Различия представления о налоговом резиденте до законопроекта и после него состоят в том, что критерий пребывания физлица в Российской Федерации не меньше ста восьмидесяти трех календарных дней в продолжение двенадцати месяцев кряду. К тому же это стало применяться не только к двенадцатимесячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному двенадцатимесячному периоду, в том числе начавшемуся в одном налоговом периоде и продолжающемуся в другом.
Как стать налоговым резидентом Российской Федерации
Если иностранец приезжает в Россию и устраивается здесь на заработок, то с его дохода (заработной платы) будет взиматься не минимальная ставка на доход физических лиц, как с граждан России, составляющая тринадцать процентов, а целых тридцать процентов. И так до тех пор, пока он не станет налоговым резидентом Российской Федерации.
На сто восемьдесят четвертый день его нахождения в России ему обязаны пересчитать налоговую ставку, но только за данный период. Это означает, что если иностранец прибыл на территорию Российской Федерации в конце лета, то статус «налоговый резидент РФ» он получит только в конце второго месяца следующего года.
Налоговыми резидентами налогоплательщики начинают считаться автоматически, но в этот процесс тоже были привнесены некоторые поправки.
С первого января 2011 года переплата по налогу не возвращается по причине того, что физлица обрели статус налогового резидента. Начиная с первого января 2011 года, возвращение суммы переплаты в связи с переменами в его данном статусе осуществляется непосредственно налоговым органом, в котором работник зарегистрирован по месту своего проживания.
Читайте также: Ставки на транспортный налог в Московской области с 1 января следующего года
Работник, статус которого переменился, для возвращения своих денег должен сам обратиться в Федеральную налоговую службу, но перед этим оформить декларацию, а также документы – здесь нужна справка о смене данного статуса.
Стоит отметить, что все эти действия нужно исполнять только по завершении года после смены статуса.
На практике же, к сожалению, у нанимателей нет объективной возможности проверить, является ли человек, устраивающийся на работу, налоговым резидентом (обитал ли он в России сто восемьдесят три дня в продолжении последних двенадцати месяцев). Максимум, что может предпринять наниматель – это потребовать у него подтверждение – заявление с просьбой считать работника налоговым резидентом РФ в связи с тем, что он заверяет, что предыдущие полгода жил в Российской Федерации. В результате вся ответственность ложится на плечи работника, и довольно часто безответственная ложь в этом случае может послужить причиной увольнения «по статье», и не только этой, но и других, весьма неприятных мер.
Налоговое резидентство и юридические лица
Мы уже рассмотрели разнообразные ситуации, касающиеся физических лиц, как резидентов и нерезидентов, однако стоило бы особо акцентировать внимание на рабочие объединения людей, являющиеся юридическими лицами, а также ситуации, в которых они признаются налоговыми резидентами.
Согласно статье 246.2 Налогового кодекса, юрлицо считается налоговым резидентом при условии расположения на ее территории фактического управления. А для определения соблюдения этого условия используются в свою очередь трех ключевых условий. Рассмотрим более подробно основные критерии:
- заседания управляющего органа происходят в основном на территории России;
- управление фирмы большей частью происходит из России;
- руководящие лица фирмы значительной долей реализовывают свою активность в отношении иностранной фирмы в России.
Чтобы выяснить местоположение фактического места руководства, необходимо учесть все связанные с ним факты и обстоятельства, в том числе:
- место жительства руководителей;
- ступень их причастности к руководству компанией, а также к управлению банковскими счетами;
- существование, либо отсутствие доверенностей, генеральных или с правом передоверия;
- местоположение бухгалтерии;
- другие критерии.
Иными словами, для того чтобы определить место фактического управления, необходим подробный анализ всех сфер работы фирмы, а также способов осуществления управления ею.
Эта процедура весьма сложная и продолжительная, поэтому, чтобы избежать проблем с определением резидентства, а также всех сложных процедур, нужно обеспечить воплощение всех критериев резидентства в данной стране. Здесь существует два способа преодоления всех этих затруднений:
- Усилить местное управление иностранной компанией в иностранном государстве.
- Объявить фирму налоговым резидентом Российской Федерации, та как теперь в российском законодательстве существует данная техническая возможность.