Содержание статьи
Налоговая база любого налогоплательщика представляет собой денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, которые вводятся положениями ст. ст. 218-219 НК РФ.
Если налогоплательщик совершил пожертвование с целью благотворительности, к примеру, помог организации, защищающей права животных или сделал перечисление религиозной организации на осуществление ею уставной деятельности, то таким образом не просто уменьшил свой доход, но сделал это в социально полезных целях, поэтому налогооблагаемая база должна стать меньше на эту сумму.
К таким же затратам приравниваются и те, что в ряде случаев совершаются на лечение или получение образования — самих налогоплательщиков или членов их семей.
Сущность социальных налоговых вычетов
Для того, чтобы воспользоваться правом получения вычета в силу благотворительности или других целевых затрат, потребуется каким-то образом доказать их природу, что возможно лишь при наличии банковских платёжных документов или документов организаций связи о проведённых перечислениях.
Если в течение отчётного периода налогоплательщик жертвовал на строительство храма посредством закладывания денег в коробочку с надписью «На храм!», которая стояла у входа в церковь, то не следует надеяться на то, что налоговая служба уменьшит сумму налога этого лица. Хотя для принятия вычетов налоговым органом совершенно не нужно и наличие финансовой отчётности, какая существует у организаций или ИП.
Не следует думать, что благотворитель может перечислить какому-то лицу, означенному в положении ст. 219 НК РФ, сто миллионов, а 99 из них потом забрать назад «чёрным налом», вступив в договорённость со служителями культа или администрацией приюта для бродячих животных. В результате чего вычет станет равным всем доходам, а НКО или религиозная организация получит свой вожделенный миллион, что и называется откатом.
Если такие недобросовестные операции и проводятся, то только не в силу статей НК РФ о налоговых вычетах. Хотя бы по той причине, что ориентированы они на физических лиц, уменьшают НДФЛ в 13% и предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
Это максимальный размер вычета в силу благотворительной деятельности налогоплательщика. Общий же объём всех налоговых вычетов не может превысить сумму в 120 000 рублей за налоговый период.
Вообще пожертвования на уставную деятельность религиозных организаций это благотворительная помощь, которая должна оказываться исключительно на цели, прямо указанные в ФЗ № 135-ФЗ, и только физическим лицам либо некоммерческим организациям (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).
Положения рассматриваемой статьи тесно перекликаются с положениями законов о деятельности, имеющей социальную значимость. К ним относится ещё и ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Если жертвователь стремится финансировать какие-то структуры, чтобы уйти от уплаты налогов, то обычно это связано с неуплатой НДС на сумму, которая отражена в проводках с благотворительными целями.
Однако не нужно думать, что налоговые органы или прокуратура не имеют возможности проверки документации религиозных организаций. Это не связано непосредственным образом с тем, что церковь у нас признаётся «отделённой от государства». Юридически религиозные организации ближе к НКО, а декреты советской власти давным давно не имеют юридической силы.
Несмотря на обширность сведений о характере операций, влекущих за собой социальные налоговые вычеты, все их типы исчерпываются благотворительностью, лечением и обучением. Кроме этого существует возможность получить социальный вычет в отношении страховых взносов, которые осуществлены по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования.
Как и все прочие вычеты, социальные проводятся на основе заявлений самих налогоплательщиков, с которыми те могут обратиться в региональное отделение ФНС, приложив к нему документы, подтверждающие целевые платежи.
Чтобы сущность вычетов стала окончательно понятной рассмотрим её на примере. Предположим, что некто получил заработную плату в сумме 560 тыс. руб. НДФЛ, перечисленный его работодателем в бюджет по ставке 13%, составил 72 тыс. 800 руб. В ходе этого периода налогоплательщик перечислил на благотворительные цели 230 тыс. руб. В начале следующего года он подаёт в отделение ФНС налоговую декларацию с заявлением о налоговом вычете и копиями банковских документов о перечислении денежных средств на благотворительные цели.
Напомним, что вычет не может быть выше 25% от суммы дохода налогоплательщика. В данном случае он не может быть выше 140 тыс. руб. Реальные расходы на благотворительность составили 230 тыс. руб. По этой причине НДФЛ с учетом расходов на благотворительность будет рассчитываться из суммы в 300 тыс. руб.
Дополнительные подзаконные акты и судебная практика
В случае, если налогоплательщик хочет получить вычет в силу того, что совершал затраты на какие-то цели, связанные с медициной, то становятся актуальными данные из специальных перечней, утвержденных ПП РФ от 19.03.2001 г. № 201. Это перечни медицинских услуг, лекарственных средств и дорогостоящих видов лечения. С течением времени их содержание регулярно меняется, что объясняется объективными причинами — появляются новые лекарства и виды медицинских услуг.
Время от времени встречаются и ситуации, когда различные министерства и ведомства издают приказы, которые влияют на то, какие затраты будут относиться к тем, что дают право на налоговый вычет. К примеру, приказ № 289/БГ-3-04/256, который однажды пытался оспорить в судебных инстанциях налогоплательщик. Однако СК по административным делам ВС РФ нашла, что признание приказа недействующим приведёт к невозможность реализации нормы, установленной подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, и, как следствие, нарушению прав налогоплательщиков, претендующих на получение социального налогового вычета.
Хотя на самом деле приказ затрудняет получение вычета, а не упрощает, что и пытался доказать заявитель. Такие выводы можно сделать из решения по делу № ГКПИ11-1422, вынесенного 12 октября 2011 г. ВС РФ.
]]>