Содержание статьи
По результатам проведения камеральной проверки документов в налоговой инспекции, происходит подтверждение налогового вычета физическому или юридическому лицу. При проведении данной процедуры, налогоплательщик должен быть ознакомлен с порядком и сроками ее проведения, чтобы правильно и последовательно выполнять все необходимые действия, которые могут существенно повлиять на принятие решения.
И так, самые важные моменты, на которые следует обратить внимание налогоплательщику – физическому лицу при прохождении процедуры камеральной проверки на подтверждение налогового вычета.
Сроки подтверждения налогового вычета .
Согласно статьи 87 Налогового Кодекса РФ, камеральная проверка является формой контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов и проводится в отношении юридических и физических лиц. Проверка, проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе всех имеющихся документов о деятельности налогоплательщика, налоговых деклараций и подтверждающих документов.
Камеральная проверка, в соответствии с п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ, проводится в течение 3-х месяцев. Срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые подтверждают правильность расчетов и обоснованность затребованных выплат.
Информационное письмо ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г определят срок уведомления о результатах проверки налогоплательщика, им является день, следующий за днем окончания проверки. Если по результатам проверки не найдено нарушений и неточностей в представленных документах, то гражданин, в письменной форме, информируется о величине налогового вычета и способе его получения.
И вот, на вопросах о сроках проведения проверки, следует заострить внимание. Зачастую, работники налоговой службы, неправильно исчисляют срок начала проверки, не день подачи, а день, когда документы были получены налоговым инспектором для проведения проверки. Известны также случаи, когда дата начала проверки отсчитывалась со дня вынесения решения о проверке. Самовольная трактовка налогового законодательства со стороны контролирующих органов является недопустимой и противоречит существующим нормативным актам Российской Федерации, в которых есть четкое определение даты начала проверки. Им является день подачи документов в налоговую инспекцию.
Поэтому, для предупреждения нарушения прав налогоплательщиков, необходимо заявление на подтверждение налогового вычета, подавать в двух экземплярах, на втором экземпляре, который остается у налогоплательщика, должна быть поставлена отметка уполномоченного работника налоговой службы с указанием даты, когда декларация и уточняющие документы были сданы на проверку.
Перечень документов для подтверждения налогового вычета.
Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, налогоплательщику нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Не следует полагаться на советы своих знакомых, которые проходили такую процедуру. Дело в том, что у каждой налоговой службы есть свои тонкости и специфика рассмотрения таких дел, поэтому перечень документов, которые подтверждают понесенные налогоплательщиком затраты надо получить только в налоговой инспекции. Если вы не представите все необходимые документы на подтверждение налогового вычета, то проведение камеральной проверки может не состояться. Процедура начала проверки связана с наличием декларации и представлением налогоплательщиком подтверждающих документов. В письме Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 четко обозначено, что исчисление срока камеральной проверки начинается с того дня, когда в налоговый орган будет предоставлена декларация и последний из подтверждающих документов.
Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика – физического лица только те документы, которые подтверждают указанные в декларации сведения, и являются основанием для подтверждения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840, в требовании о предоставлении документов на подтверждение налогового вычета, налоговая инспекция должна четко и конкретно указать, какие документы необходимы для проверки.
Налогоплательщику необходимо собрать полный пакет документов, так как от этого зависит срок проведения проверки и срок получение имущественного налогового вычета.
Если, в ходе проверки, будут выявлены нарушения и несовпадения сведений, обозначенных в налоговой декларации и подтверждающих документах, то представители налоговой инспекции вправе затребовать от налогоплательщика дополнительные документы и пояснения по вопросам несоответствия. Возможно, нужно будет внести изменения в представленные документы. Такие действия вполне правомерны и проводятся в соответствии со статьями 31 ,88 ,93 Налогового кодекса РФ. Так, в ходе камеральной проверки, инспектор вправе потребовать объяснения и дополнительные сведения, также, получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Хотя, надо отметить, что срок, в течение которого необходимо предоставить дополнительно затребованные документы и внести требуемые исправления, данными статьями не оговорен. Такая неопределенная ситуация, создает условия для необъективного проведения процедуры рассмотрения вопроса о получении налогового вычета в отношении налогоплательщика.
Надо отметить, что если в заполнении налоговой декларации в ходе проведения проверки выявлены ошибки, неточности и несоответствия или расхождения с подтверждающими документами, то налогоплательщику нужно будет предоставить уточненную декларацию. В этом случае, отсчет срока проведения проверки на подтверждение налогового вычета, будет начинаться со дня подачи уточненной декларации.
Форма предоставления поясняющих дополнительных документов для подтверждения налогового вычета.
В ходе проверки, налогоплательщик, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Налогового кодекса, вправе давать пояснения по представленным документам, что позволит снять некоторые спорные вопросы в первоначальном рассмотрении и не затягивать сроки проведения проверки, а, соответственно, и сроки получения налоговых вычетов.
Важно, также, знать, в какой форме нужно давать пояснения по процедуре проверки документов.
Если налогоплательщик на приеме у налогового инспектора на все вопросы дает пояснения в устной форме, то такие пояснения не имеют никакой правовой основы. Не принимаются к рассмотрению и пояснения, отправленные по электронной почте на сайт налоговой инспекции, поскольку они не имеют соответствующих реквизитов и просто могут быть не доставлены.
Часто налоговые инспекторы делают запросы и предъявляют претензии в устной форме или в телефонном режиме. Такая практика, не допустима. Чтобы в процессе процедуры камеральной проверки на подтверждение налогового вычета, не оказалось, что некоторые уточняющие документы отсутствуют, необходимо придерживаться в отношении с инспектором необходимых формальных отношений. Каждый запрос на предоставление уточняющих документов или пояснений, должен быть соответственно оформлен и направлен налогоплательщику. Налогоплательщик со своей стороны должен предоставить письменное пояснение или необходимый документ, с указанием даты подачи и подписью. Только соблюдение таких правил позволит избежать недоразумений в отношении с налоговыми службами, и позволит гражданину получить положительный ответ по выплате налоговых вычетов.
На вопрос, не нарушают ли требования о представлении дополнительных документов экономических и гражданских прав и свобод граждан, есть ответ главного финансового ведомства страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005г. № 03-02-07/1-22 указывается, что представление первичных документов для процедуры проверки на подтверждение налогового вычета лишь подтверждает правильность и полноту уплаты налогов, а, отнюдь, не являются нарушением прав и свобод налогоплательщика.
]]>