Налоговый кодекс РФ (ст. 221) предоставляет адвокату право на получение профессионального налогового вычета. Это означает, что при расчете НДФЛ адвокат вправе учесть расходы, связанные с профессиональной деятельностью.
Казалось бы, все просто: посчитать сумму расходов, вычесть их из налоговой базы, и сумма налога к уплате уменьшится. Однако на практике от адвокатов приходится часто слышать, что налоговики не приняли расходы для целей налогообложения, доначислили НДФЛ и пени.
Попробуем разобраться, почему так получается и как избежать подобных ситуаций. Для расчета налога необходимо выполнить 5 действий:
- рассчитать сумму дохода;
- определить и обосновать (подтвердить) расходы, подлежащие включению в состав затрат;
- рассчитать сумму расхода;
- рассчитать налоговую базу;
- исчислить налог.
Нетрудно догадаться, что самый сложный и трудоемкий этап в расчете – второй. Именно определение и подтверждение расходов, подлежащих включению в состав затрат, требует наибольшего внимания и анализа.
Нормой п. 1 ст. 252 НК РФ установлены следующие требования к расходам: они должны быть подтверждены документально и экономически обоснованы.
В отношении адвокатов ст. 221 НК предусмотрены дополнительные требования: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности и быть фактически произведены.
Чтобы затраты были приняты для целей налогообложения и у адвоката появилась возможность уменьшить налоговую базу, расход должен соответствовать всем перечисленным критериям. Рассмотрим подробнее каждый пункт, чтобы понять, что конкретно хотят видеть инспекторы, проверяя налоговые декларации адвокатов.
Первый: документальное подтверждение расходов.
Ситуация, когда расход произведен, а подтверждающие документы отсутствуют, возникает очень часто. НК не содержит четкого перечня документации для подтверждения расходов, поэтому следует сохранять любые документы, которые могут подтвердить факт и размер понесенных затрат. На практике основными документами, подтверждающими расход, являются первичные документы: накладные, акты, универсальные передаточные документы, счета-фактуры, путевые листы и т. п. Инспекторы могут запросить также иные документы – например, договоры, проездные билеты, приказы и т.д.
Согласно п. 277 перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236, первичная документация должна храниться не менее 5 лет. И хотя подп. 8 п. 1 ст. 23 НК установлен срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату налогов, в течение четырех лет, рекомендую не избавляться от подтверждающих документов раньше, чем через 5 лет, ведь если документов нет, расход к учету не примут, а это означает доначисление налога, пени и штраф.
Второй: расходы должны быть экономически обоснованы. Это означает намерение получить доход в данном периоде (или в будущем) за счет понесенного расхода.
Указанный пункт по смыслу схож со следующим – третьим.
Третий: расходы должны непосредственно относиться к профессиональной деятельности.
То есть расходы, которые адвокат намерен вычесть из налогооблагаемой базы, должны быть произведены с намерением получить доход в будущем (например, реклама, аренда) или напрямую относиться к профессиональной деятельности адвоката (например, проездные билеты и проживание в гостинице, если для представления интересов доверителя нужно выезжать в другой регион).
Нередко проверяющие считают, что расход никак не связан с профессиональной деятельностью, и отказывают в предоставлении вычета. Чтобы этого избежать, рекомендую направлять в налоговый орган вместе с первичными документами пояснительную записку с подробным указанием, с какой целью осуществлены затраты и как они связаны с рабочим процессом.
Четвертый: расходы должны быть фактически произведены.
Несмотря на то что фактическая оплата кажется совсем простым условием, здесь также есть сложности. Если с оплатой по безналичному расчету вопросов, как правило, не возникает – их можно подтвердить банковской выпиской или платежным поручением, – то с расчетами наличными денежными средствами или платежными картами сложнее: чеки зачастую теряются или выцветают.
Бороться с выцветанием чеков несложно – достаточно сделать ксерокопии, к тому же продавец может направить чек в электронном виде. А вот обеспечить сохранность чеков и прочих документов поможет только дисциплина. Заведите правило – регулярно (например, раз в неделю) выкладывать скопившиеся в портфеле или бумажнике документы в отдельную, специально выделенную для этих целей папку. Удобно также, когда к папке приложен список-реестр, в котором фиксируются все сохраняемые документы.
Нередко от адвокатов доводится слышать, что проще заплатить налог, чем соблюсти все требования НК.
На первый взгляд, действительно кажется, что выполнить все условия крайне сложно. Но исходя из личной практики, могу заверить, что задача решаема. Главное – ответственно отнестись к процессу и внимательно следить за соответствием всем критериям, тогда проблем с получением вычета не возникнет.
В заключение отмечу, что право на профессиональный налоговый вычет имеют все адвокаты, независимо от формы адвокатского образования. В частности, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, имеют право на вычет в соответствии с п. 1 ст. 221 НК. Члены коллегий адвокатов или адвокатских бюро получают вычет на основании п. 2 ст. 221 Кодекса.
Важно помнить – если адвокат не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с адвокатской деятельностью, то вычет, предусмотренный абз. 4 п. 1 ст. 221 НК (20% от общей суммы доходов), он применять не вправе.
]]>