Содержание статьи
Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц.
Были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и историю НДФЛ ;
2. Разобрать характеристики основных элементов;
3. Изучить основные принципы налогообложения;
4. Раскрыть сущность налоговых вычетов;
5. Выявить виды налоговых вычетов;
6. Анализировать совершенствование систем вычетов НДФЛ.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и содержание НДФЛ. ……………………………………..6
1.1.Сущность и история НДФЛ………………………………………….. 6
1.2. Характеристика основных элементов……………………………… 10
1.3. Основные принципы налогообложения …………………………….22
Глава 2. Налоговые вычеты по НДФЛ ……………………………………. 26
2.1. Сущность налоговых вычетов. ………………………………………26
2.2. Виды налоговых вычетов …………………………………………….32
2.3. Совершенствование систем вычетов НДФЛ в сравнении с другими странами ……………………………………………………………………39
Заключение. …………………………………………………………………. 47
Библиографический список. …………………………………………………49
Приложения. …………………………………………………………………..51
Вложенные файлы: 1 файл
курсовая по налоговой политике.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
Курсовая работа по дисциплине
Налоговая политика на тему:
Научный руководитель учебной практики:
Дата сдачи на проверку_________
Оценка после защиты_________
Среди множества проблем, существующих в современном обществе, наиболее актуальной в настоящее время является проблема налогообложения. Это связано с тем, что она глубоко застраивает интересы как хозяйствующих субъектов, так и большинства граждан.
История налогообложения насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты, но суть налогов всегда оставалась неизменной. Это была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право осуществления той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.
Государство как получатель налогов устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, т.е. форма и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве. Сохранился такой порядок и в наши дни.
В современных условиях создание эффективной налоговой системы входит в число основных проблем экономической политики государства. От ее функционирования в наибольшей степени зависит решение задач глубокой структурной перестройки экономики, стимулирования деловой активности, роста производства и его эффективности, стабилизации финансовой системы государства.
Налоговая система государства с рыночными отношениями – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики в формировании доходов бюджета, обеспечение равновесия интересов участников воспроизводственного процесса.
Качественная подготовка специалистов в области экономики и торговли основана на тщательной проработке ряда дисциплин. Одно из центральных мест занимают налоговые дисциплины. Это связано с тем, что именно налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества.
Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы будущих экономистов, а также всех тех, кто занят в сфере предпринимательства.
Налог на доходы физических лиц в РФ является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.
В данной работе приведены характеристики основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в налоговой системе России.
Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц.
Были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и историю НДФЛ ;
- Разобрать характеристики основных элементов;
- Изучить основные принципы налогообложения;
- Раскрыть сущность налоговых вычетов;
- Выявить виды налоговых вычетов;
- Анализировать совершенствование систем вычетов НДФЛ.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц.
Предмет исследования – налоговые вычеты по НДФЛ.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ документов, синтез, сравнительный метод и другие.
Глава 1. Понятие и содержание НДФЛ.
1.1.Сущность и история НДФЛ
Современная налоговая система России немыслима без налога на доходы физических лиц. Это один из немногих налогов, имеющий богатую историю.
Древним предком данного налога можно считать дань. Она представляла собой платеж, взимаемый князем, военачальниками или победителями с побежденного племени. Дань собиралась весной и зимой двумя способами: «повозом» – когда ее привозили к князю, и «полюдьем» – когда князь или его дружина сами ездили за ней.
Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста.
История становления самого налога в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов.
Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком.
В начале 1905 года подоходный налог вновь напомнил о себе и стал предметом жарких дискуссий, продлившихся не один год. 6 апреля 1916 года Николай II утвердил закон «О государственном подоходном налоге». Кстати, подобные налоги во многих европейских странах появились гораздо раньше: в Англии – в 1842 году, в Пруссии в 1891 году, во Франции в 1914 году.
В соответствии с Положением о государственном подоходном налоге субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. Причем в числе первых были как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года.
Положение закрепляло широкий круг объектов государственного подоходного налога и предусматривало, что он взимается с полученного дохода независимо от его формы и источника.
Не облагались налогом наследственные и дарственные получения; страховые вознаграждения; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.
Государственный подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни.
Начало введения государственного подоходного налога было намечено на 1917 год, но из-за Февральской революции он стартовал годом позже.
После Февральской революции пришедшее к власти Временное правительство 12 июня 1917 года приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», которым были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1000 рублей необлагаемый минимум. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1 тысячи до 400 тысяч рублей. Низшая ставка налога составляла 1%, а высшая – 33%. А доход, превышавший 400 тысяч рублей, облагался в размере 120 тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по 3050 рублей на каждые полные 10 тысяч рублей сверх 400 тысяч рублей.
12 июня 1917 года было принято Постановление « Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 рублей, предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5%.
В первой половине 20-х годов налог успел приобре сти двойное название «подоходно-поимущественный», при этом он взимался отдельно с дохода и отдельно с имущества; был объединен с общегражданским, квартирным налогом и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу и, в завершение, очередным Положением был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие; работники искусств; лица, занимающиеся частной практикой; лица, имеющие доходы от работы не по найму.
Следующие 20 лет запомнились ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы.
Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера. Налог уплачивался четыре раза в год: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
С 1960 года постепенно повышался необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих, и уменьшались ставки налога по этим доходам. Однако, опомнившись, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.[12]
Закон РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге». Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.[1]
Плательщиками подоходного налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.
Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным рыночным ценам на дату получения дохода.
Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.
Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института «резидентства». Под налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица (в том числе и иностранцы), которые находились на территории страны не менее (строго) 183 дней за 12 предшествующих месяцев.
Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют:
13% – по доходам, получаемым в России и за ее пределами физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами;
9% – по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
30% – по доходам, получаемым в России физическими лицами, являющимися налоговыми нерезидентами;
35% – от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; процентных доходов по вкладам в банках; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств
Установленные в нашей стране ставки НДФЛ – одни из самых низких в мире. К примеру, в Австралии размер налога на доходы физических лиц достигает – 17-47%, в Бразилии – 15-27,5%, Великобритании – 0-40%, Германии – 14-45% (0%, если годовой доход ниже 7834 Евро (2009 год), Испании – 24-43%, Италии – 23-43%, Китае – 5-45%, Чехии – 15%, США – 15-35%, и даже в Украине – 15%.
]]>