Содержание статьи
- Порядок назначения камеральной проверки
- Порядок проведения камеральной проверки
- Направление требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)
- Направление требования о представлении документов (ст. 93 НК РФ)
- Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)
- Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки
- Срок проведения камеральной проверки
- Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- Выездная проверка (ст. 89 НК РФ) — подробности читайте в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру». Такая проверка требует больших трудозатрат, проводится редко.
- Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ) — этому виду проверок подвергаются практически все декларации.
Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка» руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.
Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Автоматизированные системы налоговой получают значительное количество сведений:
- данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
- сведения о расчетах, производимых через онлайн-кассы;
- сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
- сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
- данные о движении денежных средств по банковским счетам (по запросу).
Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительно. Нарушения выявляются только по 4 из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей — около 20 000 руб. на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.
- Основная цель, которую преследует ФНС при проведении камерального контроля, — принудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов, а не доначислить налоги и наложить штрафы.
Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без составления акта). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.
- Подача первичной или уточненной декларации уже является основанием для того, чтобы начать камеральную проверку (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс « Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.
Порядок проведения камеральной проверки
- Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Их данные с помощью программных средств сопоставляются внутри декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
- Установив ошибки, несоответствия данных налоговой декларации, налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля.
Направление требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)
Во всех случаях, когда налоговая инспекция выявила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требования о представлении документов (ст. 93 НК РФ)
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:
- в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
- представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
- в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
- представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
- выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют требование о представлении документов (информации):
- форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@;
- порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.
Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в адрес налоговой запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.
Подробно с правами налогового органа по направлению требований и порядком ответа на них можно ознакомиться в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».
Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)
Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
- в декларации заявлено возмещение налога;
- выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
- выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки
При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:
- истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
- допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
- назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки
- Срок камеральный проверки — 3 месяца с момента представления декларации.
- Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца. Этот срок могут продлить до 3 месяцев, если установят признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 06.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (Письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129):
- налогоплательщик относится к низкому либо среднему уровню риска;
- по предыдущей декларации НДС был также заявлен к возмещению и налоговые органы подтвердили более 70% от заявленной суммы;
- более 80% вычетов по НДС приходится на контрагентов низкого, среднего уровня риска;
- не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
- сумма уплаченных налогов за три года, превышает сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета по декларации.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, Письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и при выездной проверке:
Акт может быть на бумаге или в электронном виде.
У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
]]>