ФНС России намерена автоматизировать процесс получения налоговых вычетов к весне 2021 года

Налоговые вычеты;

Об этом Руководитель ФНС России Даниил Егоров заявил в ходе состоявшегося вчера пленарного заседания VI Всероссийского налогового форума – 2020 “Налоговая вакцинация экономики”, организованного ТПП РФ.

Действующий в настоящее время механизм получения налоговых вычетов предполагает подачу налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с подтверждающими право на вычеты документами по итогам налогового периода и возврат части суммы удержанного за год НДФЛ. “Налогоплательщикам неудобно, нам все это перерабатывать крайне неудобно, долго и тяжело”, – отметил глава налогового ведомства. В связи с этим планируется перевод процесса предоставления налоговых вычетов полностью в автоматизированный режим.

Оптимизацию порядка получения налоговых вычетов ФНС России намерена начать с имущественных налоговых вычетов по НДФЛ – на покупку недвижимости, на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на новое строительство или покупку жилья (п. 1 ст. 220 Налогового кодекса). Предполагается, что в тех случаях, когда гражданин будет покупать имущество с использованием банковских институтов (гарантированная продажа), вся необходимая для налогового вычета информация поступит в налоговый орган от кредитных организаций. Налоговики сами произведут предрасчет налогового вычета и разместят соответствующую информацию в личном кабинете налогоплательщика. Последнему останется только выбрать счет, на который он желает получить средства. Аналогичный порядок будет введен в отношении инвестиционных вычетов.

Передается ли право на использование имущественного налогового вычета по наследству? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в “Энциклопедии судебной практики” системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Что касается социальных вычетов, то пока налоговики ищут другое технологическое решение. “Там речь пойдет о том, чтобы агрегировать данные ККТ с покупками лекарств, например, но сделать это так, чтобы сохранялись персональные данные. Для этого нужна очень серьезная, очень тонкая настройка”, – пояснил Даниил Егоров.

Отметим, в сентябре текущего года Минфин России представил на публичное обсуждение разработанный совместно с Минэкономразвития, Минюстом и ФНС России законопроект об упрощенном порядке получения налоговых вычетов по НДФЛ. Он предусматривает дополнение НК РФ новой статьей, согласно которой имущественные и инвестиционные налоговые вычеты, установленные ст.ст. 219.1, 220 НК РФ, можно получить без представления налоговой декларации и подтверждающих право на вычет документов. Оговорено, что указанные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику налоговым органом по окончании налогового периода при наличии в налоговом органе сведений о доходах налогоплательщика и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом в бюджет, за налоговый период, в котором понесены соответствующие расходы либо в котором у налогоплательщика имеется неиспользованный остаток имущественных налоговых вычетов.

Для получения налоговых вычетов в упрощенном порядке потребуется только подать заявление, сформированное и представленное налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства через личный кабинет налогоплательщика по установленным форме и формату. В нем нужно указать реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств. Однако есть одно ограничение – такое заявление граждане смогут представить в налоговый орган не более чем за три года, предшествующих году его подачи. Будет под запретом и повторное представление налогового вычета в отношении уже заявленных расходов.

Предполагается, что заявляемые налогоплательщиком в соответствии с упрощенным порядком суммы налоговых вычетов налоговики будут определять исходя из сведений, полученных от налоговых агентов или банков. О результатах рассмотрения налоговым органом таких сведений, представленных до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган проинформирует налогоплательщика не позднее 20 марта того же года путем формирования в личном кабинете налогоплательщика данных для заполнения заявления или направления через личный кабинет сообщения о невозможности получения налогового вычета в упрощенном порядке с указанием соответствующих причин. Если сведения поступят после 1 марта, то информация о результатах их рассмотрения будет направлена налогоплательщику в течение 20 рабочих дней, следующих за днем представления сведений.

На основании принятого решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично) налоговый орган произведет возврат суммы излишне уплаченного налога на указанный налогоплательщиком в заявлении банковский счет. Причем, если у налогоплательщика имеются недоимки по НДФЛ, иным налогам или задолженности по пеням и штрафам, налоговый вычет будет предоставляться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением такого вычета в счет погашения недоимки (задолженности). Но в любом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке налоговый орган должен будет принять не позднее двух дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении вычета. На основании такого решения налоговый орган сформирует поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, которое направит в территориальный орган Федерального казначейства не позднее 10 дней со дня принятия указанного решения, а тот, в свою очередь, в течение 5 дней со дня получения поручения осуществит возврат налогоплательщику суммы налога, уведомив об этом налоговый орган.

Уточнено, что если срок возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета будет нарушен (считая с 20-ого дня после принятия решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке), то дополнительно будут начислены проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Стоит учитывать, что если закон с поправками в части упрощенного порядка получения налоговых вычетов будет принят, то лиц, обязанных передавать в налоговые органы необходимую для предоставления налоговых вычетов информацию (налоговых агентов и банки), будут штрафовать за предоставление налоговому органу недостоверных сведений о:

  • фактах открытия и ведения индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных на такой счет за соответствующий налоговый период;
  • фактах и суммах произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение одного или нескольких объектов имущества;
  • фактах предоставления налогоплательщику и сумме целевого займа (кредита) для целей приобретения такого имущества, а также о фактах несения и суммах расходов налогоплательщика на погашение процентов по таким договорам займа (кредита).

Штрафы предусмотрены в размере суммы излишне уплаченного налога, возвращенного налоговым органом налогоплательщику-физлицу в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании недостоверных сведений. Однако если налоговый агент или банк самостоятельно выявят ошибки до их обнаружения налоговым органом и представят уточненные сведения, они будут освобождены от ответственности.

Между тем, проверка соблюдения требований нового порядка на основании представленного налогоплательщиком заявления будет осуществляться в форме камеральной налоговой проверки. При одновременном представлении заявления и налоговой декларации по НДФЛ за один налоговый период камеральная налоговая проверка в отношении каждого документа начнется с даты регистрации соответствующего документа в налоговом органе согласно очередности их направления.

Напомним, рассматриваемый законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 2 сентября, по результатам его публичного обсуждения поступило 20 замечаний и предложений. В частности, указывалось, что налоговый вычет удобнее получать раз в год по декларации, поскольку так можно собрать все документы по всем вычетам, заявить все сразу и ничего не упустить. “Да и сумму получаешь общую, так удобнее и заметнее”, – отмечали участники обсуждения. На это разработчики инициативы пояснили, что право на получение налоговых вычетов по итогам года путем представления налоговой декларации сохранится. При этом хоть по упрощенному порядку сократится срок возврата налогового вычета, сама сумма такого возврата не изменится. По итогам поступивших замечаний и предложений документ был доработан, обновленный текст представлен 15 сентября. В настоящее время он направлен на рассмотрение в Правительство РФ.

В качестве целевых результатов и ключевых эффектов создания сервиса упрощенного получения налоговых вычетов Руководитель ФНС России Даниил Егоров выделил следующие:

  • реализация простого и удобного механизма для получения налогоплательщиками налоговых вычетов;
  • внедрение упрощенного порядка получения наиболее востребованных налоговых вычетов, который исключает необходимость заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и представления в налоговый орган пакета подтверждающих право на вычет документов;
  • сокращение сроков представления отдельных налоговых вычетов и возврата налогоплательщикам денежных средств из бюджета в два раза – с 3 до 1,5 месяцев;
  • оперативное привлечение в экономику денежных средств населения за счет автоматизации процесса получения налоговых вычетов;
  • увеличение числа лиц, использующих электронные формы взаимодействия с налоговыми органами (через личный кабинет налогоплательщика).

В случае одобрения соответствующей законодательной инициативы новые нормы об упрощенном порядке получения налоговых вычетов будут распространены на правоотношения по предоставлению вычетов, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений, касающихся инвестиционного налогового вычета, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.

По подсчетам разработчиков, на реализацию проекта по развитию АИС “Налог-3” в части автоматизации внедрения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов потребуется порядка 2,3 млрд руб. Эти средства необходимы как для разработки и введения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения, реализующего упрощенный механизм получения налоговых вычетов, так и для дальнейшего сопровождения данного ПО и обеспечения информационной безопасности в первые три года его применения.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *