Зарубежный опыт транспортного налогообложения – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоги в других странах;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раченкова Валентина Владимировна, Кузнецов Юрий Олегович

В данной статье рассматривается мировая практика применения транспортного налога .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раченкова Валентина Владимировна, Кузнецов Юрий Олегович

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт транспортного налогообложения»

1. Департамент финансов Томской области. [Электронный ресурс]. Официальный сайт. Электрон. дан. М., 2018. Режим доступа: http://budget.findep.org/otchet-ob-ispolnenii-oЫastnogo-budjeta.html/ (дата обращения: 10.08.2018).

2. Финансы России 2016: статистический сборник. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электрон. дан. М., 2018. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/fin16.pdf/ (дата обращения: 10.08.2018).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРАНСПОРТНОГО

1 2 Раченкова В.В. , Кузнецов Ю.О.

1Раченкова Валентина Владимировна – студент;

2Кузнецов Юрий Олегович – студент кафедра финансов и учета, Институт экономики и менеджмента, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: в данной статье рассматривается мировая практика применения транспортного налога.

Ключевые слова: налог, зарубежный опыт, транспортный налог.

Зарубежный опыт в транспортном налогообложении сильно отличается от российского, в мире осталось мало стран, где, как и в России, налог исчисляется исходя из мощности автомобиля. В большинстве развитых стран действуют льготы по транспортному налогу – снижение ставки налога для экологичного транспорта.

В США транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены) и составляет в среднем по стране 45 центов. Такая система позволяет уравнять распределение налоговой нагрузки, чем больше автомобиль потребляет топлива, чаще выезжает на дорогу и чем больше соответственно выбрасывает вредных веществ в атмосферу, тем больше платит налог владелец транспортного средства. И, наоборот, если машина используется крайне редко, то и налог уплачивается в меньшем размере. В США при покупке автомобиля нужно заплатить разовый налог, который колеблется от 1% до 7%, в зависимости от штата. Также за регистрацию своего авто придется отдать от 50 до 500 долларов. Сумма опять же зависит от региона и габаритов авто. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8 цента) и Вайоминг (32,4 цента), а максимальные – в штатах Нью-Йорк (59,7 цента), Вашингтон (55,9 цента ) и Калифорния (53,7 цента).

В Германии, с 2009 года введен единый транспортный налог. В Германии действует единый принцип налогообложения, транспортный налог исчисляется исходя из объема двигателя и объема выброса углекислого газа, то есть для автомобилей с бензиновым двигателем за каждые 100 см3 ставка налога составляет два евро, а с дизельным – девять евро. Так же дополнительным взносом в Германии является внесение платы за объем выброса в атмосферу СО2. Если автомобиль выделяет более 120 грамм С02 на километр пробега, то каждый грамм обходится владельцу в 2 евро. Данное введение заставляет задумываться граждан Германии о покупке автомобилей, сохраняющих экологию. Также данная система выгодна для

налогоплательщиков габаритных автомобилей, имея в пользовании автомобиль мощный и крупный, они платят и вовсе небольшой налог около 25 евро.

Полностью от уплаты транспортного налога освобождены владельцы электрокаров, но только в течение пяти лет с момента их приобретения. Дальнейший порядок уплаты для собственников таких автомобилей еще не определен – самые старые электрокары, реализованные официальными дилерами, еще не достигли пятилетнего возраста.

Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов. При регистрации машины владелец платит единовременный налог в зависимости от объема и мощности двигателя. Вторая ступень – ежегодный налог, исчисляемый в зависимости от того, сколько граммов углекислого газа, согласно данным производителя, автомобиль выбрасывает в атмосферу за 100 километров пробега, транспортным налогом не облагаются автомобили, выделяющие менее 130 грамм углекислого газа на 1 км, а вместо объема двигателя водители платят налог за его мощность. Денежные средства от данного транспортного налога во Франции решено направлять на поддержку финансирования программ, поддерживающих сохранность экологии.

Транспортный налог в Великобритании зависит от размера двигателя автомобиля, типа топлива и количества выбросов углекислого глаза, а также даты регистрации автомобиля. Собственники электрических, гибридных, а также автомобилей с объемом мотора менее 1 литра транспортный налог не платят. Размер налога рассчитывается госагентством DVLA, которое регистрирует автомобили и выдает водительские удостоверения. Один раз в год автовладелец получает из данного агентства письмо с указанием суммы налога. Ранее, после оплаты налога, плательщик получал бумажный диск, подтверждающий оплату налога. Этот диск должен был быть размещен на лобовом стекле так, чтобы полицейский его смог увидеть. Обязанность размещать диск на лобовом стекле отменили в 2014 году. Всю налоговую информацию в настоящее время можно получить онлайн. Автовладелец имеет право вносить платежи по месяцам. Порядка 80% от средств, собранных в виде транспортного налога, направляется на финансирование дорожной отрасли, оставшаяся часть – на экологические программы.

В Японии транспортный налог делится на три вида:

1) при покупке новой машины – 5% от стоимости;

2) при постановке автомобиля на учет – налоговая ставка рассчитывается исходя из мощности и объема двигателя, важно отметить, что никаких льгот для раритетных моделей, стоящих на учете, не предусмотрено;

3) ежегодные выплаты – основываются также на мощности и объеме двигателя (примерно 50-500 долларов).

В отличие от многих других стран в Японии средства от дорожного налога направляются не на строительство трасс или экологические программы, а на развитие перспективных разработок в автомобильной промышленности.

В Израиле транспортный налог на автомобиль исчисляется исходя из его экологической группы, которых пятнадцать – по уровню загрязнения окружающей среды. Процентная ставка колеблется между 10% и 92% от стоимости автомобиля. Покупатели самых «вредных» автомобилей платят в казну 92 процента стоимости машины. Наиболее распространенные машины облагаются ставкой около 70%. За гибридные авто израильские власти просят 30 процентов.

В Дании самый высокий транспортный налог в Европе. Налог уплачивается при покупке автомобиля, а также он включается в стоимость топлива. Налоговая ставка при покупке автомобиля сильно загрязняющего окружающую среду может составлять 175% от его цены. Это обуславливается тем, что в Дании программы сохранения экологии напрямую зависят так же, как и во Франции напрямую от транспортного налога. Высшее руководство намеренно поддерживать виды транспорта,

сохраняющие экологию, такие как велосипед, мопед, поэтому регистрируя автомобиль, для водителя в Дании максимальная налоговая нагрузка составляет 105% от стоимости машины. Если же автомобиль стоит более 18 тысяч долларов, то нагрузка будет 180% от стоимости автомобиля.

В Австралии ставка транспортного налога составляет 10% от стоимости машины, а если стоимость автомобиля превышает 57000 австралийских долларов, то владелец уплачивает еще и налог «на роскошь» – 33% от цены машины.

Владельцы автомобилей в Испании, как правило, трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами. Первый налог в государственный бюджет они уплачивают непосредственно в салоне, где покупают новый автомобиль, – это НДС (16%). Далее закон устанавливает обязанность покупателю в течение 30 рабочих дней заплатить в государственную казну налог на регистрацию транспортного средства. Величина этой государственной подати зависит от количества вредных выбросов приобретенного автомобиля. Если машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега, то собственники таких автомобилей освобождаются от оплаты налога. Самые экологически вредные автомобили облагаются сбором максимальной величины – 14,75% от начальной стоимости. Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды).

Помимо этого, многодетным владельцам автотранспорта при оплате регистрационного налога государство предоставляет скидку 50%. И в итоге, каждый год собственники автотранспорта уплачивают «налог на механические транспортные средства», то есть непосредственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его сумма зависит от региона, а в самом регионе находится в зависимости от мощности двигателя и возраста машины [4].

Максимальная ставка транспортного налога в Испании составляет 224 евро. Такого рода различия в ставках заставляют большинство испанцев находить «налоговые гавани». В итоге, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых живет только по несколько сотен жителей, оказалось зарегистрировано 23% всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за коммерческими организациями). Это значит, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин. На стоимости бензина размеры налогов напрямую не сказываются.

В Китае действует два типа налогов: налог на владение автотранспортом (имущественный налог). Транспортный налог включен в стоимость бензина. Ежегодный транспортный налог зависит от объема двигателя авто, за объем до 1 л нужно уплатить 300 юаней (45 долларов), в Пекине ставка выше – 480 юаней (около 70 долларов). На автомобиль отечественной сборки действуют пониженные налоговые ставки – 10% от стоимости за автомобиль и 40% за импортный автомобиль.

Транспортный налог в Украине зависит от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 см3 [3] По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен.

Анализ практики исчисления транспортного налога в ряде зарубежных стран свидетельствует о зависимости налога не только от технических характеристик, но и от экологической безопасности.

Таким образом, различные государства преследуют различные цели, вводя транспортный налог на своей территории. В одной стране владельцы авто платят за вредные выбросы, в другой – за возможность ездить на самом автомобиле. Отличительной особенностью транспортного налогообложения в зарубежной практике является включение налога в стоимость топлива, тогда как в России налог

взимается с мощности двигателя легкового автомобиля, зависимость налога от технических характеристик и от экологической безопасности, действуют льготы по транспортному налогу – снижения ставки налога для экологичного транспорта.

1. Апресян В.Д. Опыт зарубежных стран в применении налога на транспорт /

B.Д. Апресян. М.: Налоги, 2013. С. 75.

2. Дмитриев А. Как определяют транспортный налог за рубежом / А. Дмитриев // Клаксон, 2015. № 2 (562). С. 11.

3. Кузнецов Ю.А. Транспортный налог за рубежом. [Электронный ресурс] / Ю.А. Кузнецов // Информационно-аналитический сайт. Электрон. дан. М., 2018. Режим доступа: http://www.akpspb.ru/blog/zarubezhnyi opyt/transportnyy т^ za rubez ^т/15-217/ (дата обращения: 05.01.2018).

4. Саарян В.В. Транспортные средства как самостоятельный объект налогообложения / В.В. Саарян // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. № 2. С. 169.

5. Сальников А.А. Проблемы правового регулирования порядка уплаты транспортного налога физическими лицами / А.А. Сальников // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. № 1 (14).

6. Толстых Н.А. Особенности налогообложения транспортных средств в РФ и зарубежных странах / Н.А. Толстых, С.Н. Белоусова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития, 2016. № 1. С. 110.

7. Чиршев А.Р. Транспортный налог в Российской Федерации / А.Р. Чиршев // Вектор экономики, 2017. № 1 (7). С. 11.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *