Налоговое бремя в России является спорным вопрос уже напротяжение долгого времени. И в последнее время аналитики еще активнее занимаются вопросами налогового пресса в РФ. Эти вопросы стали сегодня еще более актуальными и потому что вводятся все новые и новые налоги.
Но стоит ли все-таки так категорично называть налоговое бремя в России чрезмерным? Для ответа на данный вопрос, по моему мнению, стоит также не пренебрегать опытом зарубежным стран. Стоит рассмотреть их опыт в вопросах налогового бремени.
На современном этапе, рассматривая мировую практику, можно выделить четыре модели налоговых систем, различающихся между собой уровнем налоговой нагрузки. Итак, выделяют: англосаксонскую, континентальную, латиноамериканскую и смешанную. Будет логично рассмотреть каждую из них и выделить ключевые моменты.
Англосаксонская модель.
Для данной модели важным аспектом является то, что налоговое бремя возложено на плечи на физических лиц – граждан. То есть, здесь основным компонентов покрытия казны государства является подоходный налог.В странная с такой налоговой системой, в 2015 году, средний размер налоговой нагрузки составил 30,5%.
Континентальная модель.
В таких странах в структуре налогов превалируют косвенные налоги. Главенствующую позицию здесь занимает НДС, который был изобретен во Франции. Сейчас во Франции сборы от НДС образуют более 50% бюджетных доходов. Такая же система присуща Нидерландам, Австрии и Бельгии.
Средний размер налоговой нагрузки в этих странах в 2015 году составил 42,2%, в основном из-за скандинавских стран, которые собирают значительное число налогов для выполнения масштабных социальных программ.
Латиноамериканская модель
Для того, чтобы защитить доходы государства от инфляции, правительства стран с латиноамериканской налоговой системой активно манипулируют со структурой налогов. Упор делается преимущественно на косвенные бюджетные поступления, которые более приспособлены к условиям высокой инфляции, в то время как прямые привязываются к конкретным функциям государства. Средняя налоговая нагрузка в странах с латиноамериканской моделью в 2015 году составила 29,3%.
При такой системе очень часто происходят изменения в структуре доходов государства. Происходит манипуляция налоговыми и неналоговыми источниками, а также переложение нагрузки с одних налогоплательщиков на других. К числу таких стран относятся США, Аргентина, Италия и Россия.
Показатель налогового бремени в этих странах в 2015 году был оценен ОЭСР на уровне 33,8%.
Таким образом, стоит отметить, что да, в России ставки по большинству налогов ниже. Но оценку налоговому бремени стоит давать, учитывая много составляющих. Если говорить об уровне жизни в России и, скажем, европейских странах, здесь мы несомненном проигрыше. Но даже если не брать во внимание европейские страны, по уровню налоговой нагрузки РФ сегодня занимает серединное положение. Существенно нас опережают страны скандинавской модели, имеющие сильное налоговое бремя. Тем не менее, и система социального обеспечения в этих странах – одна из самых развитых в мире.
Россия опережает по налогам даже страны-партнеры по Таможенному Союзу. Например, в Казахстане НДС ныне взимается по ставке 12%, в то время как в России она закреплена уровне 18%, а подоходный налог и налог на прибыль у южного соседа РФ составляет 10 и 15% соответственно.
В тоже время в России в последнее время власти все чаще вспоминают о необходимости усиления фискального бремени в стране. Это вполне закономерно, поскольку на фоне падения темпов экономического роста, снижения цен на нефть и падения валютного курса рубля в бюджете образуется существенный дефицит, который придется покрывать.
Умеренность налогового бремени экономисты привыкли измерять по кривой Лаффера. Её суть сводится к тому, что существует некоторая пороговая точка налоговой ставки, до которой увеличение налогов приведет к росту доходов бюджета, а после – наоборот, к уменьшению. По мнению многих аналитиков, Россия уже преодолела эту пороговую точку.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что наибольшая налоговая нагрузка характерна для стран континентальной модели налоговой системы, среди которых особенно выделяются скандинавские государства. Но и уровень жизни там выше, чем в России.
Итак, налоговая политика каждого государства является очень сложной системой. Неправильное пользование этой системой не приведет ни к чему хорошему, а наоборот приведет к дисгармонии в обществе
Важный аспект налоговой политики – фискальная политика: поддержание баланса между пополнением бюджета и предоставлением бизнесу условий для функционирования и дальнейшего развития. Если государство хочет привлечь в свою экономику инвестиции, способствовать развитию бизнеса, то налоговое законодательство должно быть по возможности неизменным, стабильным, исключительно чётким и вполне посильным, адекватным.
Налоговая «лихорадка», такая как в России, когда один налог вводится, второй изменяется, третий отменяется и т. п., однозначно мешает вести любой вид деятельности. Предприниматели в такой ситуации сталкиваются с бесконечными дополнительными трудностями и, что вполне объяснимо, стараются перевести свой бизнес туда, где его вести удобнее и спокойнее, где можно рассчитать свои действия на перспективу. Не стоит удивляться, что непродуманная налоговая политика, как правило, способствует оттоку капитала из страны.
Итак, я считаю, что налоговое бремя в Российской Федерации избыточно. Вопросы о том, как исправить недостатки налоговой системы не перестают быть актуальными. И несмотря на то, что Россия находится на средней позиции относительно других стран (на это указывают цифры), это не указывает на благоприятную ситуацию в России.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1239 ; Мы поможем в написании вашей работы!