Содержание статьи
Как создать филиал за рубежом
Чтобы запустить российский офлайн-бизнес в другой стране, надо открыть иностранную компанию или филиал. Второй вариант проще: не нужно создавать новое юрлицо и переводить сотрудников в другую организацию, а почти все налоги можно платить в России.
Мы шли этим путём и разобрались, как открыть филиал за границей.
Зарегистрируйте филиал в другой стране
Зарубежный филиал будет подчиняться требованиям местного законодательства. Почитайте гражданское и корпоративное право страны, в которой открываете бизнес, чтобы собрать правильный пакет документов. Лучше во всём разобраться заранее, избежав двойного налогообложения, штрафов и проблем с контрагентами. Обратитесь за помощью к юристу, если нет времени заниматься бумагами.
Не во всех государствах нужно регистрировать филиалы — иногда достаточно письменно уведомить профильные органы, что вы планируете вести бизнес в этой стране. Например, так работает в Беларуси и Казахстане.
Внесите изменения в ЕГРЮЛ по компании
Если российская компания регистрирует филиал за рубежом, она должна внести информацию об этом в ЕГРЮЛ. Понадобится вот такой пакет документов:
- Заявление поформе Р13014
Заполните первую страницу, лист Л и лист Н. Если планируете подавать документы в налоговую лично или по почте, заверьте заявление у нотариуса.
- Уведомление о регистрации филиала
Сделайте нотариальный перевод документа и приложите копию оригинала.
- Решение о создании филиала
Документ составляется в свободной форме: он должен содержать реквизиты основной компании, наименование филиала, страну и место его нахождения.
- Решение о назначении руководителя филиала
Дайте сотруднику полномочия по управлению новым подразделением от лица компании.
- Положение о филиале
В отличие от устава компании, требований к положению нет. Оно регламентирует внутреннюю работу подразделения: например, структуру, порядок принятия решений, отчётность перед головной организацией. Госпошлину платить не надо.
Отправьте пакет документов в регистрирующую инспекцию ФНС по месту нахождения основной компании. Можете воспользоваться одним из трёх способов: передать лично в налоговую, отправить по почте или отправить с помощью электронной подписи дистанционно. В течение 5 рабочих дней инспекция внесёт изменения в ЕГРЮЛ и выдаст лист записи.
Когда изменения зарегистрируют, а лист записи будет у вас на руках, не забудьте оформить доверенность для руководителя филиала и её нотариальный перевод. Они понадобятся для подписания документов и управления расчётным счётом за рубежом.
Откройте расчётный счёт за рубежом
Филиал не является юридическим лицом, поэтому не имеет отдельного счёта. Чтобы работать с иностранными контрагентами, откройте валютный счёт или расчётный счёт в зарубежном банке для основной компании.
Если решили открыть счёт за границей, уточните пакет документов в выбранном банке. Обычно требуются стандартные учредительные бумаги, паспорта и справки из российских кредитных организаций. Сделайте для них нотариальный перевод и приложите копии оригиналов.
Чтобы руководитель филиала мог управлять финансами подразделения, укажите в доверенности полномочия на распоряжение денежными средствами с расчётного счёта.
Если вы открыли расчётный счёт за границей, уведомьте ИФНС по месту регистрации компании. Заполните форму по КНД 1120107 с реквизитами счёта и направьте в налоговую службу. Выбирайте любой способ передачи: по почте, лично или с помощью электронной подписи.
Наберите сотрудников на работу в филиал
Вы можете нанимать иностранных сотрудников или переводить работников из российских офисов в зарубежные филиалы. В обоих случаях работодателем останется головная организация. Если вы переводите персонал за границу, заключайте допсоглашение к трудовому договору, поскольку меняется место работы.
Налоги и страховые взносы нужно платить по российским законам. Исключение — сотрудники, которые не считаются резидентами России: они платят налоги сами в другой стране. Вот кто относится к нерезидентам:
- люди, которые последние 12 месяцев подряд более 183 дней жили не в России;
- иностранные граждане, которые живут не в России.
Ставки налогов и взносов для резидентов остаются стандартными: 13% по НДФЛ, 2,9% по социальным и 22% по пенсионным взносам.
Разберитесь с отчётностью и налогами
Доходы и расходы зарубежных филиалов учитываются на балансе российской организации. Поэтому все основные налоги компания платит в России: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, пенсионные и страховые взносы.
Но два налога российские компании с филиалами за границей могут не платить:
Бизнес освобождается от платежей в бюджет, если зарубежное подразделение реализует товары и услуги на территории другого государства — тогда платить нужно только местные налоги. Если местом реализации услуг признаётся Россия, то надо платить НДС. Например, если ваш филиал производит и продаёт товар в Бельгии, то вы освобождаетесь от налога. Но если вы производите и отгружаете товар в России, а потом продаёте через филиал в Бельгии, то придётся платить НДС.
Компания вправе иметь в собственности имущество на территории других государств. Но тогда она должна платить налоги и в России, и за рубежом. В таких ситуациях действуют международные соглашения об избежании двойного налогообложения: уплаченные за границей суммы вычитаются из начисленных российских налогов.
Коротко
После регистрации внесите информацию о зарубежном филиале в ЕГРЮЛ. Для этого нужно собрать небольшой пакет документов и отправить его в регистрирующую ИФНС по месту нахождению компании.
Откройте компании расчётный счёт в зарубежном банке и не забудьте уведомить об этом налоговую, в которую сдаёт отчётность головная компания.
Наймите или переведите сотрудников в филиал. Платить налоги и взносы вам придётся только за российских резидентов. За работников-иностранцев и россиян, которые за последние 12 месяцев проработали за границей больше 183 дней, платить не придётся.
Доходы филиала за рубежом относятся к доходам головной компании, поэтому почти все налоги платить нужно в России. Исключения: налог на имущество и налог на добавленную стоимость.