Содержание статьи
В статье рассмотрены некоторые особенности развития косвенного налогообложения в зарубежных странах. Особое внимание уделено изучению практики применения косвенных налогов в таких экономически развитых странах, как Франция, Германия, Великобритания, Швеция.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерина О.В.
Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования
Текст научной работы на тему «Особенности развития косвенного налогообложения в зарубежных странах»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева, г. Саранск
В статье рассмотрены некоторые особенности развития косвенного налогообложения в зарубежных странах. Особое внимание уделено изучению практики применения косвенных налогов в таких экономически развитых странах, как Франция, Германия, Великобритания, Швеция.
Многие развитые зарубежные государства, в отличие от России, имеют непрерывный опыт косвенного налогообложения. Большинство косвенных налогов (кроме НДС) устанавливались еще в глубокой древности. В древнеримском государстве, например, взимался налог с оборота, обычно по ставке 1 %, а также особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4 %, привратные пошлины, которые уплачивались у ворот города. Были известны в то время и акцизы на определенные виды товаров.
К настоящему моменту косвенное налогообложение прошло значительный эволюционный путь. Соотношение поступлений в бюджет от прямых и косвенных налогов в странах Европы в 1890, 1985 и 2000 годах представлено в табл. 1.
Поступления в бюджет от прямых и косвенных налогов в странах Европы в 1890, 1985 и 2000 годах
Государство Поступления в бюджет от прямых налогов, % Поступления в бюджет от косвенных налогов, %
1890 1985 2000 1890 1985 2000
Великобритания 17,28 56,70 67,15 82,72 43,30 32,85
Франция 16,29 60,60 71,80 83,71 39,40 28,20
Германия 24,63 71,30 72,49 75,37 28,70 27,51
Италия 36,17 71,50 76,17 63,83 28,50 23,83
Австрия 26,17 58,20 71,53 73,83 41,80 28,47
Бельгия 28,32 73,70 73,11 71,68 26,30 26,89
Дания 22,60 60,60 67,68 77,40 39,40 32,32
Греция 30,68 53,10 43,11 69,32 46,90 56,89
Нидерланды 26,73 70,60 76,50 73,27 29,40 23,50
Португалия 21,97 51,60 60,06 78,03 48,40 39,94
Швеция 18,99 66,80 77,43 81,01 33,20 22,57
Испания 31,52 67,50 72,97 68,48 32,50 27,03
♦ Доцент кафедры налогов и налогообложения, кандидат экономических наук
Из таблицы видно, что за прошедшие сто лет значение прямых и косвенных налогов в формировании доходов бюджетов европейских стран изменилось коренным образом, и теперь основными источниками государственных доходов выступают прямые налоги.
В то же время следует отметить, что косвенное налогообложение играет важную роль в экономике многих стран. Среди косвенных налогов, особенно в странах ЕС, ведущее положение принадлежит НДС, на втором месте находятся акцизы. При этом ставки НДС в странах ЕС достаточно высоки. Наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. В Германии, например, основная ставка НДС составляет 16 %, пониженная – 7 %. В некоторых из стран ЕС, например, в Швеции, Финляндии, Дании, эти ставки даже превышают максимальные ставки, рекомендованные руководящими органами ЕС (14-20 % по основным группам товаров) [1, С. 35].
Большой размер ставок НДС в странах ЕС наиболее очевиден при сравнении со странами, ограничивающими использование косвенных налогов, вообще, и НДС, в частности. Так, в США не используется НДС, хотя там существует родственный налог с продаж, ставка которого колеблется, в зависимости от штата, от 3 до 12 %. В Канаде ставка аналогичного налога составляет 7,5-8 %. В Японии НДС взимается по ставке 3 % [1, С. 36].
Заслуживает изучения практика применения косвенных налогов и, в частности, НДС, в таких экономически развитых странах, как Франция, Германия, Великобритания, Швеция.
Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить Франции -первой стране, внедрившей в свою налоговую практику НДС в его современном виде. Налог на добавленную стоимость вводился постепенно, начиная с 1954 года, по отдельным отраслям, а в 1968 году был распространен и на розничную торговлю. НДС поступает в центральный бюджет, из которого часть средств передается в местные бюджеты. Налог применяется ко всем сделкам производственного и коммерческого характера.
Налог имеет четыре ставки: 16,9 % – стандартная ставка; 2,2 % – пониженная ставка: на услуги, оказываемые отелями туристического класса, на продукты питания, книги, ядохимикаты, транспорт; 5,5 % – промежуточная: газ, электричество, горячая вода, уголь, спирт, кофе; 20,6 % – повышенная: покупка драгоценных металлов, табачные изделия, аппаратура.
Система льготных вычетов по НДС распространяется на нефтепродукты (кроме тех, которые используются в производственном цикле).
Предприятия малого бизнеса применяют налог по согласованию с налоговыми органами в зависимости от оборота. Мелкие предприятия с оборотом менее 500000 франков (для товаров) и 175000 франков (для ус-
луг) освобождены от этого налога, но могут платить НДС. Отдельный режим предусмотрен для предприятий сельского хозяйства.
Структура косвенного налогообложения в Германии традиционна и включает в себя НДС, акцизы, пошлины. НДС был введен в 1973 году и в настоящее время является вторым по величине поступлений в бюджет налогом после подоходного. Его удельный вес в доходах бюджета равен приблизительно 28 %. Включение НДС в налоговую систему Германии преследовало две основные цели; во-первых, увеличить государственные доходы с помощью налогов на потребление; во-вторых, выполнить условие вступления в Европейский Союз, предусматривающее наличие в действующей налоговой системе страны налога на добавленную стоимость.
Обложению НДС подлежат все товары и услуги, реализация которых осуществляется на внутреннем рынке, и импортируемые товары.
В настоящее время основная ставка НДС в Германии составляет 16 % и всегда берется в расчет, если товар или услуга не подлежат обложению по пониженной ставке 7 %. Пониженная ставка применяется для продуктов питания (кроме спиртных напитков и оборотов кафе, ресторанов, гостиниц); для средств массовой информации; для городского и пригородного общественного транспорта; для произведений искусства; для услуг дантистов; для зверо- и растениеводства и т.д.
От уплаты налога освобождаются экспортные поставки, обороты морского судоходства, гражданской авиации, кредитные операции, операции с ценными бумагами и другое. Также не облагаются налогом предприятия сельского и лесного хозяйства. От его уплаты освобождаются предприниматели, у которых доходы за предыдущий год не превысили 20 тыс. марок, а в текущем году не превысят 100 тыс. марок [2, С. 108].
Особенность законодательства Германии об НДС заключается в том, что в нем отдельно оговаривается обложение НДС изъятия предпринимателем из оборота товаров и предметов для личного потребления без оплаты. Право на зачет НДС по товарам, изъятым для собственного потребления, имеет только предприниматель, чье ежедневное изъятие (общая сумма для собственного потребления) устанавливается финансовыми органами. Так называемое «изъятие вещей» учитывает семейное положение предпринимателя, наличие детей на иждивении [3, С. 99].
Акцизы в Германии, как и в России, в основном направляются в федеральный бюджет (кроме акцизов на пиво). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральное топливо, кофе, пиво, табак и табачные изделия, игристые вина, спиртоводочные изделия.
Британская система косвенного налогообложения включает в себя налог на добавленную стоимость, акцизы и гербовый сбор [4, С. 15].
Ставки налога на добавленную стоимость варьируются в зависимости от видов поставляемых товаров и услуг. Существует три категории ста-
вок: стандартная ставка в настоящее время установлена на уровне 17,5 %; пониженная ставка в размере 5,5 % применяется к топливу и электроэнергии, используемым в домашнем хозяйстве и благотворительных заведениях; нулевая ставка применяется, в частности, к большинству продуктов питания, детской одежде, обуви, книгам и газетам, продаже новых жилых зданий, домов, используемых в благотворительных целях, услугам общественного транспорта. Поставка ряда товаров и услуг, включая страхование, почтовые услуги, услуги в области образования и здравоохранения, освобождается от уплаты НДС.
Акцизные сборы в Великобритании по отдельным товарам значительно различаются по размеру. Акцизы на спиртные напитки, например, зависят от содержания спирта и емкости, на табачные изделия – от веса. В настоящее время акцизные сборы на некоторые товары составляют: крепкие спиртные напитки – 5,54 ф. ст. за бутылку, бензин – 3,94 пенса за 1 литр, сигареты – 1,97 ф.ст. за пачку [5, С. 64].
В Швеции налог на добавленную стоимость взимается с 1 января 1969 года. Первоначально налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 году произошло расширение объекта налогообложения, в который стали включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 года.
По сравнению с другими странами ЕС в Швеции самый высокий общий уровень налогообложения НДС по основным товарам и услугам -25 %, в том числе питьевая вода, спиртные напитки, вино, пиво, табак. Пониженная ставка налога, равная 12 %, применяется к продуктам питания и пищевым добавкам, гостиничным услугам и кемпингу. Этой ставкой НДС облагаются также следующие услуги: сдача в аренду помещений для хранения товаров, торжеств и конференций; предоставление мест для парковки; услуги связи и платного телевидения; предоставление электричества, а также бассейна и сауны. Низкая ставка налога, равная 6 %, применяется по отношению к культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского транспорта [6, С. 32].
Не облагаемыми налогом товарами (услугами), в основном, являются товары (услуги) социального сектора (лекарственные средства и медикаменты, услуги здравоохранения и образования), банковские и страховые услуги, а также купля-продажа недвижимости и сдача в аренду (наем) жилых и офисных помещений.
В Швеции перечень видов подакцизных товаров значительно шире, чем установленный российским налоговым законодательством. В этой стране акцизы взимаются с алкогольной продукции, табачных изделий, отходов, дивидендов, энергоносителей, окиси углерода и серы, удобре-
ний, атомной энергии, лотерей, природного гравия, рекламы, выигрышей, азартных игр и т.д. Взимается также особый акциз на групповое страхование жизни.
Проведенное исследование систем косвенного налогообложения европейских стран-членов ЕС показало следующее. В рассмотренных странах взимаются НДС, акцизы, а также таможенные пошлины в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Налог с продаж не взимается. Перечень подакцизных товаров в этих странах примерно одинаков, хотя в каждой имеются свои особенности. Таможенные пошлины взимаются унифицировано в соответствии с директивами ЕС. Поступления в бюджет от косвенных налогов в рассмотренных странах составляют 25-30 %.
По нашему мнению, достоинством действующих систем НДС является ограниченный перечень товаров, облагаемых по нулевой ставке. Это способствует более эффективному распределению доходов между различными слоями населения, что подтверждается исследованиями, проведенными экспертами ЕС. Также следует отметить чрезмерную дифференциацию ставок НДС в некоторых из рассмотренных стран. Такая дифференциация затрудняет администрирование налога, хотя в некоторой степени стимулирует развитие отдельных отраслей хозяйства.
1. Никитин С.М. Налог на добавленную стоимость в системе налогов на потребление: опыт развитых стран / С.М. Никитин, М.П. Степанова, Е.С. Глазова // Деньги и кредит. – 1993. – № 1. – С. 30-36.
2. Миляков Н.В. Налог на добавленную стоимость: учеб.-практ. пособие / Н.В. Миляков. – М.: КНОРУС, 2006. – 208 с.
3. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие для студ. / Л.В. Попова, И. А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – М.: Дело и сервис, 2008. – 368 с.
4. Britain: the VAT man of Europe // Labour research. – L., 1993. – Vol. 82. – № 11.
5. Махров А.В. Налоговая система Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. – 2002. – № 2. – С. 64-65.
6. Высоцкий М.А. Шведский опыт взимания НДС // Финансы. – 2001. – № 10. – С. 31-33.
]]>