Неявный/скрытый налог – разновидность налога, который непосредственным образом не начисляется и не выплачивается потребителями, но включается в сформированную для них цену. В ряде случаев потребитель даже не подразумевает о дополнительных начислениях. К примерам таких скрытых/неявных налогов можно отнести инфляционный налог, таможенную пошлину и так далее.
Неявный/скрытый налог – косвенный вид налога, который переносится на каждого из покупателей посредством розничной цены на товар.
Неявный/скрытый налог: сущность и методы борьбы
Каждый человек платит налоги ежедневно. К примеру, на работе из заработной платы неизменно вычитается подоходный налог. Плательщиком налогов является и работодатель, которые передает в казну государства налог на прибыль и социальный налог. Человек покупает услуги и товары по стоимости, которая увеличена за счет НДС. В общем, налоги – составляющая жизни. Но по факту – это лишь часть налогов.
Большинство людей (предпринимателей и частных лиц) пытаются уйти от налогов, снизить их, оптимизировать свои выплаты. Они бороться с налоговым бременем. Но мало кто понимает, что кроме обычных есть еще и скрытые налоги, общий объем которых может оказаться много выше.
Одним из примеров является инфляционный налог, который имеет место в период мощной инфляции. Последняя нарушает пропорции в распределении средств между частным и национальным сектором. При этом выигрывает всегда государство, реализующее свое право на эмиссию, к примеру, для покрытия государственного бюджета. Страна расширяет денежное предложение, тем самым увеличивая инфляционные темпы. У населения, в свою очередь, снижается покупательская способность, а у государства – растет.
Последствия инфляции очевидны – доходы населения и предприятий падают, растут цены на товары, пользующиеся спросом на рынке, появляется дефицит денежных средств у населения. Как следствие, развивается инфляция спроса, появляется скрытая конфискация средств у компаний и частных лиц посредством налогообложения.
В итоге проявляется эффект Оливера-Танзи, когда плательщики налогов преднамеренно затягивают платежи и не вносят необходимые средства в бюджет страны. Все это заметно на фоне роста уровня инфляции, когда людям ничего не остается, как отложить выплаты налогов на лучшие времена. За время «затяжки» происходит обесценивание средств, и в качестве победителя выступает плательщик налогов. Итог – еще больший дефицит бюджета.
Сам инфляционный налог является скрытым. Ему подвержены все держатели наличных денег в момент инфляции. По сути, такие процессы буквально вычитают деньги из уже имеющихся на руках активов. Во многих экономических школах данный вид налога преподносится, как регрессивный налог на потребление.
Когда центральные банки печатают банкноты и эмитируют государственный заем, они повышают общую сумму денег, обращающихся в экономике. Подобные изменения приводят к инфляции. Итог – принуждение обладателей к выплате так называемого инфляционного (неявного) налога.
Процентная ставка и затраты на услуги (товары) у естественных монополий имеют место в издержках субъектов экономики. Как следствие, это подразумевает закладывание скрытого налога в их цену. Итог – инфляция на основные продукты естественных монополий, к примеру, на ЖКХ, РЖД, топливо и так далее. Пользователями всех услуг и товаров являются естественные монополии, которые закладывают в них свою стоимость. Как следствие, группу наценок и издержек придется оплачивать уже конечному покупателю.
Скрытые налоги опасны и вредны не только необходимостью совершения оплаты, а тем, что их хочется платить меньше, а зарабатывать – больше. Как правило, именно неявные налоги выступают в роли экономического тормоза развития общества. Межотраслевой баланс в сфере экономики, высокий уровень инфляции, процессы перераспределения скрытых налогов (коррупция), торможение активности в экономике – это лишь небольшой список последствий скрытого обложения налогами .
При этом есть несколько методов, позволяющих уменьшить действие скрытых/неявных налогов :
1. Объединиться обществу – как представителям компаний, так и обычным гражданам. В этом случае большую часть финансовых операций можно будет совершать напрямую и без дополнительных расходов. Так называемый «бутерброд дополнительных затрат» не будет попадать к посреднику. При наличии прозрачности общий объем неявных налогов можно свести к минимуму. Законодательство, как правило, не запрещает такие союзы.
2. Для предпринимателей – объединиться в хозяйственные комплексы, позволяющие диверсифицировать свои риски. В созданное сообщество можно будет вовлекать дополнительные услуги и товары. Такое объединение может стать самостоятельной и самодостаточной единицей. Впоследствии можно освободиться от скрытых налогов и развивать хозяйство.
3. Для потребителей – сформировать кредитные союзы, а также осуществлять совместные покупки, обмениться опытом и информацией, делится секретами хозяйственной деятельности в текущих условиях.
Неявные/скрытые налоги в России
Многие считают, что в России мало налогов, поэтому предприниматели и население испытывают минимальную нагрузку. Но это не совсем так. Если сравнивать с другими странами, где уровень налогообложения каждого гражданина доходит до уровня 70-80%, то 13% в России – это праздник. Но в итоге конечный потребитель и производитель платят много больше.
НДФЛ в размере 13% – лишь верхняя точка всей налоговой структуры, ведь большая часть издержек населения – скрытые (неявные) налоги. Кроме официальных налогов, с зарплаты граждане отдают существенную часть личных средств. К примеру, кроме подоходного налога государственные структуры получают около 34% от страховых взносов (медицинское, пенсионное и обязательное страхование). Считается, что большую часть таких налогов платит работодатель. Но на практике бремя налогообложения падает и на работника. В итоге, если убрать все налоги, то уровень доходов мог бы возрасти на 45-50%.
Отправляясь в магазин, человек платит налог на добавленную стоимость, размер которого составляет 18%, различные ввозные пошлины, акцизы и товары. Это объясняется просто, ведь задача бизнесмена – покрыть свои убытки и расходы за счет конечного потребителя, получив при этом чистую прибыль.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг постоянно растет, и каждый год к прежней цене прибавляется 20-30% . Если сравнивать с текущей инфляцией, то это в несколько раз больше. Налоговая часть в сфере ЖКХ может доходить до еще больших величин и составлять около 40-50%.
Получается, что население и потребители ЖКХ услуг (газа, электричества) выступают в роли «компенсаторов» основных налогов, а именно НДС – 18%, фонда оплаты труда в виде страховых выплат – 34%. Сюда же можно включить амортизацию на основные фонды, водный налог и так далее.
Граждане платят земельный налог, государственные пошлины, налоги на недвижимость и так далее. Плательщиками налогов являются владельца автомобилей. Не стоит забывать и о таможенных пошлинах, которые с учетом налогов доходят до 40-50% от реальной цены импортируемого автомобиля.
Есть мнение, что переплачивают только покупатели иномарок. Но это не совсем так. Платит больше даже покупатель отечественных автомобилей. Повышение таможенных пошлин поднимает уровень цен на машины иностранных марок. Это, в свою очередь, позволяет отечественному автопрому удерживать цены на высоком уровне или даже поднимать их. Кроме этого, владелец автомобиля из своего кармана выплачивает налог на собственность, транспортный налог, акцизы на топливо и так далее.
Теперь можно приблизительно представить, сколько скрытых налогов платит каждый человек, кроме фиксированных 13%. В таких условиях стране было бы не лишним задуматься о существенном снижении бюджетных расходов, что могло бы привести к улучшению благосостояния каждого человека.
Нельзя забывать, что скрытые налоги негативным образом сказываются на экономической и социальной жизни государства. Действующая сегодня налоговая система скрывает от граждан реальные объемы налогов. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению гражданской, политической и социальной активности людей. Как следствие, повышается инфляция, растет коррупция, снижается уровень общего патриотизма и так далее.
]]>