Налоговые системы зарубежных стран – Налоги и налогообложение

Налоги в других странах;

Формирование эффективно работающей российской налоговой системы требует знаний не только истории ее развития и основополагающих теоретических основ налогообложения, но и скрупулезного анализа и осмысления состояния и развития налоговых систем зарубежных стран. Важнейшей характерной особенностью налоговых систем европейских стран является их гармонизация. Особенно серьезные подвижки имеются по налогу на добавленную стоимость. Страны Европейского сообщества договорились о введении ограничений па ставки НДС в пределах своих территорий, упорядочили и согласовали механизм его исчисления и контроля за своевременной и полной уплатой.

Закономерностью развития налоговых систем является серьезный сдвиг в сторону повышения роли налогов па потребление в доходах национальных бюджетов. Например, в странах ОЭСР в 1965–2000 гг. удельный вес налогов на потребление возрос с 12 до 19%, в то время как доли подоходного налога и налога на прибыль корпораций остались практически неизменными. Основной причиной роста доли налогов на потребление является то, что от них намного труднее уклониться, чем, например, от налогов на доходы. Следовательно, растет показатель их собираемости, снижаются расходы по их сбору. Не последнюю роль играет и рост потребления все более качественных видов товаров, прежде всего в экономически развитых странах.

Важнейшим фактором увеличения объемов налогов на потребление явилось введение налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, несмотря на происходящие процессы унификации, налоговые системы даже внутри стран Европейского сообщества серьезно различаются.

Один из главных вопросов налоговых систем зарубежных стран – сложность налогообложения, как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций. В силу этого возникают проблемы по выявлению схем уклонения от налогообложения, возрастают затраты по содержанию и обучению налоговых работников. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговый кодекс в США за последние 30 лет прошлого века увеличился по объему в два раза, в Канаде – в три раза, в Нидерландах – в два раза. В Великобритании в среднем ежегодно принимается около 200 страниц налоговых законов.

Налоговые системы различных стран в значительной мере отличаются и по уровню налогового бремени. Можно выделить три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов, где доля налоговых изъятий в ВВП (включая взносы па социальное страхование) составляет 45–55%, с низким – около 25% и со средним – 30–40%. К первой группе можно отнести, прежде всего, Скандинавские страны, а также страны Бенилюкса. Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий – это Турция, Южная Корея, Мексика. Страны со средней налоговой нагрузкой – США, Япония, Германия, Великобритания, Канада. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя существует в высокоразвитых странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения.

При формировании налоговых систем зарубежные страны с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяют структурному отбору отдельных налогов с целью комбинирования наилучших соотношений между прямыми и косвенными налогами. Серьезное внимание уделяется стимулированию и поддержке малых предприятий, инвестиций, научных исследований. Немаловажное значение имеет создание гибкой системы льгот, особенно по индивидуальному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость. Большое внимание уделяется также разумному перераспределению при помощи налогов финансовых потоков между центром, регионами и муниципальными образованиями.

Самой крупной доходной статьей в большинстве зарубежных стран являются поступления от подоходного налога с населения. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 27%, в отдельных странах показатель существенно превышает эту величину. Например, в США доля подоходного налога достигает в доходах бюджета 40%.

Кратко проанализируем налоговые системы наиболее развитых в экономическом отношении стран.

Налоговая система США отличается чрезвычайной сложностью и находится в постоянном развитии. Ее формирование и развитие нацелено на нахождение оптимальных соотношений между фискальной и стимулирующей функцией налогообложения. Многоступенчатая, разветвленная налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Основными налогами, формирующими доходную часть федерального бюджета, являются следующие: подоходный налог, отчисления на социальное страхование, налог на доходы корпораций, акцизы, прочие доходы, в том числе налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, государственные пошлины.

Особенностью налоговой системы США является предоставление права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти – федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог. Подоходный налог с граждан занимает стабильно высокую долю в федеральном бюджете, удельный вес этого налога превышает 40% федеральных доходов. В США действует прогрессивная шкала подоходного налога. Минимальная ставка налога, например, для одиноких налогоплательщиков составляет 15% от суммы облагаемого годового дохода, а максимальная ставка достигает 40%. Налогоплательщик имеет право в зависимости от ситуации заполнить декларацию либо отдельно, либо совместно с супругой. Важно подчеркнуть, что каждый налогоплательщик в конце года получает декларацию и подробную инструкцию по ее заполнению и уплате налога. Даже при наличии подробной инструкции заполнение декларации сложное и трудоемкое дело, поэтому многие налогоплательщики прибегают к услугам профессиональных консультантов.

Ставки подоходного налога штатов и муниципалитетов, как правило, также прогрессивные. Они дифференцированы в интервале от 0 до 26%. По есть примеры и пропорциональных ставок налогов (штаты Пенсильвания, Индиана). Обычно налогообложению подлежат те же доходы, что и на федеральном уровне.

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета США – отчисления на социальное страхование. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником, при этом сумма взноса делится между ними поровну. Ставки взносов утверждаются ежегодно при формировании бюджета и колеблются в разные годы от 8 до 10% от фонда заработной платы. При этом выплаты работникам по социальному страхованию не уменьшают налогооблагаемую базу подоходного налога.

Налог на доходы корпораций занимает важное место в структуре доходов федерального бюджета. Плательщиками являются корпорации, ассоциации, акционерные общества, страховые компании и банки. Доходы облагаются в год их получения, а также в момент выплаты акционерам. В налогооблагаемую базу включаются все виды доходов, кроме процентов, полученных по федеральным и муниципальным облигациям.

Из налогооблагаемой базы исключаются расходы на ведение бизнеса, уценка и амортизация, процентные платежи по кредитам, суммы выплаченных подоходных налогов и налога на имущество в бюджеты штата и муниципалитета, отчисления па благотворительные цели, потери, не покрытые страховыми выплатами, безнадежные долги. Ставки налога на доходы корпораций – прогрессивные и дифференцированые. Они возрастают в зависимости от суммы налогооблагаемого дохода с 15 до 35%.

США одна из немногих стран, не использующих НДС. Вместо него на уровне штатов и муниципалитетов используют налог с продаж по ставкам в зависимости от места взимания – от 4 до 8,5% от суммы покупки.

Важная роль в налоговой системе США принадлежит налогу на имущество. Взыскивается он на местном уровне. Право устанавливать его предоставлено местным административным единицам. Объекты обложения определяются законодательством штата. Налогом облагаются: земля, здания, сооружения, материальные активы, используемые с целью получения доходов (машины, оборудование, товарно-материальные ценности и т.д.), нематериальные активы (акции, долговые обязательства), а также материальное имущество домохозяйств (автомобили, отдельные предметы длительного пользования).

На уровне штатов взимаются также налоги на владение транспортным средством и на выдачу лицензий на их управление, на страховые компании за ведение бизнеса в штате, сбор за выдачу лицензии на открытие филиалов в штате и т.д.

Налоговая система Канады также представлена на трех уровнях: федеральном, провинций, местном.

Федеральный бюджет формируется за счет индивидуального подоходного налога, налога на доходы корпораций, общего налога с продаж, акцизов на алкогольные напитки и табак, таможенных сборов и пошлин.

Налоговые источники доходов провинций складываются из индивидуального подоходного налога, налога па доходы корпораций, налога на недвижимость, налогов на социальное обеспечение, налога с продаж, акцизов, рентных платежей. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налогов на недвижимость, налогов на предпринимательство и развлечения.

Основным источником доходов бюджета является индивидуальный подоходный налог. Налогооблагаемую базу составляют заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, доход от частной собственности и доход от капитала. Ставки налога дифференцированы в интервале от 16 до 29%. В провинциях действуют свои ставки подоходного налога.

Взносы на социальное страхование вносят как работники, так и работодатели. Базой исчисления является заработная плата.

Значимую роль в налоговой системе Канады играет налог на доходы корпораций. Федеральные ставки налога на доходы корпораций установлены в размере 23 и 28%. В провинциях они дифференцированы в зависимости от размера налогооблагаемой базы от 31 до 39%.

Весомые доходы в бюджет приносит налог на товары и услуги. Основная ставка налога составляет 7%. К товарам и услугам, облагаемым по основной ставке, относятся товары как производственного и технического назначения, так и потребительские товары. По многим товарам и услугам установлена нулевая ставка. По этой ставке облагается, например, реализация основных продовольственных товаров, лекарственных препаратов по рецептам и т.д.

Особенностью налоговой системы Японии является наличие достаточно большого количества налогов, как на государственном уровне, так и на уровне префектур и муниципалитетов.

Основную роль в доходах бюджета играет подоходный налог. Обложению индивидуальным подоходным налогом подлежит заработная плата, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости, доходы от сдачи в аренду, а также дивиденды, проценты, случайные заработки и т. д. При исчислении налога определяется общая сумма доходов налогоплательщика из разных источников, затем вычитается необлагаемый минимум с учетом различных социальных скидок. Предусмотрена разветвленная система скидок на расходы по медицинскому обслуживанию, специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.

В систему компенсации также входят различные бесплатные услуги и льготы. К ним могут относиться жилье, представительские услуги, расходы на автомобиль и др. У среднеоплачиваемого работника может освобождаться от подоходного налога свыше 30% доходов. Ставки индивидуального подоходного налога установлены прогрессивными. В зависимости от налогооблагаемого дохода действуют ставки 10, 20, 30 и 37%. Следует подчеркнуть, что кроме государственного, действуют также префектурный подоходный налог со ставками 2 и 3%, а также муниципальный подоходный налог со ставками 3,8 и 10%. Таким образом, несмотря на весомые льготы и скидки с налогооблагаемой базы ставки подоходного налога являются достаточно высокими.

Вторым по важности для бюджетной системы Японии является налог на прибыль корпораций. В общей структуре налоговых поступлений он превышает 30%. Налог уплачивается с чистой прибыли. Ставки налога дифференцированы от 22 до 30%. Стандартная ставка налога на уровне префектуры составляет 5%, на уровне муниципалитета – 12,3%.

В Японии установлена единая ставка налога на имущество физических и юридических лиц в размере 1,48% от стоимости имущества. Для учета инфляции раз в три года проводится переоценка имущества. В налогооблагаемую базу включаются все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Среди потребительских налогов важная роль принадлежит налогу с продаж, взимаемому по ставке в 5%. Кроме того, устойчивым источником бюджета являются акцизы, особенно на алкогольные напитки и табачные изделия.

В структуре налоговых поступлений примерно 35% приходится на местные налоги. Наибольшие доходы приносят предпринимательский налог, поимущественный налог, индивидуальный подоходный налог.

К основным налогам, формирующим бюджетную систему Великобритании, относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с корпораций, налог на капитал, НДС, акцизы, налог на недвижимость.

Один из основных налогов, имеющих давнюю историю, – подоходный налог с граждан. Обложение осуществляется по шедулярной системе налогообложения в зависимости от вида дохода – имущество, дивиденды, заработная плата, доходы от инвестиций, доход от источников за границей. Ставки подоходного налога дифференцированы в интервале от 10 до 40%.

Налог на прибыль корпораций построен таким образом, чтобы стимулировать малые и средние предприятия. Ставка налога установлена в размере 30%, для малого бизнеса – 20%. Предусмотрена возможность уменьшения налогооблагаемой базы за счет амортизации машин и оборудования (до 25% ежегодно), амортизации зданий (до 4% ежегодно), 100% затрат на научно-исследовательские работы.

В Великобритании действует достаточно сложная система отчислений на социальное страхование. Платежи работодателей дифференцированы в зависимости от еженедельного дохода работников от 0 до 12,2%.

Важная роль в доходах бюджета принадлежит НДС. Плательщиками его являются конечные покупатели товаров и услуг. Ставка налога установлена в размере 17,5%. Предусмотрены льготы по продуктам питания, печатной продукции, строительству некоммерческого жилья, банковским и страховым услугам, образованию и здравоохранению.

Важная роль, также как и в других европейских странах, во Франции принадлежит подоходному налогу с граждан. В структуре бюджетных доходов доля его превышает 20%. Для расчета налога доходы налогоплательщиков дифференцированы по восьми категориям, а налогооблагаемый доход является суммой всех категорий доходов, уменьшенных на затраты и соответствующие вычеты.

По каждой категории установлена своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что исключаются все производственные расходы, связанные с получением дохода. Подлежат вычету расходы, связанные с поддержанием престарелых родителей и на благотворительность. Сумма доходов каждой из восьми перечисленных категорий представляет чистый доход. Он подлежит корректировке на так называемые общие льготы, далее, в зависимости от категории налогоплательщика, полученный доход распределяется по соответствующим коэффициентам. Например, одинокие и разведенные без иждивенцев имеют коэффициент 1, супружеская пара без детей – 2, супружеская пара или вдова (вдовец) с двумя детьми – 3. Ставки налога дифференцированы от 0 до 52,75%.

Доля налога на доходы корпораций в бюджете составляет около 10%. Объектом обложения является чистый доход, полученный налогоплательщиком от любых операций по всем видам деятельности, включая доход от продажи имущества. Ставки налога нацелены на стимулирование малого и среднего бизнеса путем их дифференциации.

Важная роль в налоговой системе принадлежит НДС. Исторически впервые этот налог был введен во Франции и многолетний опыт использования показал его высокую эффективность. НДС взимается по трем ставкам. Общая, или основная ставка в размере 19,6% используется для всех операций, если не предусмотрены иные налоговые режимы. Льготная ставка в 5,5% применяется при налогообложении услуг гостиниц туристического класса, услуг по снабжению водой, ряд продовольственных товаров, товары для сельскохозяйственного производства, книги. Пониженная ставка в размере 2,1% используется при купле-продаже или поставке энергии для отопления или охлаждения, поставке угля и других видов топлива, нефтепродуктов, кофе, чая и пр., а также при обложении различных социальнокультурных услуг.

Важным источником доходов бюджета являются акцизы. Перечень товаров, облагаемых акцизами, весьма обширен. К ним относятся нефтепродукты, электроэнергия, крепкие спиртные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия и др.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *