Налогообложение имущества юридических лиц в зарубежных странах – Особенности имущественного налогообложения организации

Налоги в других странах;

В условиях принятия Налогового кодекса РФ для успешного проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы необходимо тщательное изучение налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности – налоги на имущество.

Главная цель данной главы – показать исторически сложившуюся национальную специфику налогообложения имущества в каждой рассматриваемой стране.

Во многих странах налог на недвижимость входит в состав поимущественных налогов. Единый налог на недвижимость свойственен странам с так называемой системой общего права (Великобритания, США). Что касается отдельных налогов, составляющих налог на недвижимость (земельный налог, налоги на имущество граждан и организаций), то их взимание свойственно континентальной правовой системе.

Поимущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах. В одних странах облагается единым налогом на недвижимость земля и все, что на ней построено, в других странах существуют отдельные налоги на имущество и на землю, в третьих странах объект налогообложения – только земля.

Существует два концептуальных подхода к выбору налоговой базы:

  • · исходя из рыночной стоимости объекта (США);
  • · с учетом годовой суммы арендной платы за объект (Великобритания).

Если налоговой базой является арендная плата, то она не включает в себя стоимость будущих разработок земли и неосвоенная земля не учитывается и не облагается налогом, что в развитых странах способствует развитию спекулятивных сделок с городскими землями.

В отношении рыночной стоимости как налогооблагаемой базы следует исходить из двух вариантов ее использования:

  • · налог на недвижимость исчисляется исходя из полной рыночной стоимости объектов, что подразумевает относительно низкую налоговую ставку;
  • · налогооблагаемая база представляет собой процент от полной рыночной стоимости объектов налогообложения. Размер процента устанавливается законодательно.

Рассмотрим подробнее сложившуюся практику и накопленный опыт поимущественного налогообложения в разных странах.

Развитие налогообложения имущества в США происходило одновременно со становлением в стране демократических принципов устройства общества. С течением времени налогообложение имущества становилось более организованным, расширялась судебная практика по налоговым делам, создавалась теоретическая база для оценки рыночной стоимости имущества.

Соединенные Штаты Америки состоят из 50 штатов. Практически во всех штатах взимается налог на имущество. Его уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются по штатам. Минимальный ее размер составляет 0,5%, максимальный – 5%. Доля данного налога в общем объеме налоговых поступлений бюджета штата составляет приблизительно 2%.

В различных штатах предоставляются разнообразные льготы по налогу на имущество. В некоторых штатах полностью освобождаются от обложения данным налогом компании, впервые зарегистрированные в этом штате. Другие штаты гарантируют стабильную ставку налога для вновь созданных фирм в течение определенного периода времени (вплоть до 10 лет). Преференции также предусматриваются для определенных видов производств, развитие которых необходимо для конкретной местности. В большинстве штатов полностью освобождаются от налога на имущество и пользуются правом ускоренной амортизации корпорации по оборудованию, используемому для отчистки отходов производства и предотвращения загрязнений окружающей среды.

В США насчитывается почти 85 тыс. районов, входящих в юрисдикцию местных органов власти. Наибольшее значение среди местных налогов имеет поимущественный налог. Он совсем не взимается на федеральном уровне и является приоритетом исключительно органов местного самоуправления. Однако так было не всегда. В 20-х годах данный налог взимался на уровне штатов и представлял собой наиболее важный источник доходов из бюджетов. Но с 50-х годов роль поимущественного налога значительно уменьшилось для доходной части бюджетов штатов, и увеличилась для местных бюджетов. В настоящее время поимущественный налог наглядно демонстрирует воплощение принципа разделения налоговых доходов в бюджеты штатов и местных органов власти. На практике этот налог включает в себя огромное множество отдельных налогов, так как почти все территории, обладающие правом вводить местные налоги, взимают свои собственные налоги на имущество.

В середине 80-х годов данный налог обеспечил поступления в местные бюджеты немногим более 85 млрд. долл., в начале 90-х годов эта сумма составила свыше 160 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше. К середине 90-х годов на долю поимущественного налога в среднем приходилось около 30% общих доходов или свыше 75% налоговых доходов бюджетов органов местного самоуправления, что превышает 10% всех федеральных налоговых поступлений.

Ставки поимущественных налогов в бюджеты местных органов власти в США таковы: графство – 2,8%; муниципалитет – 22%; тауншип (поселок в сельской местности) – 55%; школьный округ – 37%; специальный (особый) округ – 12%.

Объектами обложения поимущественными налогами являются:

  • 1. Недвижимое имущество (земли, здания, сооружения).
  • 2. Материальное личное имущество (машины, товарно-материальные ценности)
  • а) используемое для извлечения дохода оборудование, в том числе сельскохозяйственное, машины, товарно-материальные ценности, крупный рогатый скот и т.д.;
  • б) товары длительного пользования.
  • 1. Нематериальные активы: акции, другие ценные бумаги, денежная наличность.

Налог взимается один раз в год, а на многих территориях плательщики могут выплачивать его по частям на протяжении всего года. Принципы налогообложения различаются по территориям, однако имеются общие положения, сходные во всех административно-территориальных единицах. Поимущественный налог взимается с физических и юридических лиц, владеющих какой-либо собственностью. Виды собственности четко классифицированы в законодательстве. Выделяют две основные ее группы недвижимость и личная собственность. Недвижимостью является земля и недвижимые приспособления, возведенные с целью ее улучшения, в основном это здания, сооружения. Личная собственность бывает материальной и нематериальной. Материальная собственность – это машины и оборудования, материально-технические запасы, мебель и драгоценности, урожай и скот. Нематериальная собственность – это акции, денежные средства и т.п. В одних штатах личная собственность не подлежит налогообложению, в других – налог взимается в основном с оборудования и материально-технических запасов.

Базой для определения поимущественного налога является оценочная стоимость собственности, которая должна составлять, (на всех территориях), одинаковый процент от рыночной стоимости объекта (оценочный коэффициент). База налогообложения равна одной трети рыночной стоимости имущества. Владелец получает один раз в 4 года письмо с уточненной оценкой его собственности. Реальная ставка налога определяется путем умножения номинальной ставки на оценочный коэффициент. Средний уровень налоговой ставки составляет примерно 2%.

Существуют преференции по данному налогу, выраженные в освобождении определенных видов имущества от налогообложения. Это распространяется на собственность принадлежащую федеральному правительству, штатам и органам местного самоуправления, религиозным и благотворительным организациям, а также некоммерческим образовательным учреждениям. Кроме того, в различных местностях освобождаются от уплаты этого налога объединения ветеранов, трудовые союзы, фермерские объединения, а также личное имущество, оговоренное в законодательстве.

Штаты придают особую важность поддержанию этого налога как главного источника поступлений в местные бюджеты.

Для предотвращения уклонения от уплаты налога законодательно предусмотрены следующие принципы вмешательства в налогообложение:

  • 1) во-первых, не повышая ставки налога, повышать стоимость налогооблагаемой базы, т.е. стоимость недвижимости, путем переоценки;
  • 2) во-вторых, можно превышать ставку в 1%, если дополнительная сумма направляется для уплаты долгов местных органов власти (к примеру, деньги были взяты в кредит у банка на жилищное строительство), а также процентов по государственному долгу.

В США за счет налога на имущество местными органами власти финансируется: пожарная охрана, полиция, школы, здравоохранение.

Налоговой политике Германии сегодня уделяется особое внимание, поскольку она приобрела новый аспект, связанны с процессом объединения двух Германий.

Согласно конституции, все налоги подразделяются на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), местные (общинные) и церковные. При этом налоги на различные виды недвижимого имущества пополняют бюджет земель и общин. Налог на имущество является одним из основных видов налогов. Поимущественным налогом облагалось движимое и недвижимое имущество юридических лиц – все активы, имеющие рыночную цену, в том числе и земельная собственность. Ставка налога для юридических лиц – 0,6%, для физических лиц – 1%. С января 1997г прекращено взимание поимущественного налога с юридических лиц, а налог на имущество физических лиц заменен высоким налогом с наследства и дарения.

Налог на имущество организаций подвергается в Германии серьезной критике. Фактически оно подлежит тройному обложению: промысловым налогом, поземельным налогом и налогом на собственность. В отличие от других местных налогов данный налог нельзя относить на издержки производства и вычитать из налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае, если фирма завершит финансовый год с убытками.

Земли получают доходы от имущественного земельного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельных участков. Общины же получают только часть земельного налога. Объектом обложения при взимании земельного налога является земельная собственность организаций сельского и лесного хозяйства, а также земельные участки, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Платежи по данному налогу не зависят от финансовых результатов. Льготы в виде пониженной ставки налога распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйстве.

В Канаде (как и в США) налог на недвижимость один из крупных местных налогов. Обычно он исчисляется из стоимости земли, на которой имеется строение. Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей, для формирования единого подхода в провинции облагается земля и здания. Оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора. Во-первых, расходы на создание данной стоимости. Во-вторых, доход, который оно реально приносит владельцу. В-третьих, рыночная стоимость на момент оценки.

Налог взимается обычно в размере 0,5-1% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определения видов деятельности. Например, налог с парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог с адвокатских контор и врачебных кабинетов – 50%. А если здание используется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимость составляет 140%.

На основе мирового опыта налогообложения имущества можно сделать вывод, что в России наилучшим вариантом является налог на недвижимость, представляющий собой единый комплекс земельного участка и сооружений, построенных не нем, налоговой базой которого являются рыночная стоимость объектов. Целесообразно введение коэффициентов, корректирующих размер налогооблагаемой базы (0,1-0,5) т.е. определяющих, какой процент налогооблагаемая база составляет от рыночной стоимости недвижимости.

Также сегодня вполне разумно и обоснованно было бы рассмотреть возможность установления дифференцированных шкал для жилой и производственной недвижимости, принадлежащей гражданам и организациям.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *