Введение, Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация – Оценка эффективности налоговых льгот

Налоговые льготы;

Налоговые льготы служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики.

Необходимость сокращения налоговых льгот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, содержащихся в ранее действовавшем налоговом законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне. Учитывая то,что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становиться приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлений, и в частности норм налоговых льгот. Такое разграничение становится необходимым условием для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования как инструмента модернизации экономики, что и обусловило актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.

Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:

– исследование экономической сущности налоговых льгот, их понятие и классификация;

-определение роли налоговых льгот в модернизации экономики России;

– проведение инвентаризации налоговых льгот;

– определение оценки эффективности налоговых льгот.

Предметом исследования в курсовой работе стала проблема применения налоговых льгот и их роль в модернизации экономики.

Методологической и информационной основой курсовой работы являются законодательные акты по налоговым льготам.

Налоговые льготы, как формы практической реализации стимулирующей функции налогов, служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики. С помощью налоговых льгот государство оказывает определенное воздействие на процессы расширенного воспроизводства для стимулирования предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки и техники.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы через поощрение определенных видов деятельности (например, экспорта), регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам, влияние на ценообразование и т.д.

Всю совокупность налоговых льгот, по мнению Бадьиной СВ., можно разделить на три большие группы: инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные. Причем эффективность налоговых льгот рассматривается в кратко- и долгосрочной перспективе Кирова Е.С. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения. // Экономист. – 2010. – №5..

Льготы инвестиционного характера в краткосрочном плане способствуют финансированию инвестиций, в долгосрочном – снижению себестоимости продукции, увеличению налоговой базы и темпов экономического роста.

Льготы на поддержку и текущее развитие бизнеса в краткосрочном периоде обеспечивают финансирование текущих бюджетных расходов государственных предприятий, поддержку бизнеса посредством целевого финансирования недостатка оборотного капитала (своевременной выплаты заработной платы, приобретения сырья), поощрение деятельности, связанной с наращиванием ее объемов, в долгосрочном – за счет снижения себестоимости продукции происходит расширение налогооблагаемой базы, развитие конкурентоспособных и эффективных производств.

Льготы социального характера в краткосрочном периоде способствуют финансированию текущих социальных расходов организаций и учреждений, удерживанию роста цен на социально значимые товары, обеспечению занятости, повышению уровня доходов населения и его платежеспособного спроса. В долгосрочной перспективе они способствуют улучшению социального климата в обществе, повышению производительности труда, сокращают бюджетные расходы на поддержание правопорядка, на борьбу с загрязнением среды (экологические льготы) и ликвидацию последствий социальной напряженности в обществе.

С.В. Барулин и А.В. Макрушин предлагают другую классификацию налоговых льгот. С их точки зрения все налоговые льготы можно разделить на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты .

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 56) запрещает льготы, носящие индивидуальный характер, некоторые положения действующего налогового законодательства, устанавливающие льготы и освобождения, имеют близкий к индивидуальному смысл. В частности, это касается льгот по налогу на прибыль организаций в виде ускоренной амортизации, предоставляемых при финансовом лизинге (п. 7 ст. 259 НК РФ), невключения в налоговую базу доходов государственной корпорации — банка развития (подп. 34 п. 1 ст. 251 НК РФ) , а также доходов от размещения временно свободных средств некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, действует, например, для организаций -участников Олимпийских игр в Сочи, организаций, получивших статус партнеров инновационного Центра Сколково и др.

Льготы по налогу на прибыль в отношении расходов предусмотрены п. 2 ст. 262 Налогового кодекса. Впервые в России расходы налогоплательщика разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. При действующей ставке налога на прибыль организаций в 20%, по сути это означает субсидирование через налоговую систему в размере 10% соответствующих расходов Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России. // Финансы- 2009. – № 12..

В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль идут также расходы на НИОКР, осуществляемые в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» . Эти расходы принимаются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов налогоплательщика по мере их фактического осуществления. Следует отметить, что данный механизм не получил широкого распространения, поскольку у предприятий отсутствует заинтересованность в этом. Усилить стимулирующую роль этой льготы возможно, когда наряду перечислением сумм в указанные фонды дополнительно будет уменьшаться налоговая база по налогу на прибыль, например, в пропорции 3:1.

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций также могут иметь форму пониженных ставок налога. В частности, п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5%. Таким образом, существует возможность предоставления региональных льгот по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *