Вопрос 12: Элементы налога: ставка, налоговые льготы. Виды ставок и методы налогообложения. Виды льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.

Налоговые льготы;

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть норма налогового обложения.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (например, налог на благоустройство территории);

твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога (например, 70 коп. за один квадратный метр площади);

процентные ставки, когда с каждого рубля, например, прибыли, предусмотрено 24% налога.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);

повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13%, имеются две другие — 30 и 35%);

пониженные ставки. Так, при упомянутой выше общей ставке НДС предусмотрены пониженная 10% и нулевая ставка.

В зависимости от содержания различают ставки:

маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц

Исходные данные для расчета

1. Все доходы, полученные российским налоговым резидентом

2. Социальные налоговые вычеты:

2 1. Расходы на лечение и медикаменты (ежегодно не более 38000 руб.)

2 2. Расходы на образование (ежегодно не более 38000 руб.)

Расчет налоговой базы

Налоговая база (стр. 1 — стр. 2.1 — стр. 2.2) = =268000-38000-30000

Значение МС делится на облагаемый доход

Значение МС делится на совокупный доход

МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:

равное (для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога);

пропорциональное (для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога);

регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например, при взимании единого социального налога);

прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога). При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая их которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени, превышающей предыдущую ступень.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

изъятия— это налоговые льготы, направленные на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;

скидки— это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными. Так, в России при обложении граждан льготы подразделяются на четыре группы:

1) стандартные налоговые вычеты;

2) социальные налоговые вычеты;

3) имущественные налоговые вычеты;

4) профессиональные налоговые вычеты;

налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 НК.

Отсрочка уплаты налога — перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок;рассрочка уплаты налога — деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. (Предоставление отсрочек или рассрочек приобрело платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.)

Возврат ранее уплаченного налога, как налоговая льгота, имеет другое наименование — налоговая амнистия. Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах — этоналоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (см. также «Сроки уплаты налога»).

ВОПРОС 13: Элементы налога: порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Кумулятивная, некумулятивная, глобальная и шедулярная системы исчисления налога. Способы уплаты налога. Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогового агента (например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц). Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц инспекция МНС определяет сумму налога на их имущество.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы определены в ст. 54 НК. Согласно положениям этой статьи:

налогоплательщики-организацииисчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

• физические лица, как налогоплательщики, исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

В качестве информационного обеспечения по определению уплачиваемой суммы налога используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально признан и введен в действие с 1 января 2002 г. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям — например, при расчете НДС) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода — например, при расчете налога на прибыль организаций).

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА— это нормативно установленные способы и процедуры внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад— это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Существуют следующие способы уплаты налога:

уплата налога по декларации, т. е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате;

уплата налога у источника дохода, т. е. момент уплаты налога, предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

кадастровый способ уплаты налога, т. е. налог, взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры;

уплата налога в момент расходования доходов характерна для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара;

уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

В соответствии со ст. 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Со срочностью налоговых платежей увязано понятие – «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;

обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии с п. 2 ст. 57 НК «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени»;

изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются: Минфин России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, Государственный таможенный комитет, органы внебюджетных фондов. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Налоговый кредит— это замена налога (части налога) натуральным исполнением. Такая льгота предоставляется местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой области либо в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Порядок и условия предоставления налогового кредита определены ст. 65 НК.

Инвестиционный налоговый кредит— такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК. Выделены три основания для предоставления организации такого вида кредита:

проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Законодательством предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (ст. 68 НК).

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *