Влияние налоговых льгот на эффективность предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Налоговые льготы;

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на протяжении последних лет в России происходят стремительные системные изменения налогового законодательства, способствующие сближению подхода к налогообложению в России и в иностранных государствах, благодаря чему российская налоговая система становится неотъемлемой частью глобальных налоговых взаимоотношений. Эти изменения одновременно способствуют созданию среды, предсказуемой и привлекательной для инвестирования и развития бизнеса в стране. Вслед за мерами, направленными на предотвращение вывода доходов и прибыли из-под налогообложения в России, законодатели обратили внимание на справедливость распределения налога на добавленную стоимость между юрисдикциями, ввели правила обложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными провайдерами российским пользователям.

Переосмыслены и усовершенствованы правила недостаточной капитализации и трансфертного ценообразования: устранен ряд возможностей для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков и в то же время — избыточное, экономически не оправданное регулирование. В контексте заимствования мировой практики нельзя не упомянуть значимые изменения в природоохранном законодательстве: бизнес должен стать социально ответственным, утилизировать отходы от использования товаров (упаковки) либо уплачивать экологический сбор.

Проблема налоговых льгот, как неотъемлемого элемента системы государственной помощи в целом и косвенных субсидий в частности, является одной из наиболее актуальных среди исследуемых в сфере бюджетно-налоговой политики государства. Невзирая на многочисленные научные изыскания в данной сфере, есть еще достаточное количество вопросов, которые являются предметом разногласий и вызывают значительную дискуссию.

Усиление налоговой конкуренции между разными юрисдикциями за потоки капитала и других ресурсов вынуждает развивающиеся страны применять комбинацию налоговых инструментов: каникулы и понижение ставок, специальные зоны и режимы с возможностью дополнительных вычетов.

Налоговые льготы в условиях современной рыночной экономики выступают составной частью налоговой политики государства и направлены на достижение социальных и экономических целей. Как правило, налоговое регулирование государства, которое предусматривает налоговые льготы, непосредственно влияет на все стадии воспроизводственного процесса и стимулирует деловую активность предприятий. Также налоговые льготы способствуют накоплению капитала в социально значимых экономических отраслях.

Налоговая льгота есть разновидность правовой льготы. Налоговая льгота устанавливается только в отношении какой-либо категории налогоплательщиков, что следует из законодательного определения налоговой льготы и ее сущности как разновидности правовой льготы [1].

Экономисты отмечают, что налоговые льготы как средство поддержки малого и среднего предпринимательства более эффективны, чем бюджетные субсидии. Помимо этого также существует мнение, что налоговые стимулы не оказывают значительного влияния на развитие инвестиционных процессов, однако они способны оказать решающее воздействие на макроэкономическую ситуацию в стране в целом. Анализируя влияние налоговых льгот и освобождений на экономическую ситуацию, нужно для начала определить их роль в налоговой системе и ее соответствие необходимым качественным характеристикам [2].

Известно, что на эффективность функционирования экономики влияет эффективность налоговой системы, а также системы налоговых льгот и освобождений.

Налоговой льготе свойственно выполнение двух функций — компенсационной и стимулирующей. Компенсационная функция направлена на создание хотя бы примерно равных возможностей для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц. Ее реализация служит в том числе повышению уровня социальной защиты населения.

Стимулирующая функция заключается в побуждении налогоплательщиков к совершению общественно полезных действий, в которых заинтересовано государство и общество, создании дополнительных условий для развития экономики, производства, предпринимательства в наиболее значимых сферах. В рамках осуществления стимулирующей функции государство преследует и цели реализации приоритетных задач по социально-экономическому развитию государства, стимулирования использования средств налогоплательщиков для обновления и расширения производств, увеличения объема и качества производства, создания новых рабочих мест, сдерживания роста цен на социально значимые товары, работы и услуги [3].

Внешние эффекты и иные факторы, которые приводят к провалам рынка, являются основой для применения значительного числа налоговых льгот и освобождений. Обычно в качестве аргументов приводится следующее: нужно поощрять деятельность, которая сопровождается положительным внешним эффектом. Льготы, которые применяются к определенной деятельности, равноценны выплате субсидий и могут привести к повышению активности деятельности организаций и увеличению их эффективности [4]. Например, снижение налогового бремени при высоких налоговых ставках в Российской Федерации доступно для большей части предприятий, хотя и носит избирательный характер. В частности, имеются специальные налоговые льготы для социально значимых организаций, вплоть до полной отмены некоторых налогов.

С позиций экономической теории налоговые льготы для отдельных видов экономической деятельности принадлежат к числу наиболее деформирующих инструментов налоговой политики:

— они искажают относительные цены и вследствие этого — распределение экономических ресурсов;

— приводят к повышению налогового бремени на отрасли, не пользующиеся льготами, усиливая несправедливость налогообложения;

— создают дискриминационные межотраслевые эффекты, порождая пагубную национальную и международную налоговую конкуренцию;

— стимулируют уклонение от налогов “в результате таких сопутствующих им явлений, как усложнение налоговой системы, высокая избирательность, произвольные решения, а также наличие контроля над предоставлением стимулов« [5].

Отраслевые налоговые льготы применяются в налогообложении юридических лиц и влияют на структуру налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, налога с продаж.

На современном этапе развития одним из самых приоритетных направлений считается внедрение высокотехнологичных производств, привлечение инвестиций и модернизация экономики. Исходя из этих целей и вводится значительное количество новых налоговых льгот, а так же совершенствуются уже существующие [6].

Льготы для малого бизнеса представляют собой преимущества, предоставляемые государством определенным категориям предпринимателей, с целью их поддержки и улучшения экономического положения по сравнению с остальными субъектами бизнеса. В рамках льготного режима налогообложения предприятий малого бизнеса снижаются налоговые поступления в бюджет, однако решаются другие вопросы государственной значимости:

— самозанятость и пенсионное обеспечение индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников (например, фрилансеров, лиц, оказывающих различные услуги);

— организация новых рабочих мест и освобождение государства от необходимости выплаты субсидий безработным лицам;

— снижение социальной общественной напряженности за счет повышения благосостояния населения;

— организация новых видов деятельности и создание небольших инновационных производств, не приносящих большой прибыли, но и не требующих крупных финансовых инвестиций [7].

В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса (табл. 1):

Таблица 1 — Действующие налоговые льготы для предприятий малого бизнеса и микробизнеса в РФ

Специальный налоговый режим Условия
УСН лимит годовой выручки — не > 150 млн. руб., численность работников — не > 100 человек
ЕНВД лимит годовой выручки не установлен, количество работников не > 100 человек
ПСН Лимит годовой выручки — 60 млн. руб. Только для ИП с численностью работников не > 15 человек
ЕСХН лимит годовой выручки не установлен, но доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять не < 70% от всей выручки Количество работников — не >300 человек только для ИП и рыбохозяйственных организаций и ИП

Источник: Льготы для малого бизнеса в 2017 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu (дата обращения 17.03.2017)

С 2016 года региональные органы власти вправе устанавливать на своей территории для малых предприятий — плательщиков ЕНВД и УСН еще более низких налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Например, по ЕНВД налоговая ставка может быть снижена до 7,5%, а на УСН — до 1%.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные ИП имеют право в течение двух налоговых периодов после регистрации (максимальный срок — до двух лет) применять налоговые каникулы, то есть, нулевую налоговую ставку. Однако требуется соблюдение следующих условий:

— регистрация в статусе ИП должна быть позже вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;

— применять режим налогообложения ПСН или УСН;

— деятельность должна соответствовать указанной в региональном законе о налоговых каникулах [8].

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2017 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

В 2016 году государственными органами власти продолжена политика привлечения инвесторов с предоставлением им налоговых льгот. Расширены географические границы действия режима свободного порта Владивосток и Регионального инвестиционного проекта, введены налоговые льготы для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК), продлены льготы для резидентов отдельных особых экономических зон, а также установлены льготы для резидентов новых территорий опережающего социально-экономического развития. Что касается региональных налоговых льгот, то регионы больше вводили новые льготы, чем отменяли ранее существовавшие. Степень контроля за соблюдением правил получения льгот значительно выросла. Как и в 2009 году, сегодня регионы ищут способы улучшения бюджетной ситуации через прекращение предоставления льгот. Это требует от налогоплательщиков еще большей дисциплины, внимательности к деталям и опыту проектной команды, заявляющей льготы. Как и раньше, процесс предоставления налоговых льгот может затягиваться ввиду непринятия подзаконных актов. На текущий момент заключение СПИК с максимальным набором налоговых льгот возможно менее чем в 10% регионов России.

Рассмотрим основные налоговые льготы, применяемые для резидентов ОЭЗ в РФ.

Ставка налога для обычных компаний — 20% (3% платят в федеральный бюджет, 17% — в региональный). Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ экономят за счет снижения налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет. Каждая особая зона сама устанавливает ставку, однако ее размер не может превышать 13,5%. В среднем нагрузка по налогу на прибыль снижается в десять раз.

Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ до 1 января 2018 года установлена нулевая ставка и по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет. А для резидентов туристcко-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, нулевая ставка действует до 1 января 2023 года. Так, на Северном Кавказе девять особых туристcко-рекреационных зон объединены в кластер. Его площадь — более 200 тыс. га. Кластер охватывает территории Краснодарского края, Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии — Алании, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечни.

2. Налог на имущество и земельный налог

Резидентов ОЭЗ освобождают от уплаты земельного налога и налога на имущество. Льгота по земельному налогу действует, если участок расположен на территории ОЭЗ.

Воспользоваться льготой по налогу на имущество можно, если выполнены четыре условия:

— имущество учтено на балансе резидента ОЭЗ;

— имущество создано или приобретено для осуществления деятельности на территории ОЭЗ;

— имущество используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ;

— имущество расположено на территории ОЭЗ.

Льготные ставки предусмотрены для резидентов ОЭЗ, которые заключили соглашение о технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. Пониженные тарифы распространяются только на выплаты, сделанные работникам компаний — резидентов ОЭЗ. Льготы действуют до 2019 года включительно. Так, ставка в Пенсионный фонд сейчас снижена до 8%.

Продолжительность налоговых каникул. Налоговые каникулы действуют в течение лет после того, как компания получит статус резидента.

Налоговые льготы для резидентов ОЗС представлены в табл. 2.

Таблица 2 — Налоговые льготы для резидентов ОЗС

Вид налога Обычная ставка Льготная ставка Срок действия льготы
Налог на прибыль 18% 0% — 13,5% 5 — 10 лет с месяца получения статуса резидента, либо различные ставки по годам
Налог на имущество 2,2% 0% 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки имущества на учет
Земельный налог 1,5% 0% 5 лет с месяца возникновения собственности на каждый участок
Страховые взносы ПФР — 22% ФСС — 2,9% ФФОМС — 5,1% ПФР — 8%ФСС — 2% ФФОМС — 4% 2016 — 2017 годы
ПФР — 13% ФСС — 2,9% ФФОМС — 5,1% 2018 год
ПФР — 20%ФСС — 2,9% ФФОМС — 5,1% 2019 год

Источник: Какие налоговые льготы получают участники ОЭЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipprosto.ru/journal/kakie-nalogovye-lgoty-poluchayut-uchastniki-oez/ (дата обращения 17.03.2017)

4. Дополнительные налоговые льготы

Особая экономическая зона вправе установить свои льготные ставки по налогу на прибыль, транспортному налогу и НДС. Так, на территории ОЭЗ «Моглино» до 2019 года действует нулевая ставка налога на прибыль, не нужно платить и транспортный налог. Это позволяет увеличить доходы, снизить себестоимость. Рассмотрим подробнее, какие льготы получит резидент ОЭЗ «Моглино».

Резиденты освобождены от транспортного налога, если используют машины для обеспечения деятельности на территории ОЭЗ «Моглино». Льгота не действует в отношении водного, воздушного транспорта и легковых автомобилей мощностью двигателя свыше 250 л. с.

6. НДС и таможенные пошлины

Работы, связанные с инновационной деятельностью, не облагаются НДС. Кроме того, на территориях всех ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Следовательно, резиденты освобождены от уплаты НДС, ввозных и вывозных пошлин в следующих случаях:

— при импорте российских товаров;

— при импорте иностранного сырья, оборудования и материалов, необходимых для работы;

— при экспорте произведенной на территории ОЭЗ продукции в иностранные государства.

Дополнительные льготы предусмотрены для продукции, произведенной из импортных комплектующих и поставляемой в страны Таможенного союза. Резидент может по выбору заплатить пошлину со стоимости:

— комплектующих, которые ввез для производства товара;

— готовой продукции, которую произвел из комплектующих.

В «Моглино» начали строить таможенный пост, который оснастят высокотехнологичным оборудованием. Когда пост заработает, прохождение таможенных процедур займет менее часа.

Таким образом, в 2017 году можно ожидать еще большей активности по изменению условий налогообложения в регионах. Этому способствует перераспределение ставок по налогу на прибыль, а также передача полномочий на введение льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества от федеральных властей к региональным.

В то же время, в 2017 г. в целях роста доходов субнациональных уровней бюджетной системы РФ планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень [9] .

Также с 2018 года предлагается отказаться от льготы по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, установленной на федеральном уровне.

Как показывает мировая практика, налоговые преференции играют важную роль в перспективах содействия социально-экономическому развитию общества, а правительства стран, которые за последние годы слишком активно отказывались от функционирования тех или иных преференций, вследствие мирового экономического кризиса пересмотрели свои позиции по их тотальному изъятию [10] .

Таким образом, негативный отечественный опыт в использовании льготных и нельготных налоговых преференций, совмещенный с существенными потерями бюджета, стал причиной сокращения социальных расходов государства, а также уменьшения ее участия в поддержке инновационных проектов, связанных с финансовыми рисками.

Сбалансированное внедрение и рациональное использование налоговых преференций на практике позволит акцептовать их положительное влияние на социальную и экономическую сферы общества и в перспективе превратить в весомый инвестиционный проект.

Система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее влияние на развитие ограниченного количества субъектов предпринимательской деятельности определенной сферы. Это является противоречием по отношению к идее общего экономического роста применением значительных преимуществ отдельным субъектам предпринимательства. Но, независимо от этого, в последнее время наблюдается стремление к росту налоговых расходов, особенно статей, связанных с решением задач в сфере пенсионного обеспечения, образования, жилищной области, здравоохранения, развития определенных секторов экономики, а также поддержки населения с низкими доходами. Это способствует появлению видимости снижения и бюджетных расходов, и налогов и в то же время создает социально ориентированную политику. Социальные соображения используют в пользу необходимости предоставления налоговых льгот и освобождений.

В условиях усиления процессов глобализации экономики, становления постиндустриального общества налоговые льготы следует применять не в целях полной защиты отдельных отраслей от конкуренции, а для стимулирования их модернизации, повышения конкурентоспособности, решения определенных проблем их функционирования, которые негативно отражаются на социально- экономическом развитии страны в целом.

Таким образом, налоговые льготы следует предоставлять не по отраслевому, а по функциональному критерию, который бы учитывал прежде всего направление использования средств. Поскольку к допустимым мерам государственной поддержки предприятий согласно правилам ВТО отнесены поддержка научнотехнологических разработок и модернизации производства в соответствии с экологическими стандартами, такими мерами могут стать налоговые льготы экологического направления в целях повышения экологичности производства, и в первую очередь тех отраслей, которые являются наиболее опасными загрязнителями окружающей среды.

Также считаем целесообразным предоставление налоговых льгот для предприятий, осуществляющих научные исследования, их внедрение в производство, информатизацию производства, разработку информационно-коммуникационных технологий, которые облегчат доступ населения к информации. В итоге данные льготы будут способствовать развитию инновационной деятельности, которая, безусловно, является основой постиндустриальной экономики.

[1,с.2] Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательные закрепления: монография. — М.: КНОРУС, 2016. — С.28.

[ 2,с.2] Кулина М.В. НДС // Финансовая газета. — 2014. — № 10.

[3,c.2 ]Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательные закрепления: монография. — М.: КНОРУС, 2016. — С.33.]

[4, с.4 ] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 478

[4,,c54 Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С.137.

[ 6,с.4 ] Корф Д.В. Налогообложение в сфере образования: опыт США // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 12.

[7.с.4 ] Льготы для малого бизнеса в 2017 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu (дата обращения 17.03.2017

[8,с.5. ]Льготы для малого бизнеса в 2017 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu (дата обращения 17.03.2017

[ 9,с.8]Проект основных направлений налоговой политики на [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbscg.ru/press-centr/novosti/3339-obrazcy-fns-po-zapolneniyu-knig-pokupok-i-prodazh (дата обращения 17.03.2017)

[10,с.8 ]Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С.103.

Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации
  3. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации.- 2015.- учебник для бакалавриата
  4. Корф Д.В. Налогообложение в сфере образования: опыт США // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 12.
  5. Кулина М.В. НДС // Финансовая газета. — 2014. — № 10.
  6. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С.137.
  7. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 478 с.
  8. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательные закрепления: монография. — М.: КНОРУС, 2016. — С.28.
  9. Какие налоговые льготы получают участники ОЭЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipprosto.ru/journal/kakie-nalogovye-lgoty-poluchayut-uchastniki-oez/ (дата обращения 17.03.2017)
  10. Льготы для малого бизнеса в 2017 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu (дата обращения 17.03.2017)
  11. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова,— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С.103.
  12. Проект основных направлений налоговой политики на [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbscg.ru/press-centr/novosti/3339-obrazcy-fns-po-zapolneniyu-knig-pokupok-i-prodazh (дата обращения 17.03.2017)

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды — важнейшие элементы экономики и экологии, которые находят свое отражение в проводимой государственной политике, в то.

С 1940 годов мир подхватил идею инноваций и стал культивировать их. За 50 с лишним лет от НИИ мир пришел к инновационным инфраструктурам, которые представляют собой .

Аннотация: Поведение человека в различных ситуациях изучается многими науками, одной из которых несомненно является экономика. Однако на первый взгляд нельзя точно сказать, чем экономи.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *