Содержание статьи
В уходящем году государство увеличило налоговую и административную нагрузку на плательщиков УСН, ЕНВД, налогоплательщиков-физических лиц, усовершенствовало порядок администрирования НДС, проиндексировало акцизы, скорректировала порядок налогообложения имущества и изменило порядок действия ПСН. С другой стороны ряд плательщиков получили комплекс налоговых льгот и избавились от излишнего давления со стороны контролирующих органов.
Налоговая нагрузка
Государство скорректировало ряд процедур налогового администрирования в целях уменьшения нагрузки на бизнес
Например, Федеральным законом № 52-ФЗ от 02.04.2014 была отменена обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов и лицевых счетов, о возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа. Данная норма вступила в силу со 2 мая 2014 года. Также теперь годовую бухгалтерскую отчетность сможет не представлять религиозная организация, у которой за отчетные периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
Законодатели расширили перечень обязанностей налогоплательщиков-физических лиц
Федеральным законом № 52-ФЗ от 02.04.2014 в целях выявления объектов налогообложения была установлена обязанность физлица однократно сообщить в налоговые органы сведения о наличии у него объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения им налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.
До 1 января 2017 года предлагается стимулировать плательщиков к исполнению этой обязанности путем предоставления инспекции возможности исчислять суммы налогов начиная только с того периода, в котором обязанность была исполнена.
Организации и ИП освободили от обязанности уведомлять ФСС и ПФР о банковских счетах
В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.04.2014 изменяется ряд процедур администрирования страховых взносов. Так, в частности, законом отменяется обязанность юридических лиц и ИП сообщать в ФСС и ПФР об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (лицевых счетов). Данное положение вступило в силу с 1 мая 2014 года. Одновременно утрачивает силу и норма, предусматривающая ответственность за невыполнение указанных обязанностей.Помимо всего прочего, закон предусматривает сокращение сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах.
Юрлиц, применяющих УСН и ЕНВД, обязали к уплате налога на имущество организаций
Согласно Федеральному закону № 52-ФЗ от 02.04.2014, применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество, за исключением налога, уплачиваемого в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Таким образом, плательщики УСН и ЕНВД должны будут уплачивать налог на имущество, если база по нему равна кадастровой стоимости. Кадастровой стоимости база по налогу на имущество равна для административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов.
Внесены поправки в порядок налогообложения доходов от продажи акций
Так, Федеральным законом от 23.06.2014 № 167-ФЗ устанавливается порядок уплаты в бюджет налога с доходов в виде дивидендов по акциям, который не был исчислен, удержан и уплачен при его выплате. В отношении дивидендов, которые выплачиваются российской организации – владельцу ценных бумаг по решению, принятому до 1 января 2014 г., налоговым агентом по налогу на прибыль признается эмитент. Российская организация, получившая дивиденды в 2014 году, должна уплатить налог на прибыль, если он не был удержан. При этом освобождаются от налогообложения доходы физических лиц в виде акций, полученных в результате реорганизации.
Усовершенствован порядок исчисления налога на имущество организаций
В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право в рамках региональных законов устанавливать особенности определения базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В случае установления таких особенностей база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость.
Государство проиндексировало размеры государственных пошлин за совершение юридически значимых действий
В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 21.07.2014 средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,57. При этом размеры государственной пошлины будут применяться с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Льготный размер пошлины установлен за совершение юридически значимых действий только в отношении физических лиц и будет действовать вплоть до 1 января 2019 года.
Также был обновлен порядок уплаты госпошлины при обращении в суды
Федеральный закон № 198-ФЗ от 28 июня 2014 года вносит поправки в НК РФ, в связи с объединением Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и, соответственно, передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению ВАС, в юрисдикцию ВС РФ. При этом закон определяет размеры и порядок уплаты госпошлин. Например, при подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта или действий чиновников пошлина для физических лиц составит 200 рублей, а для организаций – 2 000 рублей.
Банки обязали информировать налоговые органы о личных счетах и вкладах ИП
Согласно Федеральному закону № 134-ФЗ, банки обязаны предоставлять сведения о наличии счетов, вкладов или об остатках денежных средств на счетах, вкладах, по операциям на счетах, по вкладам организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц. данные сведения предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Государство усовершенствовало порядок администрирования НДС
В частности, Федеральный закон № 238-ФЗ от 21.07.2014 уточняет момент принятия к вычету сумм НДС, уплаченных с авансов, порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету с выданных авансов. Вычеты НДС производятся с даты отгрузки товаров в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, или частичной оплаты согласно условиям договора. Суммы, принятые к вычету в отношении оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, согласно условиям договора.
Одновременно расширяется возможность применения добровольного порядка составления счетов-фактур при совершении сделок
По новым правилам счета-фактуры можно будет не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Это будет возможно по письменному согласию сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур.
Доработаны общие условия действия патентной системы налогообложения
Так, Федеральный закон № 244-ФЗ от 21.07.2014 предоставляет субъектам РФ дополнительные полномочия при введении патентной системы налогообложения. В частности, регионам дано право дифференцировать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от места ведения деятельности на территории субъекта. При этом действие патента ограничивается территорией того муниципального образования, которое указано в патенте. Максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Налоговые льготы
Законодатели исключили двойное налогообложение НДФЛ взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
В этих целях Федеральный закон от 23.06.2014 № 166-ФЗ признает излишне уплаченными и подлежащими возврату суммы НДФЛ, удержанного с сумм пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы были внесены до 1 января 2005 года, и сумм пенсий по данным договорам, выплаченным после 1 января 2005 года. Также признаются излишне уплаченными и подлежащими возврату суммы НДФЛ, удержанные с доходов налогоплательщиков в связи с уплатой за них страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, уплаченных работодателем за налогоплательщиков до 1 января 2008 года, и выплат, произведенным после 1 января 2008 года.
Беженцам предоставили налоговые льготы
В соответствии с Федеральным законом № 885-ФЗ от 4 октября 2014 года доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», от осуществляемой ими трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%. Действие положений закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Усовершенствован порядок налогообложения доходов побанковским вкладам
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 46 и 74 Налогового кодекса РФ» вносит изменения в порядок налогообложения доходов по депозитам. Согласно закону, от НДФЛ освобождаются доходы по вкладам, по которым процент не превышает ставку рефинансирования Банка России более чем на 10%, то есть 18,25% годовых. Ранее размер предельной ставки ограничивался 5% сверх ставки рефинансирования. Данная мера введена в действие с 15 декабря 2014 года.
Субсидии на развитие отечественной кинематографии были исключены из базы налога на прибыль
Федеральным законом № 108-ФЗ предусматривается расширение перечня целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль. Теперь к ним отнесены денежные средства, полученные НКО, учредителем которой выступает РФ в лице правительства, основными целями деятельности которой являются поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования.
Учет и отчетность
В соответствии с Федеральным законом № 344-ФЗ от 04.11.2014 ЦБ РФ утверждает для кредитных организаций отраслевые стандарты бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, а также устанавливает требования к представлению бухгалтерской отчетности. Физические и юридические лица получают право требовать от кредитной организации предоставления бухгалтерской отчетности. В целях регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями последней теперь следует предоставить бухгалтерскую и аудиторское заключение по ней за 3 предшествующих года. Показатели консолидированной отчетности будут отражаться в рублях.
Уточнены условия применения упрощенных способов ведения бухучета
Согласно Федеральному закону № 344-ФЗ от 04.11.2014, сокращается перечень субъектов экономической деятельности, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Данное право утратили организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, нотариальные палаты.
Изменен момент определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимого имущества
Согласно Федеральному закону № 81-ФЗ от 20.04.2014, при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества. Ранее налоговая база определялась на дату перехода права собственности, то есть с с даты госрегистрации прав на недвижимость. Новые правила применимы в отношении недвижимых объектов, которые были переданы в собственность после 1 июля 2014 года.
Усовершенствован порядок подписания счетов-фактур
Согласно поправкам, предприниматель может теперь не передавать право подписи иному лицу. Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 определяется, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации ИП.
Расширен перечень субъектов, обязанных представлять сведения в налоговые органы
По Федеральному закону № 52-ФЗ от 02.04.2014 устанавливается обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, органов опеки и попечительства и миграционной службы сообщать в налоговый орган сведения о фактах заключения (расторжения) брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства, постановки на миграционный учет. Данные сведения направляются в налоговые органы в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
В уходящем году был упрощен порядок ведения бухгалтерского учета
Так, вступили в силу поправки в федеральный закон “О бухгалтерском учете”, внесенные Федеральным законом № 425-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Согласно поправкам, руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель НКО, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухучета на себя. В перечень исключений попали микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании, политические партии и их региональные отделения
Усовершенствован порядок контроля за совершаемыми налогоплательщиками сделками
Так, Федеральный закон № 52-ФЗ от 02.04.2014 уточняет признаки сделок, которые не признаются контролируемыми. По новым правилам в ним относятся сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с законом от 19.07.1998 N 114 ФЗ. Нововведение распространяется на сделки, доходы и расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2012 года.
Одновременно смягчается ответственность налогоплательщиков за ненадлежащее уведомление о контролируемых сделках
По закону в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. При наличии недостоверных сведений в первоначально поданном уведомлении, с налогоплательщика подлежит взысканию штраф в размере 5 000 рублей. Поправки же устанавливают, что данное наказание не применяется, если уточненное уведомление подано до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, то есть, сделал это по собственной инициативе.
Российские правила бухучета были приведены в соответствие с международными нормами
Федеральный закон № 357-ФЗ от 21 декабря 2013 г. вводит понятия “мнимый и притворный объект бухгалтерского учета”. Устанавливается прямой запрет на принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Уточнены требования к порядку составления и раскрытия бухгалтерской отчетности
Согласно Федеральному закону № 357-ФЗ от 21 декабря 2013 г., отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Одновременно новыми правилами значительно осложняется порядок публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. Закон предусматривает, что к обязательному экземпляру такой отчетности, представляемому в орган государственной статистики, в обязательном порядке должно приобщаться и аудиторское заключение.
Введены новые правила осуществления наличных расчетов в РФ
Согласно Указанию ЦБ РФ № 3073-У, ИП и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте РФ за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий. Исключение составляют случаи выплаты работникам заработной платы, выплат страховых возмещений, выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды, оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг.
Внесены поправки в порядок представления консолидированной отчетности
Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ расширяет перечень лиц, обязанных представлять консолидированную финансовую отчетность. Обязанность распространяется в отношении негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговых организаций, федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утверждается правительством, ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности.
Также вышеуказанным законом регламентирован порядок применения ККТ на территориях Крыма и Севастополя
Согласно изменениям закон о применении ККТ действует на данных территориях с 1 января 2016 года. До этого времени на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя порядок применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Крыма и Севастополя.
]]>