Статья Налоговые льготы и налоговые преференции: особенности дифференциации – журнал Финансы и управление.

Налоговые льготы;

PhD in Economics, assistant professor of the Department of the Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation.

109001, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49

студентка кафедры “Налоги и налогообложение” Финансового университета при Правительстве РФ

109457, Россия, г. Москва, ул. Ярославское Шоссе, 57

Nikitina Dar’ya Petrovna

student of the Department of Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation

109457, Russia, Moscow, str. Yaroslavskoe Shosse, 57

Просмотров статьи: 30771 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации не отличаются большим разнообразием. Основными выступают налоговые льготы, оценка результативности которых ограничивается лишь бюджетными потерями для государства. В последнее время много говорят о налоговых преференциях. Однако, зачастую, эти понятия отождествляют. В статье исследуются различные подходы к трактованию налоговых льгот и преференций. Дифференциация этих налоговых инструментов позволит внести коррективы в методику оценки их эффективности и влиять на качество решений их пролонгации. С помощью методов анализа и сравнения инструменты налогового стимулирования дифференцированы на собственно льготы и преференции. Приведены примеры. Сделан вывод об отсутствии объективных оценок эффективности этих инструментов, разработанных и закрепленных действующими региональными методиками. Акцентировано внимание на их унификацию и обязательный характер мониторинга их результативности. Авторами предлагается уточнить определение налоговых льгот, содержащееся в Налоговом кодексе, а также закрепить положение о налоговых преференциях, что будет способствовать усилению объективности оценки их эффективности.

Ключевые слова: методика эффективности, налоговая политика, инструменты, импортозамещение, преференции, оценка эффективности, налоговые льготы, мониторинг эффективности, налоговое стимулирование, налоговое регулирование

Abstract: The article is devoted to the exploration of existing contradictions in attitudes and approaches to understanding tax incentive tools such as the “tax breaks” and “preferences” under existing legislation, as well as identifying problems, complicating the process of monitoring the use of tax credits and other tax incentives and tools to assess their effectiveness. Today there are not so many tools of tax incentives in the tax system of the Russian Federation. The main tools include tax benefits which efficiency assessment is confined to calculating budgetary losses for the government. Lately much has been said about tax preferences. However, often these concepts are treated alike. The authors attempt to distinguish these concepts. According to the authors, differentiation between these tax instruments will allow to make adjustments to the method of assessing their efficiency and to influence the quality of decisions regarding their prolongation. Using the methods of analysis and comparison, tax incentives have been divided into tax benefis and tax preferences. Particlar examples are provided. The authors conclude that there are no objective methods for assessing efficiency of tax incentives which would have been developed and fixed by applicable regional laws. The authors emphasize the need to improve existing methodologies and develop a single system of performance criteria for assessing not only tax benefits, but also tax preferences. The authors also suggest to clarify the definition of tax incentives set forth by the Tax Code as well as to fix the provision concerning tax preferences. According to the authors, this would allow to increase objectivity of their efficiency assessment.

Tax policy, tools, import substitution, tax benefits, preferences, effectiveness evaluation, performance monitoring, incentives, tax regulation, technique efficiency

Для успешного развития экономики страны необходимо формирование эффективной системы налогообложения. Льготы являются одним из основных элементов налога, а также одним из самых важных элементов в системе налогового регулирования экономики страны.

Посредством льгот государство может оказывать влияние на процессы, происходящие в экономике, либо стимулируя их, либо угнетая. Так, например, используя налоговые льготы, возможно влиять на модернизацию, инноватизацию, а также инвестиционную привлекательность экономики и отдельных ее отраслей, в значительной мере способствовать решению социальных и политических проблем в обществе.

Налоговые льготы необходимо рассматривать в двух их ипостасях, а именно:

– в качестве элемента налогообложения (структуры налога);

– в качестве инструмента налоговой политики государства.

Говоря о налоговой льготе как элементе структуры налога, необходимо рассматривать сущность данного понятия.

На сегодняшний день понятие «налоговая льгота» закреплено законодательно в пункте 1 статьи Налогового Кодекса РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе либо отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Перечисленные определения отражают сущность понятия налоговый льготы и механизм их функционирования только как элемента налогообложения, однако такое понимание сужает понимание налоговой льготы, как экономической категории. В приведенном выше определении налоговые льготы не рассматриваются как инструмент регулирующей функции налогов.

Стоит заметить, что определение налоговой льготы, установленное Налоговым Кодексом РФ, сформулировано недостаточно четко с правовой точки зрения, что дает возможность в некоторых случаях отнести к налоговым льготам иные инструменты, которые, согласно положениям Налогового кодекса, не являются таковыми.

Наиболее полным, является определение, данное Барулиным С.В., поскольку рассматривает налоговую льготу в аспектах, а именно: «налоговые льготы предоставляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного и частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач» [1] .

Анализируя налоговые льготы, механизмы их функционирования и влияния на экономику государства, можно столкнуться с близким по значению понятием – налоговая преференция . Налоговая преференция – это предоставление государством приоритетов или послаблений в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков. В этом смысле можно утверждать, что «налоговая преференция» и «налоговая льгота» – понятия идентичные. Однако это не так, поскольку они имеют отличные особенности функционирования.

А.С. Баландина дает следующие определение налоговых преференций, в котором указывает основное отличие преференций от льгот – обязательный характер: «налоговая преференция – предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика» [2] .

Поскольку Налоговый Кодекс не содержит определения «налоговые преференции», попытаемся разграничить данные понятия (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные характеристики налоговых льгот и преференций*

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *