Система налогообложения МИП при вузах – Малый инновационный бизнес в сфере туризма

Налоговые льготы;

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации создаваемые на базе бюджетных учреждений малые инновационные предприятия как организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, упрощенную систему налогообложения применять не вправе.

Федеральный закон №217-ФЗ призван решать определенные проблемы, связанные с развитием инновационного бизнеса, вовлечением вузов в практическое применение и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, трудоустройством студентов и молодых специалистов.

При создании МИП бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с проблемами нормативно-правового обеспечения. Под нормативно-правовым обеспечением создания и развития МИП понимается пакет необходимых законодательных актов, нормативных положений, определяющих для бюджетных научных и образовательных учреждений механизм создания, функционирования и ликвидации МИП, а также систему мер государственной и муниципальной поддержки деятельности МИП.

Практическая реализация положений Федерального закона №217-ФЗ в значительной мере зависит от соответствия, существующего нормативно-правовым обеспечением поставленным целям и задачам в вопросе развития МИП.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Федерального закона №217-ФЗ на момент его принятия было далеко несовершенно и на практике были выявлены недостатки в правовых нормах и коллизии.

Однако в настоящее время решена большая часть проблем, связанных с несовершенством нормативно-правовой базы, касающейся МИП: с января 2011 г. МИП разрешено применять упрощенную систему налогообложения после внесения поправок в статью 346.12 Налогового кодекса РФ упрощена процедура аренды имущества МИП у ву- зов-учредителей после поправок в Федеральные законы №135-Ф3 «О защите конкуренции» и №127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике», теперь МИП могут арендовать имущество без конкурсов и аукционов на льготных условиях; поправки в Федеральный закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обеспечили МИП льготы по выплатам страховых взносов. [44].

Дальнейшему динамичному развитию МИП при вузах препятствуют все еще остающиеся недостатки в правовых нормах в сфере применения Федерального закона №217-ФЗ.

Хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону №217-ФЗ могут быть созданы в виде ООО и АО. После принятия Федерального закона №217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с некоторой коллизией, которая заключается в противоречии данного закона со ст. 2 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности. Однако на хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону №217-ФЗ, наложены ограничения в плане выбора вида деятельности. Поскольку в законе сказано, что деятельность данных хозяйственных обществ может заключаться только в практическом применении (внедрении) РИД.

Данное ограничение не позволяет бизнесу быть диверсифицированным, что снижает финансовую устойчивость и конкурентоспособность, а также делает хозяйственное общество более уязвимым в сравнении с конкурентами. Целесообразно снять ограничения на деятельность хозяйственных обществ, созданных по Федеральному закону №217-ФЗ или предусмотреть, чтобы деятельность данных хозяйственных обществ, заключающаяся в практическом применении (внедрении) РИД была основной, но не единственной.

В настоящее время права участников рассматриваемых нами хозяйственных обществ от имени вузов осуществляет руководитель вуза. Руководитель наделен достаточно большими обязанностями в части деятельности самого вуза, нецелесообразно и не продуктивно права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществлять также руководителю. При росте количества МИП, созданных при вузе, руководитель вуза столкнется с проблемой осуществления своих рабочих обязанностей и в вузе, и в хозяйственных обществах. По законодательству руководитель вуза может делегировать часть своих полномочий другим сотрудника. Целесообразно разрешить делегировать полномочия руководителя в МИП другим сотрудникам вуза в соответствии с доверенностью, выданной руководителем вуза. Данный сотрудник подотчетный руководителю вуза будет нести права и обязанности в части деятельности МИП, об исполнении которых будет предоставлять отчет.

Следует отметить о существовании у МИП проблемы, связанной со спецификой ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. На ранних стадиях жизненного цикла МИП начальные финансовые ресурсы учредителей, расходуются на финансирование НИОКР, создание прототипа, маркетинговые исследования, управленческие нужды и т.д. В среднем данные вложения окупятся не ранее чем через полтора года работы МИП. Именно поэтому требуется правовой инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку на МИП и сделать начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования.

В мировой практике для снижения налоговой нагрузки используются налоговые льготы, которые можно разделить на 3 укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

В российской практике в целях стимулирования инновационной- инвестиционной активности предприятий используется инвестиционный налоговый кредит. Согласно ст. 66 Налогового кодекса РФ «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». [2].

В ст. 67 Налогового кодекса РФ в качестве оснований отмечается проведение организацией научно-исследовательских, опытноконструкторских работ, технического перевооружения собственного производства или осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности. [2].

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *