Реализация регулирующей функции налогов на примере налоговых льгот – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Лена Андраниковна

В статье раскрывается роль налоговых льгот в регулировании социально-экономического развития России. Особое внимание обращено на механизм налоговых льгот как в экономической заинтересованности субъектов хозяйствования, так и в выравнивании уровня жизни народа.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорян Лена Андраниковна

Налоговые риски государства в условиях реализации налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности в России

Текст научной работы на тему «Реализация регулирующей функции налогов на примере налоговых льгот»

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ Григорян Л.А.

Григорян Лена Андраниковна – магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается роль налоговых льгот в регулировании социально-экономического развития России. Особое внимание обращено на механизм налоговых льгот как в экономической заинтересованности субъектов хозяйствования, так и в выравнивании уровня жизни народа.

Ключевые слова: налог, функции налога, регуляция, налоговая льгота, налоговые вычеты, стимулирование.

Налоги в современных условиях выступают не только источником финансирования государственных расходов, но и одним из инструментов реализации государственной политики. Данные цели налогов не только не противоречат друг другу, но и находятся в тесной взаимосвязи. Фискальное значение налогов как источников финансирования государственных расходов приводит к тому, что государство начинает активно вмешиваться в экономические отношения – это вмешательство и предопределяет как само использование налогов как инструмента государственного регулирования, так и пределы такого использования налогов.

Вместе с тем, регулирующее воздействие налогов не имеет многоаспектный характер. Объектом налогового регулирования могут являться не только экономические процессы, но и социальная политика, экологическая безопасность и сохранение среды обитания, культурное развитие общества, а также иные области общественных отношений, ставшие приоритетными направлениями государственной политики. Распространенный ранее подход, свойственный большинству отечественных исследований, в соответствии с которым налоги являются инструментом государственного регулирования экономики, предназначенным исключительно для создания наиболее благоприятных условия для предпринимательской и иной экономической деятельности, не отражает в полной мере назначение налогов как инструмента государственного регулирования.

Существует значительное число способов и инструментов реализации налоговой политики государства, оказывающих регулирующее воздействие. Остановимся на некоторых из них на примере отдельных налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, а именно на налоговых льготах [2].

В соответствии с п. 1. ст. 145 Налогового кодекса РФ освобождению от налогообложения подлежат субъекты малого предпринимательства, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. рублей. Данное освобождение является правом налогоплательщика, предоставленным субъектом малого бизнеса в целях дополнительного стимулирования развития малого бизнеса в стране.

Закрытый перечень изъятий из налогооблагаемой базы определенных объектов налогообложения устанавливает статья 149 Налогового кодекса РФ. Они соответствуют критериям объекта обложения налогом на добавленную стоимость, но в силу определенных причин не подлежат обложению НДС. Так, в п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ находит отражение стимулирующая функция налоговой льготы, реализующаяся путем освобождения от НДС деятельность по предоставлению арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным

гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, но только в том случае, если аналогичная налоговая льгота предоставляется российским гражданам и организациям в иностранном государстве.

В п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ находит отражение налоговое регулирование предпринимательской деятельности, преимущественно носящее социальную направленность. В соответствии с данным положением освобождаются от обложения НДС организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинские, ритуальные услуги, услуги, аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению и ремонту очковой оптики, а также услуги оздоровительных организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории РФ.

Еще одним инструментом регулирования, используемым при налогообложении добавленной стоимости, является дифференцированная ставка налога. Данный инструмент является самостоятельным, что неоднократно подчеркивалось Конституционным судом РФ. В частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 15.05.2017 № 372-О-П, посвященном оценке соответствия положений Конституции о нулевой ставке налога на добавленную стоимость, сформулирован следующий вывод об отличии данного инструмента от налоговых льгот: «Налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения» [1].

Таким образом, дифференцированная (пониженная) ставка по налогу на добавленную стоимость является самостоятельным инструментом государственного регулирования. Примером ее использования в целях реализации может послужить следующее. Применительно к налогу на добавленную стоимость в целях стимулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, в частности, предусмотрена нулевая ставка для экспортных операций, товаров, находящихся под таможенной процедурой свободной экономической зоны и реэкспорта, услуг по международной перевозке товаров, перевозке нефти и нефтепродуктов, природного газа трубопроводным транспортом и др.

Данные примеры наглядно иллюстрируют реализацию регулирующей функции налогообложения применительно к осуществлению операций по реализации товаров, направленной на развитие экономических отношений, расширению хозяйственных и внешнеэкономических связей, стимулирования малого бизнеса, социально значимых направлений деятельности при налогообложении добавленной стоимости.

Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано с регулирующей функцией налогов в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Термин «налоговые вычеты» является новеллой современного российского налогового законодательства. Ранее в ряде подзаконных актов, в частности в инструкциях Государственной налоговой службы РФ, использовалось выражение «принимается к вычету». Введя в российское законодательство новое понятие «налоговый вычет», законодатель не дал его определения. Часть первая Налогового кодекса (НК) РФ не содержит определения налоговых вычетов, но, несмотря на его отсутствие, законодатель широко использует данное понятие в части второй НК РФ в отношении прямых и косвенных налогов, а именно: НДФЛ, налога на добавленную стоимость, акцизов [3]. Налоговый вычет подразумевает возможность уменьшения налоговой базы на определенную сумму, выраженную, как правило, в абсолютных или относительных единицах. Если такие преимущества предусматриваются законодателем для отдельных категорий налогоплательщиков, а также при наличии формального признака они могут рассматриваться в качестве налоговых льгот. Таким образом, под налоговым вычетом следует понимать особую разновидность налоговых льгот, предполагающих

уменьшение налоговой базы в размере и по основаниям, предусмотренным законодательством в целях снижения налогового бремени для специально поименованных категорий (групп) налогоплательщиков. К категории налоговой льготы могут быть отнесены все виды стандартных и социальных вычетов (кроме вычета расходов на благотворительные цели), а также имущественный налоговый вычет расходов налогоплательщика на строительство (приобретение) жилья. Указанные вычеты устанавливают определенные преимущества конкретных групп налогоплательщиков путем уменьшения (снижения) налогового бремени. Остальные налоговые вычеты не могут быть отнесены к данной категории. Они не создают для налогоплательщиков льготный режим. Так, профессиональные вычеты являются самостоятельными элементами формирования налоговой базы, а не преимуществами, предоставленными определенной категории налогоплательщиков.

Таким образом, реализация регулирующей функции налогов осуществляется путем определения содержания налогов или отдельных его элементов. Зачастую для реализации задач и целей налоговой политики достаточно определения субъекта, признающегося налогоплательщиком, объекта налогообложения, налоговой базы, ставок, льгот, порядка исчисления налогов. Основное назначение реализации инструментария налогового регулирования состоит в оказании воздействия на развитие отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности, расширении инвестиционной привлекательности национальной экономики и стимулировании внешнеэкономических и внешнеторговых связей.

1. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2017 № 372-О-П.

2. Гущина И.В. Реализация функций налога в налогообложении физических лиц // Известия ИГЭА, 2007.

3. Фокин В.М. Налогово-правовые методы регулирования оборота алкогольной продукции в Российской Федерации: дис. к.ю.н. М., 2001.

ИСПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНЫХ ОШИБОК В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ Новикова А.М.

Новикова Анастасия Мансуровна – студент, Юридический институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье анализируется способ исправления судебных ошибок в Германии. В УПК ФРГ он именуется как возобновление производства, оконченного вступившим в законную силу приговором суда. По своему названию он похож на процедуру, существующую в России (возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), но по существу они достаточно сильно различаются.

Ключевые слова: ФРГ, судебная ошибка, новые обстоятельства, вновь открывшиеся обстоятельства.

В связи с тем, что невозможно окончательно избежать совершения судебных ошибок, в различных странах мира были придуманы процедуры, способствующие их исправлению. В УПК ФРГ существует институт, названный возобновлением производства, оконченного вступившим в законную силу приговором суда [4, 306].

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *