Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ, Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот – Налоговые льготы как фактор, стимулирующий развитие производства

Налоговые льготы;

Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот

Наломг на примбыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официально называют налогом на прибыль организаций (с 1 января 2001 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Стимулирующие функции налога на прибыль находят отражение в системе льгот, установленных действующим законодательством. Установленные законом льготы можно разделить на две группы. Первая группа – это льготы, которые могут быть предоставлены всем предприятиям и организациям независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. К другой группе относятся льготы, которыми могут воспользоваться только предприятия, выпускающие определенные виды продукции, занимающиеся конкретными видами деятельности и некоторые другие предприятия. Эти льготы весьма многочисленны и разнообразны.

Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном их применении.

В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм.

Органы государственной власти, национально-государственных и административно – территориальных образований помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 НК РФ.

До 2002 года наличие большого количества льгот давало фирмам возможность в значительной степени уменьшить размер налога на прибыль. Только за счет инвестиционной льготы налог можно было сократить в два раза. Принятие главы 25 НК РФ изменило ситуацию. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. Тем не менее и сегодня бухгалтеры нередко сталкиваются с проблемами, связанными с применением льгот по налогу на прибыль.

Так, продолжают действовать отдельные положения Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее Закон № 2116-1), устанавливающие льготы. Большинство этих положений будет применяться на протяжении периода, на который предоставлялись льготы. Кроме того, некоторые льготы по налогу на прибыль предусмотрены законодательными актами, которые не относятся к налоговому законодательству. Поэтому возникает вопрос о правомерности применения подобных льгот после вступления в силу главы 25 Кодекса.

Как уже говорилось выше, отдельные положения Закона № 2116-1, устанавливающие льготы, продолжают действовать и после вступления в силу главы 25 Кодекса. Это касается льгот, предоставленных Законом № 2116-1:

1) малым предприятиям, которые удовлетворяют критериям, приведенным в пункте 4 статьи 6 этого закона. Льготируется прибыль, полученная такими предприятиями в течение четырех лет с момента регистрации. В первые два года налог на прибыль платить не нужно, в третий и четвертый годы он уплачивается в размере 25 и 50% от установленной ставки (при выполнении определенных в пункте 4 статьи 6 ограничений);

2) предприятиям, находящимся (передислоцированным) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф. От налогообложения освобождается вся или часть прибыли, полученная такими предприятиями, от выполнения работ, указанных в абзаце 10 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1 (с учетом условий, установленных в этом абзаце);

3) предприятиям, осуществляющим за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, указанных в абзаце 14 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1, целевые социально-экономические программы жилищного строительства, а также создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. От налогообложения освобождается вся прибыль от данного вида деятельности;

4) вновь созданным производствам (с учетом ограничений, предусмотренных абзацем 27 пункта 6 статьи 6 Закона № 2116-1). В течение периода окупаемости (но не свыше трех лет) от налогообложения освобождается вся прибыль.

Кроме того, продолжают действовать и региональные инвестиционные льготы. Они предоставлялись законами субъектов РФ в пределах сумм, зачисляемых в региональные и местные бюджеты (абз. 27 п. 6 ст. 6 Закона № 2116-1).

Таким образом, льготы по налогу на прибыль являются неотъемлемой частью налоговой системы страны. Совершенствование данного вопроса привлекает внимание как самих налогоплательщиков, так и структур налоговых органов. Страна находится в поиске наиболее благоприятного функционирования налоговых льгот по данному налогу, совершенствуя налоговое законодательство, применяя одни и отменяя другие льготы.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *