Содержание статьи
1.2.Признаки и правовые свойства налоговых льгот
Ст. 56 НК РФ определяет понятие льготы достаточно широко, что предполагает выявление признаков и свойств данного правового явления.
Налоговая льгота является частным случаем правовой льготы вообще, которая выражается «в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или обеспечении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц» [9, стр.94] .
Правовая льгота обладает следующими признаками:
– льгота направлена на более полное удовлетворение законных интересов граждан и их объединений;
– льгота выступает исключением из общих правил, элементом специального правового статуса лица;
– льгота есть правомерное изъятие из основного стандарта поведения, существующее на основании дозволения юридической нормы.
Налоговая льгота в полном объеме отвечает раскрытым признакам, однако имеются специальные признаки, выделяющие именно налоговую льготу и составляющие ее правовые свойства.
Перечислим данные свойства:
1)Налоговые льготы могут устанавливаться лишь актами законодательства о налогах и сборах, к которым относится НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.
Нужно отметить, что:
– льготы по федеральным налогам устанавливаются только НК РФ;
– льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ;
– льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
2) Налоговая льгота распространяется не на всех, а на отдельную категорию налогоплательщиков, отвечающую избранному законодателем признаку, отграничивающему их от остальных плательщиков налога;
3) Налоговая льгота закрепляется специальной нормой, подлежащей приоритетному применению при определении объема налоговой обязанности лица. Иными словами, налоговая льгота есть дополнительное правило в общем порядке исчисления и уплаты налога;
4) Налоговая льгота является элементом налогового планирования, т. е. правомерным уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
5) Льготы по налогам не могут носить индивидуального характера;
6) Использование налоговой льготы является правом, но не обязанностью лица: налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
В правовом регулировании налоговые льготы выступают способом воздействия на общественные отношения, перечисленные в абз. 1 ст. 2 НК РФ, равно как и способом реализации права конкретного налогоплательщика не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере в урегулированных законодательством о налогах и сборах общественных отношениях [1, стр.5] . .Комплекс средств, проявляющийся в особом сочетании дозволений, запретов и позитивных обязанностей лица, реализующего право не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, представляет собой правовой режим налоговых льгот, обеспечивающий баланс интересов всего общества и конкретного налогоплательщика [18, стр.43] .
1.3. Классификация видов налоговых льгот
- Льготы, предоставляемые отдельным субъектам – комбинация из нижеперечисленных льгот.
- Льготы, предоставляемые по объекту, – изъятия, скидки.
- Льготы по ставкам – понижение ставки.
- Льготы по срокам уплаты – более поздние сроки уплаты.
Указанные виды налоговых льгот могут предоставляться в следующих формах:
1)Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц. Например, НК РФ (часть II) предусматривается частичное освобождение инвалидов Великой Отечественной войны и т.д. Такое освобождение является постоянным.
2)Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога .
3) Установление необлагаемого минимума, т.е. минимальной части объекта, не облагаемой налогом.
4) Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.
5) Изменение срока уплаты налога (отсрочка и рассрочка уплаты налога).
6) Понижение налоговых ставок.
- изъятия;
- скидки;
- понижение ставки налога;
- изменение срока уплаты налога;
- реструктуризацию по налогам и сборам, пени и штрафам;
- освобождение от налогообложения
Скидки дают право налогоплательщику уменьшить налоговую базу на сумму вычетов. Понижение ставки налога предусматривает уплату налога по ставкам меньшим, чем установлено в общем порядке [5, стр.32] .
Освобождение от налогообложения может быть частичным или полным и предусматриваться на определенный срок либо бессрочно.
Помимо льгот, которые предусмотрены для отдельных категорий налогоплательщиков, НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы , под которыми понимают особый порядок исчисления, и уплаты налогов в течение определенного периода времени, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
К специальным налоговым режимам отнесены упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства , система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
3) безусловные и условные налоговые льготы;
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
2. Характеристика системы налогообложения хозяйствующего субъекта
2.1 Исходные данные по организации
Предприятие ООО «Контур» производит продукцию двух видов: продукцию «А» и продукцию «Б». Предприятие имеет одно производственное подразделение и аппарат управления. Вспомогательные производства отсутствуют.
Согласно учетной политике предприятия для целей налогового учета применяется линейный способ начисления амортизации, а для целей бухгалтерского учета способ уменьшаемого остатка. В составе основных средств учитываются компьютеры.
Материалы подлежат учету на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости их приобретения. При этом транспортно-заготовительные расходы по приобретению материалов отражаются обособленно на отдельном субсчете счета 10 «Материалы».
Транспортно-заготовительные расходы распределяются между остатками материалов, находящимися на складах и израсходованными на производство, согласно среднему проценту ТЗР.
Учет прямых затрат на производство ведется на счете 20 «Основное производство». Учет затрат, связанных с содержанием цеха и его оборудованием, ведется на счете 25 “Общепроизводственные расходы”. Учет расходов, связанных с организацией и управлением предприятия ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы, собранные на 25, 26 счетах, списываются на издержки производства и распределяются по видам продукции пропорционально заработной плате рабочих, то есть калькулируется полная производственная себестоимость выпущенной из производства продукции.
Для оплаты отпусков работникам организация создает резерв в размере 15 % от начисленной заработной платы, который формируется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Готовая продукция на счете 43 «Готовая продукция» отражается по фактической производственной себестоимости.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности организации учитывают на счете 90 «Продажи». Прочие операционные и внереализационные доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Предприятие применяет общую систему налогообложения.
Отчисления на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) на производстве – 1,2 %.
При расчете налога на прибыль за 1 квартал 2019 г. считать, что показатели бухгалтерского учета за январь-февраль соответствуют показателям, формируемым в системе налогового учета предприятия, за исключением: сверхнормативных расходов по банковскому кредиту; расходов по амортизации основных средств.
]]>