Содержание статьи
- Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот
- Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям и их операторам
- Понятие и виды налоговых льгот
- Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот
- Налоговые льготы
- Налоговые льготы: целесообразность и эффективность
- Принципы и порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам
- Описание работы
- Работа содержит 1 файл
- тема 2.docx
Самое главное по теме: “Принципы применения налоговых льгот” от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.
Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот
Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.
Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:
1) не допускается установление налоговых льгот
в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;
2) нормы законодательства
о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;
3) налогоплательщик вправе отказаться
от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;
4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать
налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;
5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать
налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;
6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства
о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.
Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:
— реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;
— стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;
— повышение уровня социальной защиты населения;
— обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.
Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:
— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);
— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);
— освобождение от уплаты налога (сбора);
— понижение налоговых ставок;
— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;
— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:
1) использовать льготы
по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
2) отказаться от использования льгот
по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.
Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.
Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям и их операторам
Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям и их операторам
Основаниями для применения налоговых льгот к нефтегазовым предприятиям являются низкая экономическая эффективность разработки месторождения, объективно обусловленная добычей углеводородов из остаточных запасов пониженного качества, забалансовых запасов в период опытно-промышленной эксплуатации с применением новых методов повышения нефтеизвлечения и не связанная с нарушениями условий рационального использования недр.
Решение о применении налоговых льгот (в части налогов, поступающих в областной бюджет) принимается органами государственной власти области применительно к конкретному нефтегазовому предприятию, ведущему поиски, разведку и добычу углеводородов на территории области с учетом затрат предприятия в качестве недропользователя на охрану окружающей природной среды и страхование экологического риска и совокупности уплачиваемых этим предприятием федеральных и областных налогов, в том числе в условиях соглашения о разделе продукции.
> Пересмотр соглашений о разделе продукции и лицензионных соглашений при изменении экономических условий деятельности нефтегазовых. |
Содержание Закон Саратовской области от 16 ноября 1998 г. N 56-ЗСО «О разработке месторождений углеводородов на территории Саратовской. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие и виды налоговых льгот
Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сборов является одним из важнейших методов осуществления налоговой политики.
При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необходимости:
— соблюдения справедливости при перераспределении финансовых средств;
— улучшения материального положения отдельных категорий физических лиц;
— повышения финансовой устойчивости отдельных категорий организаций;
— стимулирования определённых видов деятельности и производств;
— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.
Льготами по налогам и сборам
признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.
Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налогоплательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих оснований её применения.
Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).
В зависимости от того, изменение каких элементов налогообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:
— освобождение от уплаты налога;
изменение срока уплаты налога;
— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.
Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.
Скидка предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определённых вычетов.
Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.
Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков в течение определённого срока или бессрочно.
Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.
Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пеней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.
По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:
— в силу положений законодательства о налогах и сборах;
— на основании решения уполномоченного органа.
Для получения налоговых льгот первого вида достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, дополнительно требуется ещё соответствующее решение уполномоченного органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9783 — | 7480 — или читать все.
Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот
Налоговая льгота — это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: 1) изъятия; 2) скидки; 3) налоговые кредиты.
Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:
• на постоянной основе и на ограниченный срок;
• как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.
Скидки — это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
• лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); • общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).
Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
• вычет из налогового оклада (валового налога);
• отсрочка или рассрочка уплаченного налога;
• возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
• зачет ранее уплаченного налога;
• целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога — это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков их уплаты.
Возврат сумм ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование — налоговая амнистия.
Другие виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах — это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8736 — | 7552 — или читать все.
Налоговые льготы
Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.
Понятие и виды налоговых льгот
Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:
- Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
- Полное освобождение от отдельных налогов.
- Уменьшение облагаемой базы.
- Снижение налоговых ставок.
- Отсрочка или рассрочка по уплате.
Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Зачем нужны налоговые льготы
Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:
- Развитие определенных отраслей экономики.
- Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
- Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
- Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
- Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.
Кто устанавливает льготы по налогам
Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.
На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.
Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.
Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).
Вывод отдельных объектов из-под налогообложения
В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.
Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.
Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).
К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.
Полное освобождение от отдельных обязательных платежей
Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.
«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.
Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.
Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:
- Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
- Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
- Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)
Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.
Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).
Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.
Снижение налоговых ставок
Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:
- По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
- По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:
- По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
- По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
- По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).
Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.
Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.
Перенос срока уплаты
Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.
Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.
Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.
Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.
Всегда ли нужны льготы
В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.
Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.
Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.
Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.
Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.
Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.
Налоговые льготы: целесообразность и эффективность
Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.
При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.
Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.
Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.
Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.
В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.
Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.
Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?
Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.
Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.
Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.
Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.
Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.
Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.
Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.
Принципы и порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:50, реферат
Описание работы
Налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение. Государство использует налоговые льготы как один из основных инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов физических лиц в соответствии с действующим законодательством.
Работа содержит 1 файл
тема 2.docx
Принципы и порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам
Налоговые льготы имеют большое социально- экономическое значение. Государство использует налоговые льготы как один из основных инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Налоговый кодекс характеризует льготы по налогам как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере [1, с. 9-10].
Способы предоставления налоговых льгот физическим лицам [4, с. 13]:
— полное освобождение от уплаты налога;
— уменьшение налоговой базы (на сумму доходов и расходов);
— необлагаемый налогом минимум;
— возврат ранее уплаченного налога;
— изменение срока уплаты налога:
Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов [2, с. 12-13]:
1. налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий Российской Федерации, установленных федеральным законодательством;
2. налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков;
3. налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях;
4. при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами.
Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
— изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
— освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
— другие виды налоговых льгот, предусмотренные федеральным и областным законодательством о налогах и сборах.
Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет, и устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета.
В целях обеспечения результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке их эффективности.
Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
— обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципального района видов хозяйственной деятельности;
— стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой муниципальному району продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития муниципального района;
— создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в муниципальном районе;
— создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
— оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для муниципального района социальных задач;
— оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
Физические лица, имеющие право налоговые льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При этом в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет суммы налога на имущество физических лиц производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика [5, с. 8-10].
В этой связи налогоплательщику, являющемуся пенсионером или инвалидом I и II группы, инвалидом с детства и имеющему право на налоговую льготу, необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц и представить документы, подтверждающие право на ее предоставление.
Налогоплательщик вправе направить заявление о предоставлении льготы по налогу и копии документов, подтверждающие право на эту льготу, через уполномоченного представителя либо заказной корреспонденцией.
При приобретении недвижимого имущества в другом городе заявление об освобождении физического лица от уплаты налога на имущество физических лиц представляется в налоговый орган по новому месту учета объектов налогообложения.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что действие налоговых льгот распространяется на срок действия документа, подтверждающего право на эти льготы.
Так, признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, которые установлены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Правила).
На основании п. 11 Правил датой установления инвалидности (в случае признания гражданина инвалидом) считается день поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами). Налоговая льгота применяется начиная с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность.
Документальным подтверждением установления инвалидности, а, следовательно, и применения льготы по уплате налога на имущество физических лиц является выданная органами, проводящими медико-социальную экспертизу, справка об инвалидности, в которой указывается группа инвалидности и срок, на который она установлена.
Согласно п. 9 Правил инвалидность I группы устанавливается на два года, II группы — на один год.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
После окончания срока, на который установлена группа инвалидности, инвалид должен пройти переосвидетельствование, в результате которого инвалидность могут снять, изменить группу инвалидности или оставить прежнюю.
Если в результате переосвидетельствования физическое лицо вновь получает инвалидность, то налоговая льгота применяется с 1-го числа месяца, в котором это лицо было признано инвалидом. В случае потери данного статуса с 1-го числа того же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.
Соответственно, если согласно справке об установлении инвалидности физическому лицу установлена инвалидность I группы на 2 года, то по истечении этого срока он должен вновь подтвердить в налоговом органе свое право на льготу по налогу на имущество физических лиц.
Бессрочно инвалидность устанавливается в том случае, если в процессе проведения реабилитационных мероприятий выяснится, что невозможно устранить или уменьшить степень ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного необратимыми дефектами или нарушениями. Перечень таких дефектов и нарушений приведен в Приложении к вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.
1. Мухамедьянов. А.А. Особенности налоговых льгот физическим лицам /Налоговый курьер, 2011. № 3 – С. 9-10
2. Галимова Р.Н. Налоговые льготы //Налоговые споры, 2011. № 4 – С. 12-13.
]]>