Применение льгот и освобождений, прямо предусмотренных в законе — Студопедия

Налоговые льготы;

Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством – один из самых эффективных инструментов налоговой оптимизации. В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством и налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Иначе говоря, налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика .

Можно выделить четыре группы налоговых льгот:

· предоставляемые отдельным субъектам – комбинация из ниже перечисленных льгот, налоговые каникулы;

· предоставляемые по объекту – изъятие, скидки;

· по ставкам – понижение ставки;

· по срокам уплаты- более поздние сроки уплаты, рассрочка, отсрочка, налоговый и инвестиционные кредиты.

Указанные виды налоговых льгот могут предоставляться в следующих формах:

1. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц (полное или частичное) Например, освобождение на определенный срок от налога на прибыль малых предприятий;

2. изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. Например, при исчислении налога на прибыль предприятия, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

3. установление необлагаемого минимума. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум.

4. Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.

5. Понижение налоговых ставок.

6. Вычет из налогового оклада. Самая эффективная льгота, которая абсолютно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика.

7. Изменение срока уплаты налога (отсрочка и рассрочка уплаты налога).

Кроме этого следует помнить, что в тех случаях, когда в силу экономических причин применение льготного механизма не желательно предприятие вправе не пользоваться льготой.

Немаловажным критерием эффективности оптимизации налогообложения путем применения льгот является принятие во внимание всех, даже самых незначительных льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Для этого предприятию следует составить для себя полный перечень льгот, которые оно может применять по всем существующим налогам.

Порядок расчета налоговой экономии при использовании налоговых льгот

Форма предоставления налоговых льгот Порядок расчета налоговой экономии
Налоговый вычет Сумма средств подлежащая вычету по льготе из общей величины налога
Уменьшение налоговой базы Сумма средств, подлежащих уменьшению базы, умноженная на налоговую ставку
Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения Сумма средств, подлежащих изъятию из базы, умноженная на ставку налога
Понижение налоговых ставок База налогообложения умноженная на величину изменения ставки
Частичное или неполное освобождение от уплаты налога и сбора отдельных категорий налогоплательщиков, видов продукции Сумма средств, подлежащих освобождению умноженная на ставку налога.

Для определения целесообразности использования той или иной налоговой льготы, а также ее влияния на финансовые результаты организации, возможно применить следующие показатели:

1) Коэффициент эффективности льготирования – отношение величины налоговой экномоии, получаемой в результате использования льгот к общему объему выручки.

Данный показатель, характеризуя величину налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот на один рубль выручки от реализации продукции, показывает долю “участия” той или иной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.

2) Коэффициент льготного налогообложения – отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования той или иной льготы к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы

Данный показатель должен быть больше или равен 0. При стремлении к 1 эффективность налоговой льготы повышается. Определяет степень влияния льготы на величину налога, а предыдущий показатель – долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации.

Оба показателя характеризуют эффективность и результативность как каждой отдельной льготы, таки всего применяемого в организации комплекса льготирования. Эффективность финансирования инвестиций и вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью следующего коэффициента

3) Коэффициент льготного инвестирования

К ли = Н л \ I ( отношение величины налоговой экономии по данной льготе к сумме инвестиций ).

Рекомендуемая литература:

1.Богатая И.Н., Королева Н.Ю.,Кузнецова Л.Н. Как минимизировать ваши налоги. Ростов –на Дону: «Феникс», 2001.

2.Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование, М., СПб., и др.: ПИТЕР, 2004.

3.Дадашев А.З., Кирина Л.С. Налоговое планирование в организации. Учебно-практическое пособие.М.: Книжный мир, 2004.

4.Жестков С.В. Правовые основы налогового планирования, под ред Пепеляева С.Г. (на примере групп предприятий). М.: МЗ Пресс, 2002.

5.Медведев А.Н. Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и налоговый учет-М.: Инфрма-М, 2002

6.Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент.-М.:Финансы и статистика,2000.

7.Налоговая система Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Т1,2,3-М.:ИНФРА-М, 1998 г.

8. Налоговый кодекс Россйской Федерации, часть первая, вторая, 2006

9. Налоговое право. Учебное пособие \ под ред. С.Г. Пепеляева.-М.: ИД ФБК Пресс, 2000

10. Пеппер Джон «Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования»-М.: Инфра-М,1998

11. Сидорова Е.Ю. Налоговое планирование. Курс лекций..- М., «Экзамен», 2006 г.

12. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике.-СПб.: Полицс,1998

Словарь отдельных терминов, используемых при налоговом планировании.

1.Административная ответственность за налоговые правонарушения – предусмотренная налоговым законодательством мера юридической ответственности которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административного взыскания, налагаемого компетентным государственным органом. В качестве характерных признаков выделяют: проступок, характеризующийся как действие или бездействие; действие (бездействие) как антиобщественное и антигуманное; противоправное действие; виновное действие (бездействие); наличие предусмотренной законом административной ответственности.

2. Двойное налогообложение:

2.1 экономическое двойное налогообложение – обложение одного и того же дохода дважды разными налогами. Например, если заработная плата работника облагается налогом на доходы физических лиц, то налог на фонд заработной платы предприятия, в который входит и эта заработная плата, приводит к ее двойному налогообложению

2.2 международное двойное налогообложение – обложение одного и того же дохода идентичным налогом в разных странах. Например, у гражданина, работающего за границей, налог на его доход может взиматься в стране его гражданства и за рубежом, чего желательно избегать.

3. избежание налогов – легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства путем изменения своей деятельности

4. корпоративное налоговое планирование – налоговое планирование для юридических лиц и групп граждан (организаций)

5. косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличии от прямых налогов, связанных с доходами). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, пошлин, таможенных сборов.

6. Международное налоговое планирование. (МНП) как составляющая часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов.

7. налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц; основной источник средств, поступающих в государственной бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль,), и косвенные – в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, частично налог на добавленную стоимость).

8. налоговая гавань – страна или независимая территория, в которой существуют низкие ставки налогов и которая, следовательно, может предложить налоговые преимущества богатым людям, отошедшим от дел, или компаниям, которые могут организовать свою деятельность таком образом, чтобы по крайней мере частично их налоговые обязательства приходились на «налоговую гавань». Что касается физических лиц, то платой за экономию на налогах для них обычно является проживание в «налоговой» гавани» в течение большей части года (см: tax exile – налоговый ссыльный) Многонациональным компаниям же требуется открыть офис в «налоговой гавани», через который будет проходить часть реальных или воображаемых дел. Примерами «налоговых гаваней» являются Монако, Лихтенштейн, Багамы и Каймановы острова.

9. Налоговая декларация– официальное заявление налогоплательщика о полученных им и подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Налоговые декларации служат одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налогов со стороны налоговой инспекции. на основе налоговых деклараций облагаются доходы предпринимателей и взимается дополнительная (прогрессивная) часть подоходного налога с физических лиц.

10. налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счет все налоги с сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

11. налоговая оптимизация:

14.1 процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта

14.2 использование пробелов в действующем законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей

12. налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

13. налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

14. налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается в доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например, налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки (устанавливаются в абсолютном сумме независимо от величины дохода (реальные налоги)), пропорциональные ставки (действуют в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение)) и прогрессивные ставки (возрастают по мере роста облаагемого дохода (прогрессивное обложение)).

15. налоговая схема – это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранноо метода оптимизации (минимизация) налогов. Схемы можно разделить на 2 группы:

18.1 «простые» схемы, т.е схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров

18.2 «сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат.

16. налоговая юрисдикция – территория , на которой действуют самостоятельные налоговые законы

17. налоговое бремя – сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, т.к. существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени (incidence of taxation) . В качестве примера последнего укажем на налог на наследство ( inheritance tax)выплачивают личные представители покойного, однако налоговое бремя возлагается на наследников, т.к. в результате уменьшается наследство.

18. налоговое законодательство – совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования устанавливают и высшие исполнительные органы в лице правительства или министерства финансов/

19. налоговое резидентство – понятие, определяющее налоговую юрисдикцию на территории, к которой относится конечная налоговая ответственность налогоплательщика, т.е. налогоплательщик-резидент облагается налогами на все доходы и имущество из всех источников, включая доходы и за пределами данной налоговой юрисдикции. Ее резиденство не зависит от гражданства либо национальной принадлежности налогоплательщика.

20. налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

21. налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты того или иного налога. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций для благотворительных организаций , инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

22. налоговые оазисы – территория в пределах одного государства, на которой действуют льготный порядок налогообложения (это порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства).

23. налоговые риски – возможность дл налогоплательщиков понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте.

24. налоговые зонтик – перенос вперед убытков прошлых лет для защиты текущих и будущих доходов от налогов

25. налоговый паспорт предприятия – документарный источник, содержащий основные показатели результативности мероприятий по налоговому планированию. Существующий налоговый паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, приведенных в табличной форме.

26. налоговый суверенитет – право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных интересах.

27. налогоплательщик – юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

28. оптимизация налогового планирования – деятельность в рамках закона, позволяющая получить наибольшее отношение выручки к налоговым расходам налогоплательщика

29. оптимизации налогообложения – организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.

30. офшор – (от анг. оff-shore – вне берега) – финансовые центры оффшорного бизнеса (режима), привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот, уменьшая или полностью исключая налогообложение доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центра

31. оффшорная зона – зона (территория, государство) с очень низким уровнем налогообложения, а иногда с безналоговая зона.

32. оффшорная компания – иностранная компания, зарегистрированная в оффшорном центре

33. оффшорные центры – государства, предоставляющие льготы в области финансово-кредитных операций с целью привлечения иностранных капиталов. Все операции производятся только в иностранной валюте.

34. планирование налогов – планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

35. пошлины – особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу ив ряде других случаев) Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.

36. преференции – (от лат. praeferentia) – преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождении от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке.

37. пропорциональное обложение налогами – система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины.

38. прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество

39. репрезентативная налоговая система – расчет суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах.

40. свободные экономические зоны – специальные экономические зоны (зоны свободной торговли, зоны свободного или совместного предпринимательства и т.д.) ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

41. схема оптимизации налогообложения – определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей рамках действующего законодательства.

42. тяжесть налогообложения – учитывает не только налоговое бремя, но и косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

43. экономическая зона – прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *