Содержание статьи
В настоящей статье автор пытается решить проблему, связанную с нечетким пониманием института налоговых льгот в российском законодательстве и правоприменительной практике. Исследуется роль налоговых льгот при реализации экономической функции государства. Статья посвящена исследованию понятия « налоговые льготы » и его сравнению со смежными понятиями налогового и таможенного права, такими как «налоговая преференция» и «налоговые расходы». Автор изучает правовую природу налоговых льгот и цели их введения, для того, чтобы определить, какие именно освобождения лица от уплаты налога можно отнести к данному правовому институту, даже если законодатель прямо не относит их к таковым, прямо не закрепляя в законе. Для глубоко анализа правового института в статье рассмотрено несколько классификаций налоговых льгот по различным признакам. Также на основе анализа понятийнокатегориального аппарата, выработанной систематизации налоговых льгот и оценки их эффективности предлагается обозначить проблемы, связанные с регулированием изучаемого правового института. Так же в статье рассмотрены обязательные и факультативные компоненты налоговых льгот .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ровнейко Р.В.
Соотношение понятий «Налоговое законодательство» и «Законодательство о налогах и сборах»: унификация терминологии в рамках Евразийского экономического союза
Текст научной работы на тему «Понятие и классификация налоговых льгот»
Понятие и классификация налоговых льгот
Ровнейко Регина Владимировна
бакалавр, кафедра финансового, налогового и таможенного права, Факультет права; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», reginarovneyko@gmail.com
В настоящей статье автор пытается решить проблему, связанную с нечетким пониманием института налоговых льгот в российском законодательстве и правоприменительной практике. Исследуется роль налоговых льгот при реализации экономической функции государства. Статья посвящена исследованию понятия «налоговые льготы» и его сравнению со смежными понятиями налогового и таможенного права, такими как «налоговая преференция» и «налоговые расходы». Автор изучает правовую природу налоговых льгот и цели их введения, для того, чтобы определить, какие именно освобождения лица от уплаты налога можно отнести к данному правовому институту, даже если законодатель прямо не относит их к таковым, прямо не закрепляя в законе. Для глубоко анализа правового института в статье рассмотрено несколько классификаций налоговых льгот по различным признакам. Также на основе анализа понятийно-категориального аппарата, выработанной систематизации налоговых льгот и оценки их эффективности предлагается обозначить проблемы, связанные с регулированием изучаемого правового института. Так же в статье рассмотрены обязательные и факультативные компоненты налоговых льгот.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая политика государства, налог, налоговое администрирование, оценка эффективности.
Одним признаков государства является налоговая система. С ее помощью реализуется ставшая уже самостоятельной налоговая функция государства. Налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется во всех сферах государства [1, с.167-168]. Среди основных методов реализации налоговой функции можно назвать предписание, убеждение, принуждение и стимулирование, выраженное в поощрениях и льготах. В данной статье будет подробно рассмотрен только институт налоговых льгот. А.В. Малько считает: «Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц» [2, с.101].
Применительно к налоговым правоотношениям, следует сказать, что предоставление льгот можно рассматривать как способ регулирования определённых отраслей экономики, активизации и тех сфер предпринимательской и некоммерческой деятельности, в которых заинтересовано государство и общество в целом. Для детального анализа данного правового института обратимся к определению: согласно пункту1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].
Однако ввиду отсутствия термина «налоговые льготы» в законодательстве, другие дефиниции также находят распространение в профессиональных и научных кругах. Предоставление налоговых льгот всегда связано с сокращением доходной части бюджета и, следовательно, с уменьшением тех финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на покрытие расходов бюджета соответствующего уровня. В сложившейся ситуации, налоговые льготы иногда называют «налоговые расходы», поскольку налоговая льгота считается неэффективной в соотношении степени ее полезности для получателя относительно с теми потерями, которые несет бюджет, недополучая определенный доход. Однако это наименование некорректно, т.к. суммы от предоставленных налоговых льгот являются не расходами, а недополученными доходами. Несмотря на, казалось бы, один финансовый результат, данное различие принципиально, потому что имущество в силу закона остается у собственника, на которое государство не имеет права претендовать.
Кроме того, встречается понятие «налоговая преференция». Очевидно, что данный термин связан с распространёнными в таможенном праве преференциями [4, 5]. Возможно, он был сформулирован из-за того, что таможенные платежи приравнены к налоговым платежам. Тем не менее, применение указанного термина нецелесообразно, поскольку регулирование налогообложения достаточно хорошо установлено в законодательстве и не нуждается в восполнении пробелов с помощью таможенного права.
Обратимся к правовой природе налоговых льгот. В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1); в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2). Эту же позицию в своих решениях подтверждает Конституционный Суд Российской Федерации [6,7].
Установление налоговых льгот обусловлено целью сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика в определённом налоговом периоде. Ошибочно утверждать, что налоговая льгота – облегчение налогового бремени независимо от
цели и причины по которым она введена. Сейчас существует множество налогов, в отношении которых предоставлены различные преимущества, не имеющие официального статуса налоговых льгот. Под анализируемым понятием правильно понимать предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение лица от уплаты налога с получением экономической выгоды, т.е. в ситуации, когда есть легальное основание для налогообложения, доход налогоплательщика сохраняется. Данный подход позволяет определять налоговые льготы среди предоставленных преференций, даже если они прямо не названы так в нормативных актах. Например, профессиональные вычеты по НДФЛ нельзя относить к льготам, т.к. они являются базовыми элементами исчисления налога.
Также с помощью налоговых льгот реализуется принцип равного налогового бремени, выраженный в равномерности налогообложения. Путем применения налоговых льгот обеспечивается экономическое равенство субъектов, поскольку сопоставляются фактическая платежеспособность и экономические потенциалы налогоплательщиков.
Различные правовые конструкции, отнесенные к налоговым льготам, характеризуются определенными признаками, которые могут служить основаниями для их классификации. Разделение налоговых льгот по группам позволяет провести глубокий и полный анализ данного правового института, понять их юридическую природу и выявить проблемы регулирования отдельных видов.
В зависимости от элемента структуры налога, которого затрагивают изменения, налоговые льготы можно разделить на: изъятия; скидки и освобождения [8, с.147]. При применении изъятий исключаются определенные предметы (объекты) налогообложения, т.е. часть дохода, полученная от конкретного вида деятельности не подлежит налогообложению. Например, студенческие стипендии, государственные пособия и пенсионные выплаты, а также другие доходы, указанные в статье 217 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения.
Под скидками понимают такие налоговые льготы, когда налоговая база сокращается на сумму произведенных налогоплательщиком расходов на социальные или экономические цели, поощряемые обществом и государством. Одним из примеров является имущественный налоговый вычет при продаже иму-
щества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством). Данный вид можно подразделить на ограниченные и неограниченные льготы.
Освобождения – вид налоговых льгот, направленных на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Имущественное положение налогоплательщика учитывается лучше, поскольку происходит прямое сокращение обязательства. Данный вид также можно разделить на несколько групп: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, возврат ранее уплаченного налога.
Одна классификация представлена в статье 56 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые льготы делятся на: федеральные (устанавливаются и отменяются на федеральном уровне); региональные (устанавливаются и отменяются на региональном уровне) и местные (устанавливаются и отменяются на местном уровне). Однако такой подход нарушает, установленный Бюджетным Кодексом Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов в тех случаях, когда федеральные органы устанавливают льготы по региональным и местным налогам, что приводит к сокращению доходной части бюджетов органов нижестоящего уровня. В связи с этим предполагается окончательно отказаться от установления такого вида налоговых льгот [9].
В зависимости от содержания налоговые льготы можно подразделить на социальные (например, в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации) и экономические (согласно пункта 3.5. статьи 251 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (за исключением субсидий), полученного в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, управляющей компанией, которая является акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»).
Налоговые льготы можно классифицировать по целям их введения и выполняемым функциям. Так, существуют льготы-компенсации, которые направлены на выравнивание жизненного уровня различных граждан, поддержка социально уязвимых групп населения. Льготы-гарантии способствуют реализации прав и обязанностей субъектов права. Льготы-стимулы создают условия для выполнения федеральных и региональных программ и достижения иного социально значимого результата. При таком делении стоило бы осветить проблему отмены льгот-компенсаций. Необходимо понимать, что такие действия не ухудшают положения налогоплательщика, потому что право на налоговую льготу появляется в каждом новом налоговом периоде.
Налоговые льготы могут быть предоставлены физическим или юридическим лицам. Такое деление выявляет проблемы в толковании и правоприменительной практике. Неудачные формулировки ведут к нарушению норм права и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков. Такие пробелы могут быть устранены с помощью судебной практики, но и там нет единства в некоторых вопросах. Например, согласно подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации организации, которые осуществляют деятельность в сфере культуры и искусства освобождены от обложения. Однако определить субъектов данной льготы затруднительно. Согласно первой позиции, которой придерживаются не только суды, но и Федеральная Налоговая Служба, налоговые льготы всегда носят адресный характер [10,11]. Вторая позиция заключается в том, что на индивидуальных предпринимателей данная льгота тоже распространяется, поскольку «возможность применения налогоплательщиками названной льготы обусловлена не организационно-правовой формой последних, а сферой применения и характером оказываемых услуг» [12].
По способу закрепления в законодательстве налоговые льготы могут быть разделены на прямые льготы и косвенные (или камуфлированные) льготы [13, с.65].
Ранее налоговые льготы можно было разделять по временному признаку, выделяя ограниченные определенным периодом или нет. Однако сейчас на основании проведения оценки эффективности налоговых льгот, любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный режим. Срок должен определяться в зависимости от цели введения налоговой льготы с возможным продлением ее действия.
Исходя из всего сказанного выше можно сделать вывод, что основным нормативным документом, регулирующим институт налоговых льгот, является Налоговый Кодекс Российской Федерации. Его изучение позволяет провести анализ определения понятия «налоговая льгота» и выделить несколько классификаций. На основании проведенного исследования можно обозначить основные компоненты данного правового института. Обязательные элементы – основание льготирования и объект налоговой льготы. Для корректного и эффективного применения налоговых льгот законодателю следует также определять категорию налогоплательщиков (те, кто имеет право воспользоваться данной льготой), условия и порядок (уведомительный или разрешительный) использования налоговой льготы, размер льготирования. На данный момент законодатель постепенно уменьшает количество налоговых льгот, основываясь на анализе их эффективности, придерживаясь политики стимулирования экономического роста и сохранения преимуществ для налогоплательщиков, имеющих важное социальное значение.
1. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриева; под ред. А.С. Пиголки-на, Ю.А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2011. 743 с.;
2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 362 с.;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.;
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 22.11.2001 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.;
5. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 24.11.2014) «О таможенном тарифе» // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consul1ant.ru, 20.05.2017];
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча» // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 20.05.2017];
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского» // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 20.05.2017];
8. Налоговое право: Учебник для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Аль-пина Паблишер, 2015. 796 с.;
9. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 19.05.2017];
10. Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 123-О «По запросу Советского районного суда города Брянска о проверке конституционности абзаца двадцать второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации» // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 20.05.2017];
11. Письмо ФНС России от 16.08.2012 № ЕД-4-3/13603@ «О социальном налоговом вычете» // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 20.05.2017];
12. Определение ВАС РФ от 18.11.2010 № ВАС-14932/10 по делу № А32-48228/2009-25/437 // Электронный ресурс: СПС Консультант Плюс [режим доступа: www.consultant.ru, 20.05.2017];
13. Майбуров И.А., Теория и история налогообложения. М., 2007. 422 с.
The concept and classification of
National Research University «Higher
school of Economics» The article tries to solve the problem
understanding of the institute of tax benefits in the Russian legislation and law enforcement practice. The role of tax incentives is examines in the implementation of economic functions of the state. The article is devoted to the study of the concept «tax benefits» and its comparison with related concepts applicable in tax and customs law, such as «tax preferences» and «tax expenses». The author studies the legal nature of tax benefits and the purpose of their introduction, in order to determine which exemption from tax payment can be attributed to the legal institution, even if the legislator does not expressly consider them to be such and not directly enshrined them in law. For a deep analysis of the legal institution the article describes several classifications of tax exemptions on various grounds. Also based on the analysis of the conceptual-categorical apparatus and developed systematization of tax benefits the author proposes to identify issues associated with the regulation of the legal institution. The article also considers the required and optional components of tax benefits.
Keywords: Tax benefits, tax incentives, tax exemption, tax privilege, tax entitlement, tax, tax policy, tax administration, efficiency
1. Theory of the state and right: textbook/Ampere-second. Pigolkin, A N. Golovistikova, Yu. A Dmitriyeva; under the editorship of A S. Pigolkin, Yu. A Dmitriyev. – 2nd prod., reslave. and additional – M.: föpaMT, 2011. 743 pages;
2. AV’s whitebait. Incentives and restrictions in the right. Teoretiko-informatsionny aspect. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 362 pages;
3. The Tax Code of the Russian Federation (part one) from 7/31/ 1998 No. 146-FZ (an edition from 6/ 8/2015) (with amendment and additional, BCTyn. in force with 9/ 15/2015)//»A collection of the legislation of the Russian Federation», No. 31, 8/3/1998, Art. 3824.;
4. The Customs Code of the Customs
Union (the annex to the Contract on the Customs Code of the Customs Union adopted by the decision of Interstate Council of EurAsEC at the level of heads of states from 11/ 22/2001 No. 17)//the Russian Federation Code. 2010. No. 50. Art. 6615.;
5. The act of the Russian Federation from
5/21/1993 No. 5003-1 (an edition from 11/24/2014) «About a customs tariff»//the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode:
6. The resolution of the Constitutional
Court of the Russian Federation from 5/23/2013 No. 11-P «On the case of check of constitutionality of paragraph 1 of article 333.40 of the Tax Code of the Russian Federation in connection with the complaint of
Vstrecha limited liability company/ /the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode: www.consultant.ru, 5/20/2017];
7. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation from 6/25/2015 No. 16-P «On the case of check of constitutionality of paragraph 2 of article 207 and article 216 of the Tax Code of the Russian Federation in connection with the complaint of the citizen of Republic of Belarus S. P. Lyarsky»// the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode: www.consultant.ru, 5/20/2017];
8. Tax right: The textbook for higher
education institutions / under the editorship of S. G. Pepelyaev. – M.: Alpina Pablisher, 2015. 796 pages;
9. The main directions of tax policy for
2016 and planning period of 2017 and 2018//the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode:
10. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation from 1/ 17/2013 No. 123-O «At the request of the Soviet district court of the city of Bryansk about check of constitutionality of the paragraph of the twenty second subparagraph 2 of paragraph 1 of article 220 of the Tax Code of the Russian Federation»//the Electronic
resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode: www.consultant.ru, 5/20/2017];
11. The letter of FNS of Russia from 8/ 16/2012 No. ED-4-3/13603 @ «About a social tax deduction»//the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode: www.consultant.ru, 5/20/ 2017];
12. Definition YOU the Russian Federation from 11/18/2010 No. BAC-14932/10 in the matter of No. A32-48228/2009-25/437//the Electronic resource: Union of Right Forces Consultant Plus [access mode: www.consultant.ru, 5/20/ 2017];
13. Mayburov I. A, Theory and history of the taxation. M, 2007. 422 pages.
]]>