Содержание статьи
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2020 г. N 03-05-06-03/24305 Об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от уплаты государственной пошлины при подаче иска о взыскании денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту, а также о налогообложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим
- Обзор документа
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2020 г. N 03-05-06-03/24305 Об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от уплаты государственной пошлины при подаче иска о взыскании денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту, а также о налогообложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 марта 2020 г. N 03-05-06-03/24305 Об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от уплаты государственной пошлины при подаче иска о взыскании денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту, а также о налогообложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим
В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел вопрос освобождения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от уплаты государственной пошлины при подаче иска о взыскании денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту, и сообщает.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 58-ФЗ) следует, что военная служба входит в систему государственной службы Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 58-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” (далее – Закон N 306-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 306-ФЗ денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31.05.2018 N 22-П, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 37 и 71 (пункт “м”), военная служба, посредством прохождения которой военнослужащие реализуют право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.06.2003 N 275-О исходя из особого правового статуса военнослужащих, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы, законодатель вправе устанавливать военнослужащим денежное довольствие за выполнение обязанностей военной службы, являющееся разновидностью вознаграждения за труд, в рамках специального правового регулирования, в том числе используя – с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на соответствующем этапе его развития – социально оправданную систему дополнительных выплат и льгот.
Учитывая изложенное, полагаем, что прохождение военной службы по контракту возможно отнести к трудовым отношениям. При этом обращаем внимание, что квалификация отношений как трудовых не относится к компетенции Минфина России.
Вместе с тем в правоприменительной практике суды в отношении военнослужащих применяют подпункт 1 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса (например, апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2018 по делу N 33-54354/2018, апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2016 N 33-10936/2016).
Учитывая это, полагаем, что положение подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса может распространяться на военнослужащих по их искам о взыскании ими денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту.
По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим сообщаем следующее.
Согласно части 22 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” (далее – Федеральный закон N 306-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается ежегодная материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в том числе военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, может оказываться единовременная материальная помощь в случаях, размерах и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), Генеральным прокурором Российской Федерации в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса.
Так, в соответствии с абзацем четвертым пункта 28 статьи 217 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в размере, не превышающем 4 000 рублей за налоговый период.
Кроме того, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (абзацу третьему пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса).
Данные нормы применяются также в отношении материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим.
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая на основании указанных норм Федерального закона N 306-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобождается от налогообложения на основании пунктов 8 и 28 статьи 217 Налогового кодекса при соблюдении условий, установленных данными пунктами.
Заместитель директора Департамента | В.В. Сашичев |
Обзор документа
От уплаты госпошлины освобождаются истцы по искам о взыскании зарплаты (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Как пояснил Минфин, освобождение может распространяться на военнослужащих по их искам о взыскании денежного довольствия и иным требованиям, вытекающим из правоотношений в области прохождения ими военной службы по контракту.
Матпомощь, выплачиваемая военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобождается от НДФЛ при соблюдении условий, установленных НК.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
]]>