Оценка результативности и эффективности социальных налоговых льгот (преференций). Формирование и развитие института налогового мониторинга

Налоговые льготы;

Объектом оценки этих льгот (преференций) выступают социальные результативность и эффективность, отличающиеся от своих экономических аналогов большим многообразием, сложностью количественного выражения и определения социальных целей и результатов. В качестве таких социальных результатов можно назвать улучшение финансового положения и увеличение реальных доходов малообеспеченных слоев населения, пенсионеров, инвалидов и лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, повышение доступности жилья, коммерческого обучения и дорогостоящего медицинского обслуживания, увеличение социальных расходов организаций, развитие социального сектора экономики и т.п. В этой связи критерии и показатели результативности и эффективности социальных льгот (преференций) следует разделить на две группы: по налогам с физических лиц и по налогам (другим фискальным платежам) с организаций.

Критерии результативности социальных налоговых льгот (преференций) по налогам с физических лиц должны отражать основную цель этих льгот (преференций) – реальная финансовая поддержка малообеспеченных и других категорий налогоплательщиков. Поэтому такими критериями являются потребность в социальных льготах (преференциях) и их существенность для налогоплательщиков. Оценка результативности должна проводиться как в целом по данной группе льгот (преференций), так и по отдельным их видам в отношении соответствующих категорий налогоплателыциков-физических лиц.

Потребность в социальных льготах (преференциях) может быть выражена через показатели долей (в процентах) населения, денежные доходы которого не превышают, например, два-три МРОТ (или иной порог бедности) без учета и с учетом налоговых льгот (преференций), в общей численности населения. Абсолютное значение этих показателей будет характеризовать потребность в социальных льготах (преференциях), а разница между ними результативность (не результативность). Значимое (в соответствии с требуемым или прогнозным уровнем) снижение доли населения, доходы которого не превышают определенный порог бедности с учетом и без учета налоговых льгот (преференций), за анализируемый период и увеличение разницы между первым и вторым показателями за этот период при введении новых или изменении действующих льгот (преференций) будут свидетельствовать об их результативности. Противоположные тенденции изменения названных показателей будут служить основанием для признания таких льгот (преференций) нерезультативными.

Существенность для налогоплательщиков социальных налоговых льгот рассматриваемой группы можно определить следующими показателями: годовая и (или) среднемесячная сумма экономии на налогах (налоговой выгоды) в результате применения налоговой льготы (льгот); удельный вес этой экономии в годовых и (или) среднемесячных доходах льготируемых категорий физических лиц; отношение суммы экономии на налогах (выгоды) к стоимости общей и (или) специальной минимальной потребительской корзины (покупательная способность получаемой экономии на налогах). Соответствие значений этих показателей отечественным или международным стандартам и (или) их увеличение (при введении новых или изменении действующих льгот) будут свидетельствовать о результативности социальных налоговых льгот (преференций) или о нерезультативности в противоположной ситуации.

Эффективность результативных социальных налоговых льгот (преференций) по налогам с физических лиц должна характеризовать целесообразность их установления и применения с позиций оправданности получаемых по этой причине потерь доходов, учитываемых в качестве расходов налогового бюджета публично-правового образования (ППО). Критерием эффективности может выступать степень влияния этих льгот (преференций) на доходы бюджета и его дефицит, а показателями могут быть следующие: 1) отношение (в процентах) сумм названных бюджетных потерь (налоговых расходов) к общей сумме доходов консолидированного бюджета ППО; 2) и 3) отношение (в процентах) сумм этих бюджетных потерь, соответственно, к общей сумме налоговых расходов федерального (иного) бюджета и к сумме его дефицита; 4) и 5) изменение (прирост, снижение) показателей отношения (в процентах) общей суммы расходов (потерь от применения налоговых льгот и преференций) налогового бюджета ППО с учетом и без учета социальных налоговых льгот (преференций), соответственно, к сумме доходов федерального (иного) бюджета и к сумме его дефицита; 6) отношение темпов роста (снижения) сумм налоговых льгот (преференций) к темпам роста (снижения) социальных услуг в целом и (или) конкретных их видов. Необходимо определить некие допустимые предельные (нормативные) значения этих показателей, превышение которых будет основанием для признания таких социальных налоговых льгот (преференций) неэффективными.

Критериями и показателями результативности социальных налоговых льгот (преференций) по налогам (другим фискальным платежам) с организаций являются положительная или не снижающаяся динамика роста определенных социальных расходов организаций и развития отдельных сегментов социального сектора экономики. Для оценки результативности необходимо осуществлять анализ (сравнение) соответствующих фактических темпов роста натуральных и стоимостных показателей за мониторинговый период, а также сравнение фактических темпов с их плановыми (прогнозными) значениями, принятыми в планах (прогнозах) социально-экономического развития страны, ее регионов и организаций. Отрицательные значения этих приростных показателей будут свидетельствовать о нерезультативности рассматриваемых социальных налоговых льгот (преференций).

Критерием эффективности результативных социальных льгот (преференций) по налогам (платежам) с организаций является их экономическая целесообразность для государства с точки зрения оправданности понесенных по этой причине потерь доходов бюджетной системы. Критерий эффективности может быть выражен показателями (коэффициентами) отношения темпов роста (снижения) анализируемых социальных расходов и (или) развития сегментов социальной сферы к темпам роста (снижения) потерь налоговых расходов от применения этих социальных налоговых льгот (преференций). Значения названных показателей меньше 1 будут говорить об их неэффективности. Кроме того, можно использовать показатель отношения темпов роста (снижения) суммы этих льгот к темпам роста (снижения) социальных расходов организаций в целом и (или) отдельных их видов. Значения этого показателя меньше 1 будут свидетельствовать об эффективности налоговых льгот (преференций).

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *