Образовательный блог по налоговому праву: Лекция № 5 Тема: Налоговые льготы и зоны льготного налогообложения.

Налоговые льготы;

1. Стимулирующая (перераспределительная) функция налогов проявляется через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Налоговая льгота является дополнительным правом и налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. Он может отказаться от неё либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов. В случае принятия положительного решения, налогоплательщик должен еще обосновать своё право на налоговую льготу, т.е. доказать наличие у него соответствующих оснований её применения. Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, выделяются следующие виды налоговых льгот:

Изъятие – это налоговая льгота, дающая право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части.

Скидка – представляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов.

Понижение ставки налога означает возможность уплачивать налог по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Реструктуризация задолженности по налогам предоставляет возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени, штрафов.

Освобождение от уплаты налога предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков в течении определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый иммунитет).

Для получения налоговых льгот в силу законодательства достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством, а для получения налоговых льгот по решению уполномоченного органа требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа.

Примером изъятия из налогооблагаемой базы части объекта налогообложения, может служить право исключения из дохода суммы, определенной законодательством (подоходный налог – 1000 кратный размер месячной оплаты груда). Примером изъятия из базы всего объекта может служить налог на прибыль в части производства детского питания, или необлагаемый минимум – та часть объекта, которая не облагается налогом.

Скидка бывает двух видов: лимитированная и нелимитированная (части деятельности на благотворительные цели (5%), финансирование капитальных вложений, погашений кредитов в банке).

2. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос уполномоченным органом установленного срока уплаты налога на более поздний срок.

– проведение в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, содержащего признаки административного правонарушения. Эти же обстоятельства являются основаниями для отмены ранее предоставленного изменения срока уплаты налогов.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налог а при наличии оснований на срок до 1 года соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 РЖ РФ). К числу оснований для изменений срока уплаты налога относятся:

2) неспособность налогоплательщика осуществить единовременную уплату налога из-за сложного имущественного положения;

По общему правилу, на сумму задолженности начисляются проценты, действовавшие ставки рефинансирования за период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченн ым органом в течении 1 месяца со дня получения заявления. Решение должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка, срок и порядок уплаты.

Решение об отказе должно быть мотивированным и предоставлено уполномоченным органом в трехдневный срок налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета.

3. Налоговый инвестиционный кредит оформляется договором между налогоплательщиком и уполномоченным органом, который должен быть заключен в течении 7 дней после принятия решения.

Действие договора о инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течении срока от 1 до 5 лет и в определенных пределах уменьшать свои платежи с п оэтапной уплатой суммы кредита. В некоторых случаях инвестиционный кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 10 лет.

Такой кредит может быть предоставлен лишь по налогу на прибыль организации, и также по региональным и местным налогам (ст. 67 НК РФ).

1) проведение НИОКР, в том числе на собственное производство, направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды;

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором. За пользование инвестиционным кредитом взимаются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

5) инвестиции в создание объектов с наивысшим классом энергетической эффективности, в т.ч. многоквартирных домов;

4. Отдельные налогооблагающие субъекты не могут обеспечить поступление в свой бюджет достаточных средств за счет обычного взимания налогов из-за их низкого налогового потенциала. В этом случае государство или муниципальное образование прибегают к установлению режима льготного налогообложения по всей территории или ее части. Часто это сопровождается установлением запретов на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях.

– льготное налогообложение распространяется только на компании определенной организационно-правовой формы (холдинги);

– не облагаются налогами доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории.

Применительно к России все юридические лица-нерезиденты, зарегистрированные в государстве или на ее территории, имеющие статус оффшора, в пределах которого действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и др. льготы, уполномоченные на осуществление операций только с нерезидентами страны, признаются оффшорными компаниями. В мире насчитывается около 3 млн. оффшорных компаний (в РФ — 50 тыс.). На территории России также существуют зоны (регионы) льготного налогообложения. Под ними понимаются территории, имеющие более низкий уровень налогообложения по сравнению с общеустановленным. Это зона «Калмыкия», которая не использует природные ресурсы своей территории. Вместо налогов предусмотрена уплата ежегодного регистрационного сбора 500 МРОТ. По этому же принципу налогооблагается эколого-экономический регион «Алтай», республика Тува.

В России действуют центры международного бизнеса, в них работают компании международного бизнеса. Они предусматривают формирование уставного капитала и расчетов из внешних источников в валюте. Операции этих компаний не облагаются налогами, они уплачивают разовый годовой сбор, который устанавливается законодательной властью субъекта по согласованию с Правительством РФ.

– право открытия и ведения банковских счетов в банках-агентах, в уполномоченных российских и зарубежных банках;

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *