Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- 1) 0,3% в отношении земельных участков:
- – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- – приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- – ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
В случае, если на муниципальном уровне не установлены налоговые ставки, для целей налогообложения применяются максимальные ставки, указанные в НК.
Налоговые льготы установлены в ст. 395 НК: некоторые категории налогоплательщиков освобождаются от налогообложения (если земельный участок используется для определенных целей), например:
- • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций, и др.;
- • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, особый порядок предусмотрен для земельных участков, используемых для жилищного строительства (табл. 17.2).
Значение повышающих коэффициентов, применяемых при расчете земельного налога по земельным участкам, на которых осуществляется жилищное строительство
Индивидуальное жилищное строительство
В течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости
В течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости
Организации и предприниматели, которые закончат жилищное строительство (кроме индивидуального) в течение трех лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Но при этом использовать не коэффициент 2, а коэффициент 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого расчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа но налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Земельный налог является местным прямым налогом, предусмотренным гл. 31 НК, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее земельный налог уплачивался на основании Закона РФ “О плате за землю”.
Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при введении налога обязаны определить ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты. Максимальная величина налоговой ставки – 1,5%, для отдельных видов земельных участков (с учетом их цели использования) – 0,3%.
Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК и не могут изменяться местным органом власти.
Налогоплательщиками земельного налога в общем случае признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Следует учитывать, что перечень “облагаемых” видов прав является закрытым и не предусматривает всех возможных видов прав на земельный участок.
Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ). В ст. 395 НК установлены федеральные налоговые льготы.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.
Исчисляется земельный налог:
- – организациями и индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности) – самостоятельно;
- – налоговыми органами – для прочих физических лиц.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Введение налога на недвижимость. Со времени проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде и Твери в 1997–2005 гг. представители исполнительной власти неоднократно заявляли о создании условий для введения соответствующего налога в Российской Федерации как стратегической цели налоговой политики. Однако каждый раз сроки введения сдвигались на неопределенное время. Затронем положительные аспекты введения налога на недвижимость.
]]>