Налоговые преференции: понятие, виды, кому положено

Налоговые льготы;

Налоговые преференции – особые льготы, установленные законом. Точного определения данного термина ни в одном законодательном акте не содержится. И этот факт во многом осложняет применение налоговых льгот и преференций на практике. Между этими понятиями есть определенная разница.

Бывают налоговые преференции территориальными, отраслевыми, целевыми, функциональными, срочными, интравекторными. Классифицируют их исходя из их функций.

Так, территориальный вид налоговых преференций нацелен на то, чтобы поддержать прогресс в определенной местности и приоритетной зоне. Например, это касается выделения особой экономической, оффшорной зоны и так далее.

Отраслевые налоговые преференции нацеливаются на стимулирование различных экономических отраслей. Это может касаться космической, авиационной, образовательной сферы и так далее.

Срочные преференции являются официальной поддержкой налогоплательщиков, чтобы свести к минимуму их долги. Главная особенность данной разновидности в том, что они ограничены по периоду действия. Поэтому подобные налоговые преференции оформляет только исполнительная власть. Сюда относят налоговые платежи, реструктуризацию долгов, рассрочек, амнистии.

Целевые преференции нацелены на определенную категорию налогоплательщиков с целью поддержать их. В эту группу включают упрощенную систему налогообложенич, социальные льготы, скидки, инвестиционный кредит.

Интравекторные преференции функционируют в отношении одного налога. Реализуются они путем разделения ставок, регламентация его осуществляется законом. Сюда включают прогрессивную, регрессивную шкалу налогового обложения (использование какой-либо из них находится в зависимости от политики, проводимой властью), понижение ставки.

Функциональные преференции предусматривают применение возможности снизить налоговые обязательства. Сюда включают средства, используемые хозяйствующими субъектами, чтобы уменьшить бремя обязательств. То есть ускоренную амортизацию, кредиты и так далее.

Общие данные

Для того чтобы развитие экономической составляющей государство было успешным, важно сформировать эффективную систему налогового обложения. Для достижения этой цели нужно задуматься о многих нюансах. Налоговые преференции является неотъемлемой частью данной системы. Они служат механизмом для понижения нагрузок на разные категории лиц. Для этого следует выделить важнейший момент. Многие люди воспринимают налоговые льготы и преференции как одно и то же. Но это заблуждение.

Когда используют льготу, ее всегда контролируют, осуществляя над ней надзор. Это выполняют налоговые органы. Их нужно декларировать в отчетах, в то время как налоговые преференции не отображаются в документах. Они нужны для влияния на экономические процессы. Они стимулируют его, а порой и замедляют. Например, существуют налоговые преференции для малого бизнеса, чтобы развивать инновации и инвестиции в различных сферах экономики. Нередко они нацелены на то, чтобы решить вопросы социальной сферы.

Нужно воспринимать их как возможность для налогоплательщиков для уменьшения налоговой базы. Например, порой на процедуры на экспорт выделяют налоги в 0 % на добавленную стоимость. Чтобы освоить этот момент, нужно ознакомиться со ст. 217 НК РФ, также прочитать ст. 171. Там отмечается, что 0 % является обязательной практикой.

Налогоплательщики не обладают правом на выбор – применять данный механизм или от него отказаться. 0 % без исключений. Такое положение рассматривают в качестве преференции.

Согласно формулировке Баландина, налоговые преференции являются выделением отдельных преимуществ от властей для категорий налогоплательщиков. Это выражается в форме понижения обязательных платежных сумм.

Это подразумевает ряд определенных действий со стороны разных категорий лиц. Например, захват зарубежных рынков. Определение льгот содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации. Их рассматривают как инструмент и как элемент налогового обложения. В НК РФ отмечено, это льготы предоставляют определенным физическим и юридическим лицам, обладающим на то правом согласно законодательству. Выражено это в понижении сумм обязательных платежей, что важно делать в пользу государства.

Налоговые льготы в России являются и инструментом для регулировки фискальных функций. Нужно заметить, что в Налоговом кодексе РФ данное понятие дано без особой четкости. По этой причине присутствует пространство, чтобы толковать его по-своему. Ее рассматривают несколько иначе. Здесь нужно упомянуть и о словах Барулина о том, что налоговые льготы являются правами, обязательствами и способами для снижения количества обязанностей налогоплательщиков.

Преференции в законе

Важнейшие положения, касающиеся налогообложения, содержатся в ст. 217 НК РФ. Есть множество принятых Госдумой первичных документов, регулирующих этот момент. Нужно уделять внимание налогу на добавочную стоимость, на доходы.

В качестве примера преференций можно привести тот факт, что отдельными льготами обладают организаторы Олимпийских игр. Это и есть самый ярких пример налоговых преференций для спортивных организаций. Налоговая система на данный момент включает в себя двести льгот и преференций.

Доходы, не подлежащие налогообложению

Существует ряд доходов, на которые не распространяются налоги. К примеру, к доходам, не подлежащим налогообложению, относят призы, которые получают спортсмены на играх. Это касается всех компаний, которые участвуют в организации игр. Перечень подобных доходов содержится в ст. 217 НК РФ. От налога на доходы освобождаются выплаты религиозным объединениям, ОО, занимающиеся обслуживанием инвалидов. В случае с религиозными объединениями налоги на прибыль не изымаются в случаях, когда прибыль получена ими за проведение обрядов.

Коммерческие налоговые льготы

В широком смысле здесь выделяется два важнейших аспекта. Один из них – упрощенная система налогового обложения. Речь идет об ИП, а также о юридических лицах с годовым оборотом до определенного рубежа. С дохода этих категорий берется меньшая сумма налогов.

Вторым направлением является занятость в технологическом парке и иных похожих предприятиях. В таких случаях предусмотрен налоговый режим, когда ставка снижается, помимо этого предусмотрены бюрократические послабления.

Важным направлением в работе государства является оценка эффективности налоговых льгот. Формулируются регулярные предложения по совершенствованию этой системы. За основу оценок на данный момент берется валовый продукт в регионе, учитывается совокупное влияние налогов.

О налоговых каникулах

УСН (упрощенная система налогового обложения) позволяет предпринимателям воспользоваться налоговыми каникулами. Однако касается данное явление далеко не каждого ИП. Все дело в том, что каникулы показаны лишь впервые прошедшим регистрацию в качестве индивидуального предприятия. Многие удивляются тому, что в стране отсутствует та же процедура для ООО. Все дело в том, что законодатель не нашел выхода, как при этом справиться с повальной регистрацией новых организаций.

Налоговые каникулы предназначаются тем, кто впервые был зарегистрирован как ИП, кто занимается направлением деятельности из законного перечня, тем, кто выбрал упрощенную систему налогового обложения. Лишь наличие всех перечисленных условий ведет к получению нулевой процентной ставки.

Важно отметить, что зафиксировано в статье 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам» право лиц на отказ от льгот по своему усмотрению.

В чем же заключаются каникулы? Это период тотального освобождения от выплат налогов. Он применяется лишь в отношении тех, кто только начал заниматься бизнесом. Когда было заявлено о рассмотрении законодателем данного явления, многие ожидали момента введения закона специально, чтобы затем зарегистрироваться в качестве ИП уже после его принятия.

Регистрируют индивидуального предпринимателя по ИНН, сохраняющемуся на всю жизнь. По этой причине нет трудностей в том, чтобы выследить зарегистрированных повторно с целью воспользоваться каникулами еще раз.

Но нет ничего сложного в том, чтобы провести процедуру закрытия предприятия, а затем создать новое с налоговыми каникулами, так как ИНН у предприятий всегда меняется. В связи с этим законодатель указал множество путей справиться с такой лазейкой. Однако такого механизма внедрено на данный момент не было.

И сейчас налоговые каникулы полагаются лишь тем, кто впервые прошел процедуру регистрации. Более того, они не используются в отношении тех, кто зарегистрировался до того как закон вступил в силу.

Также законодательство не применяет такое явление во всей стране, но наделяет каждый регион правом ввести его на свое усмотрение. Ни один регион не стремился совершать это для того, чтобы продолжать получать доходы от налогов на индивидуальных предпринимателей. Было вычислено, что недобор поступлений из-за подобной льготы составил 250 000 000 000 рублей.

Учитывая объемы официального бюджета, это не настолько большая сумма. Но с другой стороны, каникулы ведут к тому, что население чаще открывает бизнес, встает на ноги и способствует пополнению казны. И в итоге большее число регионов применяет у себя налоговые каникулы.

Данное явление относится лишь к ряду направлений деятельности. Конечное решение о том, на какие направления распространяются льготы, выносит также регион. Он формирует списки кодов ОКВЭД, относящихся к льготе. Помимо этого, законодательство регионов устанавливает и другие требования к индивидуальным предпринимателям на каникулах.

Также льготы получают лишь те, кто выбрал режимы УСН и ПСН. Они не предоставляются вмененному режиму и ОСНО.

Несмотря на то что сроки действия законодательства регионов в такой сфере прописаны до 2020 года, ИП получает каникулы не более чем на два года. За налоговый период берется год, когда индивидуальный предприниматель прошел процедуру регистрации. Так, если законодательство в регионе было введено в 2016 году, то лишь ИП, которые зарегистрировались после вступления в силу соответствующих нормативных актов, могут воспользоваться льготой, применяя ее до конца года и включая следующий год. Таким образом, срок получается менее двух лет.

В мире

С давнего времени государство развивало интересные ему сферы деятельности, стимулируя их или притормаживая введением преференций. Так, в США используют пролонгацию налогов, направленную на прирост инвестиций. В РФ главной задачей не является понижение бремени налогов. Приоритетная задача в стране – воздействовать на ряд процессов, происходящих в стране путем введения тех или иных мер. Важно стимулировать ВВП, особенно выделяя ряд отраслей. И здесь большую роль играют налоговые преференции. Они предполагаются для определенных групп налогоплательщиков, где действуют особые порядки расчета.

Выделают ряд методов введения преференций. Среди них выделяют вычет после начала эксплуатации объектов, вычет до эксплуатации. Первый способ проявляется в отнесении на вычет изначальной стоимости объектов преференций в первые 3 налоговых периода эксплуатации либо одномоментно в налоговом периоде, в котором объект начинал функционировать.

Второй способ проявляется в отнесении на вычет расходов на возведение, производство продукции, трат на совершенствование построек, аппаратуры до начала их использования в отчетном периоде, в котором производятся затраты.

Аннулируются льготы в момент начала их использования посредством понижения вычетов в каждом отчетном периоде, кратных сумме преференций, в котором они применялись.

Учитываются объекты преференций, траты на воссоздание, совершенствование построек, значимых на производстве, аппаратуру, раздельно от установленных активов на протяжении 3 отчетных периодов налогоплательщиками.

В изначальную стоимость объектов преференций, которые являются главными средствами, включают расходы, которые несут налогоплательщики до момента начала использования этого объекта. Сюда входят расходы на покупку объектов, их формирование, установку, иные расходы, которые повышают их цену.

Инвестиционные преференции являются льготами, предоставляющими освобождение от выплаты подоходных налогов. Хотя налоговые преференции считаются неким послаблением от государства, чтобы их получить, нужна целая стопка документов. Поначалу для их получения нужно было заключить соглашение с Комитетом по инвестициям.

Государство поддерживает путем инвестиционных налоговых преференций мотивы в политике, которая направлена на развитие производства.

В рамках налогового бремени на предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в специальных экономических зонах, используются особые процедуры по расчету с бюджетом.

Юридические лица, занимающиеся деятельностью в особых экономических зонах, обязательно отвечают ряду требований. Так, они должны пройти регистрацию как налогоплательщики по месту своего нахождения в налоговых органах в специальной экономической зоне. Также они должны быть участниками специальной экономической зоны в соответствии с законом. Они не должны обладать структурными подразделениями, находящимися не в специальной экономической зоне. Юридические лица – участники специальной экономической зоны – должны обладать не меньше чем 70 % в доходах, которые подлежат получению от реализации своих товаров и услуг.

О текущей ситуации

С целью исследований такого явления в Российской Федерации была собрана статистика по инновационной деятельности. Так, было выяснено, что 62 % участников осведомлено о методах поддержки исследовательских разработок. Хотя участники информированы в достаточной мере, на практике подобные способы не слишком популярны. Лишь каждый четвертый заявил, что на него повлияло использование налоговых стимулов. Это отметило 30 % участников. Среди основных причин того, что люди с преференциями не сталкивались, выделяют нечеткие инструкции, в соответствии с которыми преференции получают. Также ИП заявляли о том, что нет понимания, какую деятельность считать инновационной. И третья часть участников опроса объявила о других причинах.

Итоги этих исследований совпали с заявлениями, сделанными предприятиями в области малого и среднего бизнеса. Среди причин, по которым не используют преференции, выделяют точно такие же пункты, как и указанные выше. Эффективность государственной деятельности представители этих предприятий оценивают на уровне 25 %. Наиболее низкой посчитали эффективность в области энергетики, а наиболее высокой – в фармацевтической сфере, а также в промышленном производстве. Вероятно, все это связано с тем, что одним налогоплательщикам труднее разобраться в налоговом законодательстве, нежели другим. Результаты исследований говорили о том, что присутствуют некие «проблемные зоны» в государственной политике в области инноваций.

Факторы

Главный фактор, который повысит инновационную активность, – действенность вмешательства в налоговую сферу официальных органов. Присутствуют 2 масштабные тенденции, которые ведут к повышению внимания к действенности преференций. По тем же причинам много внимание уделяется затратам на стимулирование инноваций.

Первая тенденция проявляется в росте вклада инноваций в повышение конкурентоспособности государств. Характерной чертой здесь является то, что официальные органы понимают важность повышения уровни поддержки.

Вторая тенденция заключается в усложнении научных исследований. Ресурсы ограничены, произошло ужесточение требований к их действенности.

В Российской Федерации эти два направления выражаются в налоговой документации с программами. Их нацеленность поменялась. Изначально она стимулировала экономический рост для достижения действенности преференций, включая предприятия, которые занимаются инновациями.

Главный повод для поддержки инноваций – наличие провалов в рынке, проявляющихся в том, что отдача организаций от инвестирования в инновации остается неполной. В итоге механизмы предназначаются для компенсации инновационным предприятиям недополученной прибыли, стимулирования необходимого им привлечения инвестиций.

Итоги работы постоянно оцениваются. Исследований проведено множество, они различны, выражаются в эмпирических выводах. Но с учетом того, что информация ограничена, ознакомиться с итоговыми сведениями не так просто.

Главный барьер в повышении действенности государственной поддержки многих исследований, – трудности, сопряженные с бюрократией. Низкая действенность этих механизмов в области налогов объясняется многими факторами. Так, они непостоянны, имеются трудности в управлении некоторыми льготами и преференциями. Причем они проявляются для обеих сторон – для государственных органов и для налогоплательщиков. Но самый негативный фактор – это неблагоприятный налоговой климат, который является ограничителем предпринимательской деятельности. Потенциал этих механизмов не является высоким, а льготы не являются эффективными.

Заключение

С учетом всех приведенных выше сведений легко прийти к выводу, что функции официальных органов в налоговой сфере выражаются в большом числе предоставляемых ими преференций. Но некоторые не работают из-за ограничителей, существующих в российских реалиях, что приводит к тому, что для предприятий применение налоговых преференций является менее выгодным, чем деятельность безо всяких преференций. Дополнительной, редко упоминаемой льготой считается освобождение от плановых проверок.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *