В конце прошлого года заработали поправки о расширении сферы действия Российского международного реестра судов (РМРС) (Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 30.04.1999 N 81-ФЗ “Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации” (далее – Закон N 81-ФЗ)). Если раньше в нем регистрировались лишь суда, используемые для международных перевозок, то теперь в РМРС можно регистрировать суда, используемые в каботаже (перевозках между портами РФ (Пункт 1 ст. 4 Закона N 81-ФЗ)), и любые суда, построенные на российских судоверфях после 1 января 2010 г. (морские, речные суда и суда смешанного плавания (река – море)).
Регистрация судна в РМРС дает судовладельцам право на налоговые и другие льготы. А с этого года таких льгот стало больше (Статьи 3, 5, 9, п. п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ). Причем не только для судовладельцев, но и для судостроителей. Вот самые значимые из них.
(!) По НДС:
– введена нулевая ставка налога для российских судовладельцев в отношении услуг экспортно-импортных перевозок товаров по договору аренды судна с экипажем (тайм-чартеру (Статья 198 Закона N 81-ФЗ)) (Подпункт 12 п. 1 ст. 164 НК РФ). То есть по ставке 0% облагается стоимость аренды судна. Тем самым российские судовладельцы поставлены в равное положение с иностранными судовладельцами. Ведь иностранцы плательщиками НДС не являются, а российским перевозчикам приходилось платить налог, когда пункт отправления или назначения их рейса находился на территории РФ;
– нулевая ставка налога, применяемая судостроителями при передаче судна заказчику, теперь не привязана к последующему 10-летнему сроку пребывания судна в РМРС (Пункт 6 ст. 161, пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для льготной ставки осталось лишь одно условие – судно должно быть зарегистрировано заказчиком в РМРС в течение 45 дней с момента его получения. Раньше же в случае исключения судна из РМРС до истечения 10 лет с момента его регистрации заказчик (если судно было продано – новый собственник) признавался налоговым агентом и должен был исчислить со стоимости судна налог и удержать его с судостроителя;
– освобождены от налогообложения услуги по ремонту и обслуживанию судов смешанного плавания в период их стоянки в портах и услуги по классификации и освидетельствованию судов (Подпункт 23 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(!) При исчислении базы по налогу на прибыль судовладельцам не нужно учитывать доходы (Подпункты 33, 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– от реализации судов, зарегистрированных в РМРС;
– от эксплуатации судов (использования их для любых перевозок, в том числе между портами РФ, или сдачи их в аренду для этих целей), построенных на российских судоверфях после 1 января 2010 г. и зарегистрированных в РМРС.
Но при этом нельзя учесть и расходы, связанные с эксплуатацией или реализацией таких судов (Пункт 48.5 ст. 270 НК РФ). А еще суда, зарегистрированные в РМРС, отнесены к неамортизируемому имуществу (Пункт 3 ст. 256 НК РФ).
(!) Судостроители – резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении ОС (Пункт 22 ст. 381 НК РФ):
– используемых для строительства и ремонта судов – в течение 10 лет с момента регистрации в качестве резидента такой зоны;
– созданных или купленных для строительства и ремонта судов – в течение 10 лет с даты постановки этих ОС на учет.
Кроме того, такие судостроители на 10 лет со дня получения статуса резидента освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями производственного назначения, используемыми для строительства и ремонта судов (Пункт 11 ст. 395 НК РФ).
(!) Выплаты по трудовым договорам в пользу членов экипажа судов, зарегистрированных в РМРС, освобождены от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды до 2027 г. (Пункт 9 ч. 1, ч. 3.3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах. “). А НДФЛ такие выплаты облагаются теперь всегда по ставке 13%, даже если моряки находятся в заграничном плавании более 183 календарных дней в течение 12 месяцев (Подпункт 6.1 п. 1 ст. 208, п. 3 ст. 224 НК РФ).
Как видите, новые льготы повышают рентабельность российского судостроения и водных перевозок, а также снижают расходы судовладельцев на содержание экипажа.