Налоговые льготы: теоретические аспекты, преимущества и недостатки – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турянский Юрий Иванович

Проанализированы теоретические аспекты льготного налогообложения. В частности представлен анализ механизмов льгот по налогу на добавленную стоимость. Сделан вывод, что отечественная система льготного налогообложения является несовершенной, поскольку построена на принципе справедливого распределения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турянский Юрий Иванович

Система косвенного налогообложения в Украине и направления ее совершенствования с учетом европейской практики

Tax incentives: theory, advantages and disadvantages

In the article the author gives theoretical aspects of tax reliefs. In particular, the analysis of mechanisms benefits from value added tax . It is concluded that the domestic system of preferential taxation is imperfect because not based on the principle of equitable distribution.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы: теоретические аспекты, преимущества и недостатки»

Tax incentives: theory, advantages and disadvantages

8. Ткач И. И. Анализ структуры интеллектуального капитала предприятия/И. И. Ткач, А. Ю. Мазар-чук//Вестник Хмельницкого национального университета. Серия “Экономические науки”. – 2010. -№ 6. – Т. 4. – с. 336-339.

9. Цыганов В. В. Интеллектуальные предприятия/В. В. Цыганов, В. А. Бродин,, Г. Б. Шишкин. – М.: Университетская книга, – 2004.

Turiansky Yuriy Ivanovych, Lviv Academy of Commerce, PhD, Researcher of the Department of Economic Theory,

the Faculty of Economic E-mail: Ks770@inbox.ru

Tax incentives: theory, advantages and disadvantages

Abstract: In the article the author gives theoretical aspects of tax reliefs. In particular, the analysis of mechanisms benefits from value added tax. It is concluded that the domestic system of preferential taxation is imperfect because not based on the principle of equitable distribution.

Keywords: tax, VAT, tax benefits, budget, duties, privileges, foreign trade, WTO.

Турянский Юрий Иванович, Львовская коммерческая академия, к. э. н., соискатель кафедры экономической теории, экономический факультет E-mail: Ks770@inbox.ru

Налоговые льготы: теоретические аспекты, преимущества и недостатки

Аннотация: Проанализированы теоретические аспекты льготного налогообложения. В частности представлен анализ механизмов льгот по налогу на добавленную стоимость. Сделан вывод, что отечественная система льготного налогообложения является несовершенной, поскольку построена на принципе справедливого распределения.

Ключевые слова: налог, НДС, налоговые льготы, бюджет, пошлины, преференции, внешняя торговля, ВТО.

Налоговая политика любого государства, в том числе и Украины, это достаточно сложный и, к сожалению, не совершенный механизм, который имеет множество недостатков, которые нужно устранить для более эффективного функционирования всей системы. Одним из главных недостатков отечественной налоговой системы является нерациональное использование налоговых льгот, которые в условиях взвешенного применения должны способствовать развитию экономики и поддержанию устойчивого уровня экономического роста. Однако на сегодняшний день система налоговых льгот, которая действует в Украине нарушает принцип справедливости, вызывает неравномерную налоговую нагрузку и практически не стимулирует инновационную деятельность.

Обеспечивая полное или частичное освобождение от налогообложения, налоговые льготы играют

соответственно стимулирующее или сдерживающую роль. В случае с НДС (учитывая его ценообразующую функцию) льготное налогообложение вообще нежелательным. Однако, фискальный прагматизм при определенных обстоятельствах должен уступать экономическим интересам и общественным приоритетам, что и обосновывает необходимость предоставления отдельных разновидностей льгот по НДС. Во-первых, существует ряд операций, которые по своему экономическому содержанию или не могут выступать объектом налогообложения (отсутствуют условия для взимания налога, прежде всего операция не подтверждается фактом передачи права собственности) или их налогообложения и технически сложным, поскольку не поддается учету налоговая база — финансовые, кредитные, инвестиционные, срочные, валютные операции, операции с ценными бумагами,

Section 14. Economics and management

предоставление государственных платных услуг, деятельность социальной сферы и неприбыльных учреждений. Во-вторых, необходимо все же учитывать наиболее социально важные товары и услуги, удешевляя их стоимость (продукты питания, лекарства и расходы медицинского назначения, покупка и наем жилья, товары детского ассортимента и т. д.). В-третьих, время от времени в общественных интересах становится выгодным стимулировать определенный вид деятельности, например, экспортные операции, продажа сельскохозяйственной продукции. Достичь этого проще всего за счет установления нулевой ставки, поскольку это не требует соответствующих изменений в механизме, взимания и администрирования налога.

Масштабность налогово-перераспределительной природы НДС не ограничивается начислением налога, а продолжает свое действие на следующих этапах налогового администрирования. Ни один другой налог не имеет столь сложной схемы влияния на финансово-хозяйственную деятельность плательщиков в процессе выполнения налоговых обязательств как НДС. Все это обусловлено использованием метода «налогового кредита» при определении чистой суммы налога. Обычно в условиях здоровой рыночной конкуренции такая сумма имеет положительное значение поскольку отражает основной принцип бизнес психологии — достижение максимального эффекта при минимальных затратах финансовых ресурсов. Напротив, в условиях экономического кризиса и спада производства, а также постстагнационный период нередко наблюдается обратное явление — денежные накопления не превышают объемов закупок, что в совокупности с льготным налогообложением отдельных операций существенно увеличивает дебетовое сальдо налога. Как следствие, подлежащая уплате бюджет сумма НДС приобретает отрицательного результата и по «сальдовому» правилу подлежит возмещению из бюджета.

В законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. с последующими изменениями и дополнениями было определено достаточно сложную процедуру возмещения НДС, нередко осложняя дополнительными налоговыми проверками экономических контрагентов, связанных между собой снабженческо-сбытовой цепочкой. Однако действующий Налоговый кодекс, который был принят в 2010 г., не только частично упростил процедуру бюджетного возмещения, но и предусмотрел возможность автоматического возмещения НДС в условиях соответствия определенным критериям.

С одной стороны, затягивание сроков возврата изъятых из хозяйственного оборота средств в виде невозмещенного налогового кредита негативно сказывается на финансовом состоянии плательщика. С другой — государство, заинтересованное в использовании бюджетных поступлений, стремится не допустить необоснованного возврата налоговых сумм путем внедрения всеобъемлющей подконтрольности и подотчетности субъектов предпринимательской деятельности.

По мнению некоторых специалистов [1; 2; 3] выходом из сложившейся ситуации может стать введение отдельных счетов для учета поступлений по НДС. Разработчики теории НДС-счетов называют ряд ее преимуществ:

1) обеспечение равных условий хозяйствования для всех субъектов предпринимательской деятельности;

2) улучшение администрирования НДС;

3) увеличение поступления в бюджет;

4) ликвидация субъективного подхода при возмещении НДС;

5) создание условий для снижения налоговой нагрузки и сокращения сроков возмещения НДС из бюджета;

6) введение механизма автоматического возмещения НДС;

7) увеличение гарантий поступления средств в бюджет (если средства на спец счете есть — они в установлении сроки будут перечислены в бюджет);

8) относительно дешевая и технически простая схема введения счетов [3, 349].

На наш взгляд, идеализировать схему НДС — счетов не следует, поскольку она влечет за собой неоднозначные субъективно-организационные, финансовые, правовые последствия. Поэтому речь может вестись лишь о временном введении спец счетов с целью решения тактических фискальных задач в условиях экономической нестабильности и спада производства. В пользу данного тезиса свидетельствует и мировой опыт — идея НДС счетов практически была реализована в 1999 г. в Болгарии вследствие ухудшения экономического состояния субъектов предпринимательства, вызванного негативными изменениями в системе налогообложения.

В процессе возмещения НДС приоритет необходимо предоставлять плательщикам, поскольку именно от них будет зависеть в будущем финансовая база государства. Допуская определенные административно-фискальные меры государственных налоговых

Tax incentives: theory, advantages and disadvantages

органов по управлению налоговыми платежами, целесообразно обеспечить дополнительные мотивационные факторы при возвращении налогов их непосредственным плательщикам. В частности, в части возврата налогового кредита по НДС целесообразно предусмотреть следующие финансовые схемы:

1) возврат суммы переплаты на основании письменного заявления плательщика по результатам отчетного налогового периода;

2) зачисление отрицательной разницы подлежащего уплате налога на счет платежей в следующих периодах по желанию плательщика;

3) выдачу на сумму переплаты по требованию плательщика казначейского чека, при необходимости можно предъявить к погашению в соответствующую финансово-кредитное учреждение [1].

Налоговые льготы применяются не только при налогообложении резидентов и операций на территории государства, но и применяются во внешнеэкономической деятельности. Система таможенного налогообложения должна обеспечивать всестороннее развитие международного сотрудничества на взаимовыгодных условиях, а пошлина, как носитель фиска и финансовый инструмент, должен стать эффективным и действенным инструментом защиты национальных интересов. Основными бюджетоформирующими составляющими пошлины как налога на внешнеэкономическую деятельность являются следующие:

1. Величина и диапазон дифференциации таможенных ставок.

3. Система таможенных преференций.

4. Внутренне-организационные факторы осуществления таможенных процедур, прежде эффективного таможенного контроля.

Вступив в ВТО, Украина стала на путь дальнейшей либерализации Таможенного тарифа сопровождается снижением ставок налогообложения. Последнее, в свою очередь, должно компенсироваться отменой ряда таможенных льгот и расширением базы для начисления налога. Указанные меры в комплексе с совершенствованием организации таможенного контроля в ближайшей перспективе выступать основными резервами роста поступлений пошлины в бюджет. Реализация регулирующего потенциала пошлины определяется особенностями развития национальной экономики, ее структурной моделью. Последняя оказывает непосредственное влияние на товарную структуру экспорта-импорта. На сегодня, как показали проведенные исследования, такая

структура является нерациональной, что обусловлено следующими обстоятельствами:

1) преобладание в структуре отечественного экспорта сырьевых ресурсов;

2) существенная зависимость основных экспортно-ориентированных отраслей (металлургическая и химическая промышленность) от конъюнктуры внешних рынков;

3) рост зависимости Украины от объемов импорта значительного перечня продукции энергоносителей, сырья, оборудования и устройств.

Итак, товарная структура внешней торговли Украины требует соответствующего совершенствования в направлении переориентации экспорта на более высокотехнологичные товары при одновременном уменьшении сырьевой части экспорта и части импорта энергоносителей. Время реализация экспортного потенциала Украины определяется также территориальной структурой международной торговли. Приоритетным в условиях Мирового финансового глобализации становится развитие экономических отношений со странами дальнего зарубежья. На сегодня проблема таможенно-тарифных льгот остается сложной. С одной стороны, возникают потребности приоритетного освобождения той или иной товарной группы от таможенного налогообложения в контексте реализации государственных программ, направленных на насыщение товарного рынка необходимым ассортиментом продукции и услуг. С другой, членство в ВТО, а также сравнительно незначительная фискальная отдача налога, утверждают, проведены выше расчеты, свидетельствуют в пользу минимизации таможенных льгот, прежде всего тарифного характера.

С учетом указанных факторов сфера таможеннотарифного льготного налогообложения должна распространяться на следующие внешнеэкономические операции:

– Незначительные объемы экспорта или импорта путем установления необлагаемого минимума;

– Перемещение через таможенную границу лиц с особым статусом или специальных предметов;

– Международные торговые операции, вывоз капитала, инвестиции и т. д., механизм осуществления которых определяется особенностями таможенного режима;

– Заключения договоров создания международных интеграционных объединений;

– Обмен результатами деятельности национальных хозяйств, которые находятся в непосредственной зависимости от географически-климатических

Section 14. Economics and management

условий или обусловленные недостаточным экономическим развитием, существенно увеличивает потребность в товарах «критического импорта».

Система льгот в отечественной налоговой системе довольно несовершенна, в частности она строится по ложному принципу — размер средств, остающихся в распоряжении предприятия в результате использования льготы, не зависит от результатов его деятельности. Что касается возмещения НДС как одного из разновидности льгот отметим, что допуская определенные административно-фискальные меры государственных налоговых органов по управлению налоговыми платежами, целесообразно обеспечить дополнительные мотивационные факторы при возвращении налогов их непосредственным плательщикам.

Основательная оценка льготных режимов налогообложения в сфере международной торговли и внешних операций на предмет их целесообразности как учитывая внутренние фискально-экономические, так и на внешне интеграционные факторы позволяет провести их определенную систематизацию в направлении отмены необоснованных таможенных преференций и унификации действующих льгот. В результате это станет толчком к повышению фискальной роли пошлины, а также в значительной мере позволит решить определенные экономические проблемы вследствие повышения эффективности применения пошлины как инструмента регулирования внешней торговли.

1. Грицюк А. Г. Перспективы предупреждения злоупотреблений по НДС введением специальных счетов/А. Г. Грицюк//Форум права. – 2011. – № 3. – C. 178-185. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/e-joumals/FP/2011-3/11gagzcr.pdf.

2. Захар М. НДС-счета. Что это такое и как с ними бороться/М. Захар//Дебет-Кредит. – 2004. – № 13. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dtkt.com.ua/show/1cid0647.html.

3. Налогообложение: теории, проблемы, решения/[В. П. Вишневский, А. С. Веткин, Е. Н. Вишневская и др.]; под общ. ред. В. П. Вишневского. – Донецк: ДонНТу ИЭПНАН Украины, – 2006. – 504 с.

4. Налоговый кодекс Украины: от 02.12.2010 г. № 2755-VI (Текущая редакция от 11.10.2011 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2755-17.

Tsyganov Sergiy Andreevich, Taras Shevchenko National University of Kyiv, Dr. of Economics, Professor, Institute of International Relations

E-mail: s_tsyganov@ukr.net lanshyna Anna Nikolaevna, Kyiv University of Market Relations, PhD in Economics, Docent, Chair of Economics, Entrepreneurship and Marketing E-mail: anna.ianshyna@gmail.com

Global challenges of sustainable urban development

Abstract: The article examines scientific approaches to the peculiarities of sustainable development concept implementation in cities. The global challenges of sustainable urbanism are revealed and analyzed.

Keywords: sustainable development, urbanization, environment.

Dire consequences of the economic development environmental component degradation as a result of the impetuous urbanization have recently revealed the urgent necessity of exploring urbanization benefits’ maximization mechanisms and its negative effects’ minimization methods. Taking into account the fact that 54 % of the world’s population residing in urban areas in 2014

(moreover, this indicator is expected to increase in future) [1, 1], one should note that the only reasonable pathway for the humanity is the full-scale sustainable development (SD) concept implementation at the municipal, national and international levels to strike the balance between economic and environmental dimensions of the world economy.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *