Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

В статье рассмотрены налоговые льготы как инструмент повышения инвестиционной привлекательности регионов. Проведен анализ регионального законодательства в области налоговых льгот , сделан обзор практики их применения. Представлены рекомендации по совершенствованию применения налоговых льгот на региональном уровне и внедрению системы оценки их эффективности .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Домбровский Е.А.

Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне

Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне

Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности»

налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности

аспирант кафедры финансов E-mail: e-dombrovsky@yandex.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассмотрены налоговые льготы как инструмент повышения инвестиционной привлекательности регионов. Проведен анализ регионального законодательства в области налоговых льгот, сделан обзор практики их применения. Представлены рекомендации по совершенствованию применения налоговых льгот на региональном уровне и внедрению системы оценки их эффективности.

Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиционная привлекательность, эффективность.

Налоговые доходы занимают центральное место в общем объеме доходов бюджета. В среднем по России они составляют 64 % в совокупном объеме доходов региональных бюджетов.

Региональные бюджеты обладают достаточно ограниченными возможностями мобилизации дополнительных налоговых доходов. Количество региональных налогов, зафиксированных на федеральном уровне, невелико. Их всего три:

— налог на имущество организаций;

При этом субъекты Федерации не могут вводить дополнительные налоги. Стоит отметить, что во многих странах существует разветвленная сеть региональных (в федеративных государствах) и

местных налогов. Их доля в доходах местных бюджетах составляет от 30 % во Франции и Японии до 70 % в США.

В России по региональным налогам полномочия властей субъектов ограничиваются установлением ставок налога в установленных пределах, порядка и сроков уплаты налогов и определением налоговых льгот и оснований их применения. Региональные налоги выполняют не только фискальную, но и выраженную регулирующую функцию.

Введение налоговых льгот — один из факторов, оказывающих существенное влияние на инвестиционную привлекательность территории. По результатам исследования, проведенного Всемирным банком (World Bank), составлен рейтинг стран по показателю создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Россия в данном рейтинге заняла 120-е место, уступив таким странам как Киргизия (42-е место), Монголия (62-е место), Пакистан (86-е место), Йемен (100-е место). Для привлечения средств в регионы необходим комплекс мер, в том числе налогового характера.

В свою очередь на протяжении 14 лет журнал «Эксперт» публикует инвестиционный рейтинг регионов России. Инвестиционный климат формируется за счет двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционный потенциал

и инвестиционный риск. В 2009 г. самой привлекательной для инвестирования стала Липецкая обл., получившая рейтинг ЗА (низкий потенциал — минимальный риск). Рейтинг 1В (высокий потенциал — умеренный риск) получили г. Москва, Московская обл., г. Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская обл. На следующей ступени оказалось большое количество регионов, среди которых: Белгородская обл., Республика Татарстан, Пермский край, Иркутская обл.

Одной из неотъемлемых составляющих рейтинга являются региональные нормативно-правовые акты, направленные на налоговые послабления для инвесторов и развитие инвестиций в регионе. Так, в регионах, находящихся на первых местах в списке самых привлекательных для инвестиций, установлены налоговые льготы для поддержки инвесторов.

Анализируя динамику инвестиционного рейтинга, следует выделить регионы, которые добились наибольшего прогресса: Алтайский край, Удмуртская Республика, Новгородская, Пензенская, Ленинградская и Московская обл. Рассмотрение нормативно-правовых актов, способствующих привлечению инвестиций в регионы и наполнению региональных бюджетов вышеназванных субъектов, позволило определить ряд финансовых инструментов, которые могли бы стать хорошим примером для всей России по влиянию регулирующих факторов на структуру доходов бюджета. Основными из них являются:

— субсидирование налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет;

— изменение срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов;

— списание участникам инвестиционной деятельности безнадежных долгов по налогам и сборам;

— льгота по налогу на прибыль организаций;

— льгота по налогу на имущество организаций;

— субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и лизингу в размере части действующей ставки рефинансирования Банка России;

— создание на территории субъекта РФ зон экономического благоприятствования;

— снижение стоимости аренды земельных участков;

— продление льготного режима с применением пониженных ставок;

— снижение ставок при применении налогоплательщиком специальных налоговых режимов;

— освобождение от налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций на время окупаемости инвестиционного проекта.

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности (в частности региональные налоговые льготы) в данном случае занимает центральное место.

Однако помимо прямых налоговых льгот большое внимание на региональном и местном уровне уделяется косвенным налоговым льготам, таким как инвестиционно привлекательные ставки земельного налога. Зачастую информация по данным мерам не попадает в официальную статистику, но является не менее, а иногда и более важной для потенциальных инвесторов. По результатам проведенных исследований можно увидеть реальный эффект от налоговых льгот, который выражается не только в привлечении средств на территорию, но и в перспективном наполнении бюджета.

Льготы, предусмотренные региональным законодательством, способствуют привлечению инвестиций. Динамика инвестиций в рассматриваемые регионы представлена в табл. 1.

Лидерами по объему инвестиций являются Московская и Ленинградская обл., где сосредоточены большие производственные мощности, высокая плотность населения. Внутри данных областей находятся наиболее развитые субъекты России — Москва и Санкт-Петербург. Тем не менее положительная динамика была присуща и не самым привлекательным для инвестиций регионам. По сравнению с 2000 г. наблюдается большой стабильный рост привлекаемых средств. Например, инвестиции в Алтайский край увеличились более чем в 8 раз, в Пензенскую область — почти в 14 раз.

Объем инвестиций в регионах России в 2000—2008 гг., млрд руб.

Субъект РФ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Алтайский край 6 731 8 420 10 213 13 365 15 306 21 344 29 285 42 643 55 651

Удмуртская Республика 9 904 13 603 11 477 13 068 15 540 26 876 34 312 44 565 49 878

Новгородская обл. 4 767 7 956 5 008 8 976 8 795 13 996 18 954 23 919 32 719

Пензенская обл. 3 956 6 107 6 820 8 619 11 166 15 689 25 459 44 023 55 230

Ленинградская обл. 19 241 32 273 28 212 49 704 68 561 82 859 127 209 126 296 161 274

Московская обл. 50 729 52 701 71 787 105 176 154 969 181 260 236 931 401 143 445 006

Помимо анализа динамики инвестиций в регионах важным является соотношение объема налоговых льгот и объема инвестиций в конкретном случае.

В табл. 2 представлены данные по объему инвестиций в Краснодарском крае в 2005—2009 гг.

Для выявления взаимосвязи инвестиционной активности с налоговой политикой в регионе в табл. 3 отражена динамика налоговых льгот, предоставленных в Краснодарском крае.

Основными налоговыми льготами стали льготы по налогу на имущество и на прибыль организаций. За указанный период объем инвестиций намного превысил объем предоставленных льгот, что говорит о большом эффекте и значении принимаемых мер.

Большое значение для социально-экономического развития территорий имеют инвестиционные проекты и условия их реализации на муниципальном уровне. В табл. 4 приведены суммы предоставленных налоговых льгот на уровне муниципального образования г. Краснодар.

Рост объема косвенных налоговых льгот, предоставленных инвесторам в г. Краснодаре, привел к реализации крупных проектов, росту налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в местный и краевой бюджеты. Сводные итоговые данные по крупным инвестиционным проектам, реализован-

Объем инвестиций в Краснодарском крае в 2005-2009 гг., млн руб.

Год Инвестиции в основной капитал

Всего Иностранные инвестиции

ным в 2007—2009 гг. в г. Краснодаре, представлены в табл. 5.

Как показывает анализ данных табл. 5, в результате предоставления налоговых льгот краевой и местный бюджеты не только восполняют утраты в связи с большим притоком денежных средств, но и выигрывают от общего социально-экономического развития территории.

Стоит отметить, что в Краснодаре для сохранения благоприятного инвестиционного климата активно используется такой финансовый инструмент, как неповышение ставок земельного налога по сравнению с другими муниципальными образованиями в Краснодарском крае. Размер данной ставки влияет на величину выкупной стоимости земли. Относительно невысокая стоимость благоприятно воспринимается инвесторами.

Налоговые льготы, предоставленные администрацией Краснодарского края в 2005-2009 гг., млн руб.

Вид налоговых льгот Объем налоговых льгот

2005 2006 2007 2008 2009 Всего

Прямые налоговые льготы Налог на имущество организаций

29,1 68,7 88,1 61,7 305,7 553,3

Налог на прибыль организаций

налоговые льготы, предоставленные администрацией муниципального образования город Краснодар в 2005-2009 гг., млн руб.

Вид налоговых льгот Объем налоговых льгот

2005 2006 2007 2008 2009 Всего

Прямые налоговые льготы Земельный налог

Косвенные налоговые льготы 17,3 19,5 23,1 46,8 62,0 168,7

Социально-экономические показатели инвестиционных проектов в г. Краснодаре в 2007-2009 гг., млн руб.

Год Стоимость проектов Объем налоговых поступлений в год Число созданных рабочих мест, чел. Годовой фонд заработной платы

Всего В местный бюджет В краевой бюджет

2007 2 352,278 168,267 131,627 36,64 2 723 433,286

2008 6 510,015 184,245 142,375 41,87 2 930 592,72

2009 11 100,841 634,071 479,725 153,639 2 501 540,684

Всего. 19 963,134 986,583 753,727 232,149 8154 1566,69

Оценка эффективности налоговых льгот представляет собой более сложный процесс, чем расчет выпадающих доходов и объем высвобожденных средств, направленных на инвестиции. Более чем в 60 % субъектов РФ приняты нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проводится оценка эффективности предоставленных льгот. Установка соответствующего порядка свидетельствует о высоком качестве организации бюджетного процесса на региональном уровне.

Помимо оценки бюджетной эффективности, которая проявляется в соотношении выпадающих доходов и дополнительно поступивших в результате действия налоговых льгот, существуют индикаторы социальной эффективности и социально-экономического развития территории.

В Омской обл. при расчете социальной и экономической эффективности принимается динамика по следующим показателям:

— выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

— себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

— фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава;

— численность работников списочного состава и внешних совместителей;

— среднемесячная заработная плата работников списочного состава и внешних совместителей.

По всем показателям за исключением себестоимости положительная динамика каждого отдельного показателя оценивается баллом 1, отрицательная динамика — баллом 0. По показателю себестоимости положительная динамика оценивается баллом 0, отрицательная — баллом 1.

Коэффициент социальной и экономической эффективности предоставленных налоговых льгот категории налогоплательщиков рассчитывается по формуле:

где Кэ — коэффициент социальной и экономической эффективности;

Кр — сумма положительных баллов;

Ко — общее количество показателей.

Налоговые льготы имеют положительную социальную и экономическую эффективность, если значение коэффициента социальной и экономической эффективности предоставленных категории

налогоплательщиков налоговых льгот превышает 0,8 (Кэ > 0,8).

Оценка бюджетной эффективности осуществляется на основании расчета, в котором определяется предполагаемый эффект для областного бюджета, выражающийся в увеличении поступлений налоговых платежей по сравнению с величиной выпадающих доходов бюджета Омской обл., обусловленных предоставлением налоговых льгот.

В Астраханской обл. разработана собственная методика оценки предоставляемых налоговых льгот, которая утверждена постановлением правительства Астраханской области.

Для оценки экономической, бюджетной и (или) социальной эффективности предоставления региональных налоговых льгот используются такие критерии, как финансово-экономическое оздоровление предприятий отдельных производственных отраслей, обеспечивающее стабилизацию и расширение налогооблагаемой базы, а также социальная направленность льготы.

Оценка критерия осуществляется на основании сравнения временных потерь областного бюджета (Кот) за год, когда льгота вступает в действие, с предполагаемым фактическим эффектом от предоставления налоговой льготы (увеличение объема производства, рост средней заработной платы, увеличение численности работающих).

При предоставлении льготы при внедрении инвестиционных проектов потери областного бюджета рассчитываются за период действия льготы (расчетный срок окупаемости инвестиций). Прирост налоговых поступлений определяется как разница между объемом платежей в областной бюджет за год после окончания срока окупаемости инвестиций и за год, предшествующий году начала реализации инвестиционного проекта.

При предоставлении льготы, направленной на обеспечение занятости, сохранение и увеличение количества рабочих мест, рост среднемесячной заработной платы, оценка критерия К3 (коэффициент занятости) осуществляется на основании сравнения потерь областного бюджета от предоставления льготы (Кот) с приростом поступлений по налогу на доходы физических лиц (^НдФЛ). Снижение поступлений по налогу, по которому предоставляется льгота (Д V = Уп — Ук-1), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не должно быть больше суммы потерь в результате предоставления льготы. Коэффициент занятости определяется по формуле:

Проведенный анализ позволил выявить положительные моменты использования налоговых льгот, а также раскрыть региональный опыт их оценки. На основании проделанной работы предлагаются пути совершенствования по следующим направлениям.

1. Широкое использование региональных возможностей для привлечения инвесторов в области полномочий по налогам и налогообложению.

Снижение налоговой нагрузки на региональном уровне, активное использование всевозможных региональных льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество и др.) служат важным фактором для инвесторов при выборе объекта инвестирования. Снижение доходов в «льготный период» окупается впоследствии вложениями от инвестиций. Грамотная политика по созданию комплексной благоприятной ситуации может способствовать прорыву в данной сфере, как это произошло в Пензенской обл.

2. Более активное применение регулирующих возможностей налоговых льгот.

Подобные льготы менее распространены, их сложнее оценить, но тем не менее они оказывают важное влияние на настроения потенциальных инвесторов и дальнейшее социально-экономическое развитие. Так, сохранение уровня ставок по земельному налогу в муниципальном образовании город Краснодар являлось одним из решающих факторов для выбора Краснодара наиболее привлекательным для инвестирования. Данная льгота не только уменьшает налоговую нагрузку на компанию и экономику региона, но и снижает стоимость выкупа земли, которая зависит от ставок земельного налога.

3. Принятие на региональном уровне нормативных правовых актов, устанавливающих методики оценки предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.

Каждое принимаемое решение должно проходить три этапа контроля:

На предварительном этапе льгота должна пройти процесс моделирования и прогнозирования возможных последствий. На текущем этапе процесс контроля должен сопровождаться получением сведений о количестве лиц, воспользовавшихся данной льготой, а также объемах выпадающих доходов.

Последующий контроль выражается в оценке эффективности принятых властями мер: бюджетной, социальной и экономической. Собранная информация будет способствовать либо пролонгации льготы, либо ее отмене как неэффективной.

4. Использование широкого опыта передовых субъектов РФ по оценке эффективности налоговых льгот.

Показателями разрабатываемой методики могут быть:

— коэффициент социальной и экономической эффективности (используется в Омской обл.);

— коэффициент бюджетной эффективности (применяется в Омской и Ярославской обл.);

— прирост налоговых поступлений, который определяется как разница между объемом платежей в областной бюджет за год после окончания срока окупаемости инвестиций и за год, предшествующий году начала реализации инвестиционного проекта (используется в Астраханской обл.).

Кроме данных регионов и рассмотренных показателей существует огромное количество методик, а также большой накопленный опыт в этом направлении, который может быть использован в рамках проведения семинаров, рабочих встреч сообщества финансистов России, а также рабочих групп по данным направлениям.

5. Стимулирование на федеральном уровне более активного внедрения регулирующих возможностей налогов, а также их оценки.

В Министерстве финансов РФ готовится приказ об оценке качества организации бюджетного процесса в субъектах РФ. Помимо этого на уровне Министерства финансов РФ или Федеральной налоговой службы (ФНС) могли бы быть разработаны методики по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и рекомендации по внедрению соответствующих методик на региональном уровне. Создание единой методики в связи с неоднородностью и большим экономическим и социально-культурным разнообразием на территории России, скорее всего, нецелесообразно. В связи с этим рекомендации ФНС или Минфина России способны стать оптимальным вариантом.

Комплекс предлагаемых мер будет способствовать решению целого ряда задач:

—повышению качества организации бюджетного процесса в субъектах РФ;

— созданию методики оценки принимаемых региональными властями мер, а также прогнозированию результатов внедрения предполагаемых проектов;

– повышению инвестиционной привлекательности территории и привлечению средств различных инвесторов;

– увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также улучшению социально-экономического положения подконтрольной территории.

Россия – страна неоднородная не только по уровням дохода, составу населения или природно-климатическим условиям и полезным ископаемым. Большая дифференциация в субъектах существует и по степени организации бюджетного процесса в регионах. Комплекс предлагаемых мер может быть не только первым шагом в повышении уровня управления региональными финансами, но и толчком к росту налогооблагаемой базы, появлению дополнительных ресурсов у властей для реализации намеченной бюджетной политики. Кроме того, создание новых рабочих мест, рост зарплат, увеличение инвестиций в основной капитал дадут большой мультипликативный эффект в дальнейшем развитии территорий и обеспечат стабильный рост доходов бюджета.

1. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов / под общей ред. А. Л. Кудрина, В. Д. Дзгоева. Владикавказ: Пионер-Пресс. 2001. 480 с.

2. Ливеровский А. А., Худяков А И., Бродский М. А., Антонов В. Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации: учеб. пособие. СПб. 2003.

3. Об инвестиционной деятельности в Новгородской области: закон Новгородской области от 11.06.1998 № 29-ОЗ.

4. Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае: закон Алтайского края от 09.12.1999 № 61-ЗС.

5. Об инвестициях в Пензенской области: закон Пензенской области от 19.07.2000 № 217-ЗПО.

6. О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области: закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-0З.

7. О льготном налогообложении в Московской области: закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-0З.

8. О порядке оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Астраханской области: постановление правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 229-П.

9. Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот: постановление правительства Омской области от 19.12.2007 № 173-п.

10. Поляк Г. Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. 2006.

11. Финансы в системе государственного и муниципального управления: учеб. пособие для вузов / под ред. Л. А. Батурина. М.: ИЦ МарТ. 2005.

12. URL: http://gtmarket. ru/files/research/Doing-Business-Rank-2010.html.

13. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/ 2009/.

14. URL: http://www. raexpert. ru/rankingtable/ ?table_folder=/region_climat/2009/tab5.

15. URL: http://www. udminvest. ru/welcome.

16. URL: http://www.spbgid.ru/index.php?news= 89074.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *