Гудков И.Н., юрисконсульт ООО “Фортекс” (г. Ростов-на-Дону).
В статье исследуются налоговые льготы как институт налогового права России. Автором выделяются особенности, присущие налоговым льготам на современном этапе развития налогового законодательства, а также рассматриваются проблемы и пути совершенствования их использования.
Переход к экономическим методам управления, последовательная демократизация общественной жизни выдвигают на первый план правовые поощрения как наиболее эффективные юридические средства, которые в состоянии способствовать наиболее результативному решению социально значимых задач общественного развития, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений.
Одним из правовых институтов подотрасли налогового права является институт налоговых льгот, существование которого в настоящее время представляется весьма спорным. Налоговая льгота – это разновидность правовой льготы, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Поэтому предоставление налоговых льгот должно быть законодательно закреплено. По мнению Н.П. Кучерявенко, правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях: первый – налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей; второй – подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели .
Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 180.
Вопрос о налоговых льготах является актуальным, в связи с тем что в России проводится политика сокращения количества налогов.
На современном этапе реформирования российской налоговой системы налоговым льготам присущи следующие особенности.
Во-первых, налоговая льгота представляет собой разновидность правовой льготы и поэтому отвечает всем ее признакам.
Во-вторых, налоговая льгота – это определенные преимущества в отношении одних налогоплательщиков перед другими в конкретных сферах.
В-третьих, налоговая льгота является дополнительным элементом налогообложения (по сравнению с другими, закрепленными в ст. 17 НК РФ).
В-четвертых, налоговые льготы нуждаются в четком правовом закреплении.
В-пятых, налоговые льготы – это один из инструментов экономического и социального развития.
В-шестых, налоговые льготы представляют один из способов воздействия на налогоплательщика стимулирующей функции налогов.
Преимущество стимулирующих начал по сравнению с ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более гуманными и гибкими методами воздействия, юридическим выражением свободы личности, неизменным механизмом содействия самоуправляемому развитию.
В-седьмых, налоговые льготы являются одним из методов осуществления налоговой политики. И.И. Кучеров отмечает, что льготирование налогоплательщиков и плательщиков сборов является одним из важнейших методов осуществления налоговой политики .
Кучеров И.И. Налоговое право: Курс лекций. М., 2001. С. 120.
В-восьмых, существование налоговых льгот в государстве характеризует его как правовое.
В-девятых, сокращение налоговых льгот нарушает право граждан на их применение, так как налоговые льготы являются механизмом реализации основных прав налогоплательщиков.
В-десятых, налоговые льготы имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Для предотвращения злоупотреблений налоговыми льготами С.В. Жестков предлагает выработать условия реорганизации предприятий, например представлять в налоговые органы экономическое обоснование проекта реорганизации, продолжать обычную деятельность реорганизованного предприятия или сохранять его имущественную базу в течение определенного времени после реорганизации и др.
Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Таким образом, использование налогоплательщиком льгот является его правом, т.е. мерой возможного поведения. Налогоплательщику предстоит самостоятельно решать, пользоваться ему льготой или нет. К сожалению, практика показывает, что многие налогоплательщики именно из-за низкого уровня налоговой культуры (незнание налогового законодательства, нежелание явиться в налоговые органы, из-за отсутствия необходимых доказательств по льготе) субъективное право на получение льгот не используют.
Использование преимущественно льгот, а не субсидий можно объяснить и экономическими причинами – экономятся средства на обслуживание, т.е. такой способ “самофинансирования” экономнее. Государству остается лишь установить надежный контроль за правомерным использованием льготы.
Важным направлением проводимых преобразований в области налоговых отношений является унификация и частичная отмена предоставляемых налогоплательщикам льгот, к которым можно отнести отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, а также налоговые льготы, направленные на создание экономических условий для развития предпринимательства, роста экономики и увеличения на этой основе доходной базы бюджетов всех уровней.
В целом же налоговые льготы должны быть ориентированы на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект. Льготы как средство воздействия на определенных субъектов широко распространены и в мировой практике. Полную ликвидацию налоговых льгот вряд ли можно отнести к достижениям налоговой реформы. В ходе реформы налоговой системы России следует идти по пути сохранения и совершенствования наиболее важных и эффективных налоговых льгот.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
]]>