Налоговые льготы для образовательных учреждений

Налоговые льготы;

В соответствии с п.3 ст.40 Закона Российской Федерации “Об образовании” (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ с изменениями на 05.03.2004) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом согласно ст.46 Закона “Об образовании” к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В Законе “Об образовании” дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Статья 40 Закона “Об образовании” предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 – 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.

Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом “Об образовании”, не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе “Об образовании”, является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592@ “По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям” (с изм. и доп. от 21.10.2002).

По мнению налоговых органов, в Законе “Об образовании” речь идет о предоставлении образовательным учреждения налоговых льгот. В то же время согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом ст.2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе “Об образовании”, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе “Об образовании”, исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона “Об образовании”, освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.

Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона “Об образовании”, предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.

Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон “Об образовании” освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

Единый социальный налог

В соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Налог на добавленную стоимость

В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

При применении пп.14 п.2 ст.149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.

При оказании указанными некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями освобождение от уплаты налога не предоставляется.

Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п.4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями – некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные учреждения независимо от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату – на счет балансодержателя имущества (некоммерческого образовательного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями – некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок определения налоговой базы и уплаты налога в бюджет, указанный в п.3 ст.161 гл.21 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с пп.22 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Налог на имущество организаций

Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются:

организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.);

научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Кроме того, образовательные учреждения могут применять льготу по земельному налогу. Так, в соответствии с п.11 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю” от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

ЗАО “Аудиторская фирма “Уральский союз”

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *