Налоговая льгота как элемент налогообложения – 2021

Налоговые льготы;

История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений[1].

Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации ознаменовало собой очень важный этап развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. В ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России, на данном этапе можно выделить такие, как снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей; сокращение общего числа налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Налог — это часть денежных средств, принадлежащих физическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользу государства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той части собственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзя рассматривать как освобождение от уплаты налога[1].

Виды налоговых льгот

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

— на постоянной основе и на ограниченный срок;

— как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашенийнеоблагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом[2].Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) – п. 28 ст. 217 НК РФ

[3]

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

— лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

— общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов[9].

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон[10].

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

— вычет из налогового оклада (валового налога);

— отсрочка или рассрочка уплаты налога;

— возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

— зачёт ранее уплаченного налога;

— целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты[2].

Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении НДФЛ[4].

Вывод:В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Понятие, признаки налоговых льгот

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Белисова, А. В. Понятие, признаки налоговых льгот / А. В. Белисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1241-1243. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30582/ (дата обращения: 09.05.2020).

В статье анализируются разнообразные научные подходы к пониманию правовой природы налоговых льгот. Автор приходит к выводу о том, что льготы по налогам и сборам представляют собой правомерные исключения из общих правил налогообложения, строящиеся на основе принципа справедливости.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик.

В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования. Сформировалось несколько подходов к определению их сущности.

Представители теории государства и права советского периода времени рассматривали правовые льготы в основном как особую разновидность субъективных прав отдельных категорий населения [1, с. 198]; как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [2, с. 66].

Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного подходов.

Так, по мнению А. В. Малько правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» [3, с. 391].

С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей [4].

Мы считаем обратить внимание на то, что правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт. То есть с точки зрения функционального подхода правовые льготы можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих дополнительные субъективные права отдельных категорий субъектов российского права.

Правовые льготы весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные.

В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный или стимулирующий характер.

[1]

Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового, административного, иных отраслей права. Следовательно, налоговые льготы являются одной из разновидностей правовых льгот.

Многие ученые обращают внимание на то, что льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса лица. Они расширяют правовые возможности налогоплательщика, представляя собой правомерные исключения, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с демократическими процедурами правотворчества [5].

Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов [6].

Д. В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам для сокращения объема налоговых обязательств на правовой основе, создания благоприятного режима осуществления экономической деятельности [7].

С данной позицией принципиально не согласен Е. А. Еременко, считающий, что налоговые льготы по своей сути противоречат налогам, поскольку являются дополнительным источником финансирования определенных категорий налогоплательщиков [8].

Интересную точку зрения высказал Э. Цыганков. Оценивая правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, налоговые льготы ученый рассматривает через призму публичного договора. Отношения между налогоплательщиком и государством, по его мнению, строится на основе принципа инвестиции в обмен на налоговые преимущества [9, с.4].

Б. А. Назаренко отождествляет налоговые льготы и налоговую оптимизацию [10]. А. И. Бабкин оценивает как синонимы налоговые льготы и налоговые преференции [11]. С их позицией принципиально не согласен О. Ю. Горбачева. Она справедливо подчеркивает, то термин преференции является категорией таможенного права, он не используется наукой финансового права и законодателем [12].

Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации признает льготами по налогам и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [13].

В течение длительного периода времени налоговая льгота рассматривалась как элемент налогообложения, позволяющий налогоплательщику получить определенную экономическую выгоду.

Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

Мы разделяем позицию ряда ученых, которые рассматривают льготы как право на облегченное выполнение обязанностей или освобождение от них [16]. Таким образом, налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер. Сначала законодательно закрепляется налоговая обязанность, только затем может появиться у налогообязанного лица дополнительные преимущества, выражающиеся либо в уменьшении налогового бремени, либо в любом ином облегчении выполнения налоговой обязанности (например, в освобождении от подачи налоговых деклараций).

Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых периодов. Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу. Это обусловлено тем, что налоговая льгота — это часть юридической конструкции налога. В некоторых случаях отказ лица от использования налоговой льготы может создавать трудности для осуществления налогового контроля, нормального стабильного функционирования экономической и социальной сферы жизни общества. В частности, согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от использования данного права до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Выводы: налоговая льгота представляет собой право лица на освобождение от уплаты фискального платежа при соблюдении законодательно закрепленных условий либо право на облегченное исполнение данным лицом возложенной на него налоговой обязанности. Льгота носит вторичный, производный характер от налоговой обязанности. Она является составным элементом правового режима налогообложения, для которого характерно гармоничное сочетание интересов многих участников налоговых правоотношений.

Налоговая льгота обладает как общими признаками, свойственными всем разновидностям правовых льгот, так и специфическими, позволяющими выделять их в самостоятельную группу, а именно:

а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:

‒ одной из форм выражения принципа справедливости;

‒ составным элементом проявления действия регулирующей и стимулирующей функции налогов;

б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;

в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;

г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.

Налоговые преференции — это. Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

В чем суть налоговой льготы?

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *