Местный бюджет и налоговые льготы – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Т.В., Кузьмина Н.А.

Совершенствование государственного механизма налогового льготирования в системе финансового обеспечения национального проекта

Текст научной работы на тему «Местный бюджет и налоговые льготы»

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Т. В. КОНОВАЛОВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Мичуринского государственного аграрного университета

заместитель начальника отдела камеральных проверок инспекции ФНС России

по г. Мичуринску Тамбовской области

В настоящее время одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (областные бюджеты, бюджеты городов, поселков и т. п.).

Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Роль местных бюджетов возрастает в связи с передачей центром местным органам власти обязательств по решению ряда социальных проблем, которые влекут за собой рост расходов из местных бюджетов. А для этого необходимо развитие материально-финансовой базы.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одной из экономических основ местного самоуправления являются местные финансы. В соответствии с этим же законом формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Представительным органам местного самоуправления дано право самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог

на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Необходимо заметить, что в настоящее время субъекты РФ и муниципалитеты не заинтересованы в расширении налоговой базы, так как большая часть доходов поступает в вышестоящие бюджеты. В ближайшее время планируется коренным образом изменить систему имущественного налогообложения. Предполагается, что имущественные налоги станут серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания будут стимулировать эффективное использование имущества.

В целях стимулирования развития производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации и муниципалитетов на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов необходимадейственная инвестиционная политика, одной из составляющих которой является ряд факторов в области налогообложения. Региональные власти в налоговой политике должны уделять внимание разработке основных условий местного налогообложения, направленного на стимулирование инвестиционных процессов в регионе. К таким условиям, в частности, относятся следующие:

• льготы имеют не индивидуальный характер, а устанавливаются по группам предприятий, расположенных на территории района, города, края, исходя из классификации по видам деятельности или по отраслевому признаку;

• льготы должны быть только целевыми, т. е. с четко определенными условиями льготируемых сумм или требованиями к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности налогоплательщика (направление определенной части льготируемой суммы на развитие производства, ограничение цены на производимую продукцию, реализация ее в крае, выполнение краевых программ). Условия предоставления льготы конкретно формулируются и перечисляются в решении органа государственной

власти или местного самоуправления, предоставившего налоговую льготу. Более того, целевые льготы должны иметь срочный характер и предоставляться на период календарного года; проекты правовых актово предоставлении налоговых льгот рассматриваются только при наличии заключения главы соответствующей администрации и в обязательном порядке предусматривают внесение необходимых уточнений в соответствующий бюджет. В заключении должны содержаться обоснования необходимости льготы, размеры выпадающих доходов, целевое назначение и условия ее предоставления. До недавнего времени в условиях налогового подавления производства льготы предоставлялись зачастую отдельным предприятиям вне системы государственных приоритетов. Такие льготы были обусловлены не условиями хозяйствования конкретной отрасли, а силой лоббирования интересов отдельных налогоплательщиков. Региональные власти при предоставлении льгот не просчитывают экономического эффекта — получит ли в дальнейшем бюджет дополнительные доходы, позволяющие компенсировать предоставленные ранее налоговые льготы.

В формах отчетности, составляемых налоговыми органами, о льготах говорится как о «выпадающих доходах бюджета» либо учитываются недопоступившие налоги в связи с предоставлением льгот. Однако никто не затруднил себя подсчетом бюджетных выгод в связи с выполнением налоговой системой стимулирующей функции.

В табл. 1 представлены льготы, предоставляемые в Тамбовской области по налогам, частично или полностью зачисляемым в местные бюджеты.

Необходимо заметить, что доля налогов, зачисляемых в местные бюджеты, и соответственно доля льгот, предоставляемых по ним, постепенно снижается. Так, в 2005 г. в соответствии с внесенными в налоговое

Льготы по основным видам налогов по Тамб

законодательство изменениями, местные бюджеты лишатся поступлений 50% налога на имущество организаций. Кроме того, в связи с мерами по реформированию имущественного налогообложения и теоретическим укреплением в связи с этим налоговой базы местных бюджетов с 1 января 2005 г произведен отказ от закрепления за местным уровнем ставки налога на прибыль организаций в размере 2%.

И, несмотря на снижение доходной части местных бюджетов, наличие налоговых льгот необходимо для повышения инвестиционной привлекательности регионов. Важно иметь конкретные данные о количестве предоставленных льгот и их направленности. Но учет льгот по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, в полном объеме практически невозможен.

Так, достаточно трудным является учет льгот по налогу на землю, так как организации-льготники, использующие льготы в соответствии с действующим законодательством РФ (детские сады, школы, вузы, учреждения здравоохранения, социального обслуживания, культуры, спорта и т. п.), даже не предоставляют расчетов по земельному налогу в Инспекции ФНС России.

По совместным данным Инспекций ФНС Рос-си и комитетов по земельным ресурсам, площадь земельного участка плательщиков-льготников, необлагаемая налогом, составляет около 1,6 млн м2 в среднем на один город численностью около 100 тыс. чел. При этом в денежном выражении сумма льгот увеличивается, но это связано с индексацией ставок земельного налога.

Однако, например, в г. Мичуринске Тамбовской области в 2003 г. сумма учтенного земельного налога, недопоступившего в бюджет, составила 27,3 млн руб., а в 2004 г. — 12,6 млн руб. Такое умень-

кой области в динамике за 1999 — 2003 годы

Виды налогов 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 1999, %

Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный все, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, %

Всего из них: 950,1 100 755,0 100 980.1 100 913,5 100 1 093,6 100 1 972.3 100 ЛЬ

Налог на прибыль предприятий и организаций 84,7 8,9 79,5 10,5 155,6 16.2 31,1 3,4 27,1 2,5 21,5 1,1 25,4

В том числе в местные бюджеты – ” 10,6 13 28,9 22 2,6 8 2,3 8 1.8 8 17

Налог на имущество предприятий и организаций 411,3 43,3 431,0 57,1 534,6 55,6 630,2 69.0 820,7 75,0 1 713,1 86,9 416,5

В том числе в местные бюджеты 205,6 50 215,5 50 267,3 50 315,1 50 41,0 50 856.6 50 416,6

Налог на землю 188,1 19,8 21,1 2,8 28,3 2,9 54,1 5,9 69,8 6.4 81,9 4.2 43,5

В том числе в местные бюджеты 94,0 50 10,5 50 14,2 50 27.1 50 34,9 50 40.9 50 43,5

Налог на имущество физических лиц Нет данных -//- Нет данных -//- 17,9 1,8 23,0 2,5 29,6 2,7 41,8 ‘ 2,1 233,5

В том числе в местные бюджеты Нет данных -II- Нет данных 17,9 100 23,0 100 29,6 100 41.8 100 233,5

шение суммы предоставленных льгот связано в первую очередь с переводом ряда категорий земель из собственности в аренду.

Налог на имущество физических лиц предполагает систему льгот, предоставленных на основе социальных критериев: инвалидность, достижение пенсионного возраста и т. п.

В табл. 2 отражены сведения о льготах, предоставленных по налогу на имущество физических лиц Тамбовской области в 1999 — 2004 гг.

Проведенный анализ показал, что около половины из общего числа плательщиков имеют право на получение льготы, и их численность колеблется. Наибольшее число льготников — это пенсионеры. Для подтверждения своего права на льготу они предъявляют в Инспекции ФНС России пенсионное удостоверение. Вторая по численности категория – это инвалиды I и II групп. Они также предъявляют соответствующее удостоверение инвалида.

Учет льгот по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, ведется без разбивки имущества на подаренное и унаследованное. Число льготников по данному налогу в Тамбовской области за 1999 — 2003 гг. представлено в табл. 3.

Состояние применения льгот по налогу на имущество

Можно заметить постепенное снижение удельного веса льготников в общем числе учтенных плательщиков налога (с 92 до 83 %) при одновременном увеличении общего количества льготников более чем в два раза.

Система льгот по всем видам налогов с граждан начинает действовать с того месяца, в котором гражданин получил право на льготу, и прекращает свое действие с месяца, следующего за месяцем прекращения права на льготу.

Одним из источников пополнения доходов местных бюджетов является налог на доходы физических лиц. Данный налог — регулирующий. Процент отчислений в местные бюджеты постоянно колеблется в пределах от 20 до 30%. В такой ситуации предусмотренная система льготирования и необлагаемых выплат по налогу на доходы физи-ческихлиц, являющаяся наиболее существенной из всей системы налоговых льгот для граждан, может показаться неблагоприятной для местного бюджета. Однако гл. 23 Налогового кодекса РФ направлена на решение такой проблемы как необходимость существенного снижения налогового давления на фонд оплаты труда, что позволит добиться легали-

зических лиц в Тамбовской области за 1999 — 2003 гг.

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 1999, %

Абсолютное значение Уд. »ее, % Абсолютное значение Уд. вес, % Абсолютное значение Уд. вес, % Абсолютное значение Уд. вес, % Абсолютное значение Уд. вес, % Абсолютное значение Уд. вес, %

Общее количество плательщиков, чел. 476 742 100,0 490 920 100,0 499 000 100,0 511 540 100,0 501 271 100,0 526 798 100, 110,5

Из них число льготников 245 928 51,6 307 450 62,6 274 000 54,9 267 843 52,4 261 700 52,2 262 765 49,9 106.8

Общая сумма оценки строений в собственности граждан, тыс. руб. 18 895 865 100,0 24 305 136 100,0 40 447 843 100,0 44 189 088 100,0 52 633 753 100,0 63 701 584 100 337,1

Мз нее сумма оценки строений, по которым не начислен налог 10 148 086 53,7 15 477 708 63,7 28 397 845 70,2 26 316 557 59,6 30 949 890 58,8 35218 55,3 347,0

Начисленная сумма налога, тыс. руб., 8256 100,0 9143 100,0 15 565 100,0 24 860 100,0 26 675 100,0 36 782 100 445,5

В том числе недопоступило налога по льготам, тыс. руб. Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных 17 860 114,7 23 044 92,7 29 584 110,9 41 807 113,7 234,1

Сведения о плательщиках и суммах налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения,

по Тамбовской области за 1999 — 2003 гг.

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2004 к 1999, %

Количество учтенных плательщиков, чел. 7 149 19 775 15 800 20 572 17 402 16 668 233

В том числе число льготников, 6 603 19 088 15 042 19 720 16 227 13 823 209

в % к общему количеству 92 97 95 96 93 83 –

Начисленная сумма налога, тыс. руб. 577 1 097 1 330 2 052 4 885 6 926 1 200

зации заработной платы и расширения за счет этого налоговой базы.

Система налоговых вычетов построена таким образом, что создает дополнительные льготы малооплачиваемым слоям населения. В первую очередь существует понятие необлагаемого минимума доходов. Налогообложению подлежат лишь те доходы налогоплательщика, которые превышают этот минимум. До 2001 г. необлагаемый минимум был кратен минимальному месячному размеру оплаты труда, а с 1 января 2001 г. установлен в твердой сумме. С введением в действие гл. 23 Налагового кодекса РФ эти вычеты получили наименование стандартных, представляющие собой вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода. Установление вычетов в твердой сумме выгодно для государства, так как не надо индексировать минимум с индексацией минимального размера оплаты труда, которая намечена в дальнейшем. А для налогоплательщика это свидетельствует о том, что необлагаемый минимум не будет обеспечивать социальной справедливости в условиях инфляции.

По налогу на доходы физических лиц помимо стандартных существуют социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Имущественные налоговые льготы — это вычеты при продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику на правах собственности, и по расходам при строительстве или покупке жилья. Достаточно важной является льгота, позволяющая гражданам вычитать из дохода суммы, направленные на строительство или покупку жилого дома, квартиры, дачи. Воспользоваться данной льготой можно лишь один раз в жизни. С 2001 г. порядок предоставления льготы упорядочен. Льгота предоставляется только при покупке на территории России жилого дома или квартиры (дачи, садовые домики исключены), в размере фактически произведенных расходов, но в твердой сумме – не более 1 млн руб. (с 2004 г., до 2004 г. — 600 тыс. руб.) и сумме, направленной на погашение процентов по ипотеч-

ному кредиту (суммы в погашение самого кредита приниматься не будут). Вычет предоставляется с даты регистрации права собственности на жилой объект и при предоставлении денежных документов, подтверждающих факт оплаты купленного жилья. Срок пользования данным вычетом не ограничен, но повторное пользование льготой не допускается. То есть, если налогоплательщик уже воспользовался льготой до 2001 г., он не имеет на нее права.

В табл. 4 представлены сведения о предоставленной льготе гражданам Тамбовской области в 2001 – 2004 гг.

Следует отметить, что все большее число физических лиц используют свое право на применение данной льготы. В 2004 г. по сравнению с 2001 г. (данные за предыдущие годы отсутствуют) их число увеличилось в три раза, а сумма льготы возросла в шесть раз, что связано с удорожанием жилья. Для обоснования льготы налогоплательщик должен предоставить в Инспекцию ФНС России документы, подтверждающие фактически произведенные затраты по строительству.

Также налоговым законодательством предусмотрено уменьшение дохода гражданина на суммы, перечисляемые им на благотворительные цели. С 2001 г. эта льгота именуется социальным налоговым вычетом и имеет ограничение — не более 25% от полученной суммы дохода. Вычет предоставляется, если средства перечисляются учреждениям культуры, образования, науки, (и др.), финансируемым из бюджета.

Глава 23 Налогового кодекса РФ ввела новые категории социальных вычетов: на оплату обучения в образовательных учреждениях (как для себя, так и для ребенка, но не более 38 тыс. руб. на каждого человека, а до 2004 г. — 25 тыс. руб.); на оплату услуг по лечению в медицинских учреждениях (не более 38 тыс. руб. (до 2004 г. — 25 тыс. руб.), а по утвержденному перечню дорогостоящих видов лечения — в размере фактически произведенных расходов) [7, с. 85; 4, с. 254]. Социальные вычеты предоставляются только при условии, что соответствующие образовательные или лечебные учреждения имеютлицензии. Вычет не действует в случае лечения за рубежом.

Состояние применения налоговых льгот на новое строительство по подоходному налогу (налогу на доходы)

по Тамбовской области за 2001-2003 гг.

Показатели 2001 2002 2003 2004 2004 к 2001, %

Количество физических лиц, использующих льготы на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, дачи, садового домика 1 592 2 643 3 46! 4 803 302

Сумма использованной льготы, тыс. руб., всего 59 596 130 496 195 046 375 НО 629

Можно заметить, что вычеты в значительной степени связаны с факторами социальной направленности: заслуги перед обществом, инвалидность, наличие иждивенцев, благотворительность и пр. И, несмотря на то, что бюджет недосчитывается значительных сумм налогов, такая система льготирования очень важна, так как льготное налогообложение граждан в первую очередь призвано обеспечить налоговые преимущества для определенных, нуждающихся в поддержке групп населения. Кроме того, имущественные вычеты способствуют увеличению строительства (приобретения) жилья в регионе. Так, в г. Мичуринске Тамбовской области в 2002 г. сумма имущественных вычетов при приобретении (строительстве) жилья составила 16,9 млн руб., а в 2003 г. данный показатель составил 31 млн руб. Результатом стало, пусть небольшое, но увеличение обеспеченности жильем на одного человека — с 16,1 м2 в 2002 г. до 16,3 м2 в 2003 г. [4]. Таким образом, очевидна социальная направленность этой льготы, хотя использовать ее могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Но здесь налицо и регулирующая функция. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрооборудование, способствует росту занятости, а следовательно, ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику.

Таким образом, разумное применение налоговых льгот даже при недостаточности доходной базы местных бюджетов благоприятно сказывается на экономическом развитии регионов.

Необходимо заметить, что в настоящее время основная роль региональных структур власти заключается в активизации инвестиционной деятельности в отраслях промышленности, а именно — тех ее частей, где накоплен наиболее ценный потенциал и имеются наилучшие перспективы создания конкурентоспособной продукции, а также стимулирование притока капитала в сферу материального производства.

Разумная политика налогового стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение гарантий рисков и другие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области, а также наличие необходимой инфраструктуры должны способствовать привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор региональной экономики. Опыт ряда регионов Российской Федерации показывает, что создание льготного режима организациям при ведении инвестиционной деятельности не только стимулирует

приток инвестиций в экономику, но и увеличивает налоговые поступления в бюджет.

Привлечение инвестиций требует новых подходов к менеджменту предприятий. Руководители организаций еще не овладели навыками современного менеджмента и маркетинга. В организациях не ведется работа по комплексному проектированию инвестиционной деятельности. Важным элементом такого проектирования должен стать мониторинг действующих льгот по налогам с одновременным анализом возможностей их применения на каждом конкретном этапе развития предприятия. Мониторингу должны подвергаться и льготы, устанавливаемые органами субъектов РФ для стимулирования развития отдельных сфер экономики и решения социальных задач. Финансовая служба предприятия, учитывая специфику его хозяйственной деятельности и проводимых операций, должна комплексно анализировать основные финансовые показатели и возможности применения льгот, кроме того, она должна вырабатывать оптимальные графики приобретения оборудования и ввода его в эксплуатацию.

Одним из видов налоговых льгот, достаточно важным как для предприятия, так и для местных бюджетов, является предусмотренный Налоговым кодексом РФ инвестиционный налоговый кредит, который позволяет организациям, получившим, например, особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона, уменьшать свои платежи по оговоренным в договоре налогам в течение срока действия договора. А бюджет, в свою очередь, получит выгоду в виде последующего увеличения поступлений налогов от возросшей налоговой базы, улучшения технологии, увеличения количества рабочих мест. Успешное использование налогового кредита для создания благоприятного инвестиционного климата предопределено сбалансированным бюджетом, совершенством методических основ законодательных актов, регламентирующих практику применения таких кредитов. В мировой практике такой кредит применяется достаточно широко и успешно. Однако, как показывает российская действительность, в нашей стране такой кредит не действует. Организации зачастую не способны обосновать необходимость того или иного проекта (т. е. представить бизнес-план реализации инвестиционного проекта).

Таким образом, чтобы бюджет, в том числе малодоходный местный, получал выгоду от наличия налоговых льгот, необходимо не только их экономическое обоснование при введении, но еще и достаточная налоговая грамотность российских налогоплательщиков, осознающих все преимущества добросовестного применения льгот.

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *