Классификация налоговых льгот в российской налоговой системе – Анализ применения налоговых льгот в России

Налоговые льготы;

В настоящее время отсутствие единого понятийного аппарата для налоговых льгот и других форм и видов налоговых преференций затрудняет анализ эффективности их воздействия на развитие экономики, на решение социальных проблем общества. В сложившихся условиях неопределенности в составе налоговых льгот, когда их фактическое число на порядок превышает законодательно установленный перечень, весьма затруднительно, если не сказать невозможно, осуществлять анализ состояния налоговой системы страны, проводить оценки и сопоставления по отдельным видам и группам льгот. [12]

В этой связи для выработки единого понятийного аппарата в части налоговых преимуществ необходимо осуществить их научную классификацию. При этом следует руководствоваться не только законодательно выделенным составом налоговых льгот, но и всеми другими предусмотренными в НК РФ преференциями и иными налоговыми преимуществами. Международная практика выработала достаточно однородный перечень налоговых льгот и преференций, которые можно классифицировать по определенным признакам. [21. – С. 154.]

В первую очередь следует группировать налоговые льготы в зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения они направлены. Можно выделить пять групп по привязке к следующим элементам налога:

  • · Налоговой базе;
  • · Налогоплательщику;
  • · Объекту налогообложения;
  • · Ставке налога;
  • · Срокам уплаты налога.

Группа 1 – привязка к налоговой базе. В данном случае налоговые льготы могут выступать в виде определенных вычетов, а также списаний денежных сумм из общего объема налоговой базы. Характерным примером в этом случае могут служить предусмотренные российским законодательством четыре вида налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. По налогу на прибыль налогоплательщики-организации, использующие труд инвалидов, могут уменьшить налоговую базу на произведенные расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Группа 2 – привязка к налогоплательщику. В этом случае налоговая льгота предусматривается в виде освобождения от уплаты конкретного налога отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, согласно российскому законодательству религиозные организации не платят земельный налог с принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Группа 3 – привязка к объекту налогообложения. В указанном случае законодательством предусматривается изъятие из налогооблагаемого оборота определенных частей объекта налога. Например, по налогу на добавленную стоимость освобождены от налогообложения услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг.

Группа 4 – привязка по ставке налога. Налоговая льгота в этом случае выступает в виде уменьшения, вплоть до нулевой, ставки налогообложения. Например, НК РФ предусмотрено право законодательных органов власти РФ уменьшать до четырех процентных пунктов установленную НК РФ ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты регионов.

Группа 5 – привязка к срокам уплаты налога. В данном случае налоговая льгота может предоставляться путем изменения периодичности и сроков уплаты налога или в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита. В частности, изменение срока уплаты налога обеспечивается при получении налогоплательщиком инвестиционного налогового кредита. [18. – С. 243.]

Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в российском налоговом законодательстве предусмотрен особый вид льгот, который достаточно сложно классифицировать по признаку привязки к одному конкретному элементу налогообложения. Речь идет о специальных налоговых режимах. В частности, налоговые преимущества предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. В данном случае налоговая льгота привязана и к налогоплательщику, и к налоговой ставке, и к налоговой базе. [7. – С. 101.]

Также существует следующая классификация налоговых льгот – по признаку принадлежности к субъекту предоставления. В соответствии с данной классификацией льготы подразделяются на предоставляемые юридическим и физическим лицам. Данная классификация совпадает с подобной классификацией налогов. Вместе с тем есть и определенное отличие. В классификации налогов по данному признаку выделяют группу налогов, уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами. В такую группу относят, например транспортный налог. В классификации налоговых льгот подобную группу выделять не следует, поскольку весь смысл данной классификации состоит в определении сумм налоговых льгот, получаемых отдельно юридическими и физическими лицами. Данная классификация крайне важна для понимания и оценки экономической и социальной направленности налоговых льгот. Как правило, льготы, предоставляемые физическим лицам, носят социально-направленный характер. Их предназначение – ослабление социальной напряженности в обществе, защита наименее обеспеченных и трудоспособных слоев населения. Основное предназначение налоговых льгот юридическим лицам – экономическое стимулирование определенных видов предпринимательской деятельности и отдельных территорий. Вместе с тем подобная целевая направленность данной классификации налоговых льгот носит относительный характер. Достаточно сказать, что предоставление отдельных видов льгот как юридическим, так и физическим лицам может преследовать как социальные, так и экономические цели. В частности, в соответствии с российским налоговым законодательством освобождена от уплаты НДС реализация товаров, работ и услуг, произведенных общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. [12]

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *