Экономическая сущность налоговых льгот

Налоговые льготы;

Понятие налоговых льгот как полного или частичного освобождения от уплаты налога. Характеристика основных видов и их процесс классификации. Сущность фискальной и стимулирующей функции. Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Экономическая сущность налоговых льгот

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот

1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК. Особенности налоговых льгот в РК

1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах

2. Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК

2.1 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны

2.2 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот

3. Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК

3.1 Проблемы применения налоговых льгот в РК

3.2 Совершенствование системы применения налоговых льгот в РК

Список использованной литературы

Льготы реально функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступая традиционным для Казахстана способом разрешения наиболее злободневных трудовых и социальных проблем.

Отсутствие научного (прежде всего, экономического) обоснования правомерности и целесообразности применения льгот порождает многочисленные дискуссии в средствах массовой информации по проблеме отмены, трансформации, сохранения существующей системы льгот.

Высказываемые позиции и аргументы часто имеют популистскую направленность или отражают ведомственные или узкогрупповые интересы. Льготы являются ареной политической и даже классовой борьбы как трудящихся, так и всего населения Казахстана за свои права, которые понимаются одними общественными силами как право на льготы, а другими как право на отказ в предоставлении льгот.

В современной научной литературе (экономической, юридической, социологической) также отсутствует единая точка зрения относительно правомерности и целесообразности существования льгот, а также не представлена фундаментальная проработка проблемы в теоретико-методологическом аспекте. Неясным остается даже самый общий вопрос о месте и роли льгот в современном демократическом обществе, их социальной и экономической востребованности.

Если юридическое содержание льгот имеет определенную теоретическую и практическую правоприменительную основу, то экономическая и социальная сторона проблемы, как правило, не выводится за рамки бюджетных ограничений, в то время как льготы могут обладать значительным экономическим потенциалом. Не имеет достаточного экономического обоснования не только практика применения, но и практика отмены льгот.

В современном Казахстане происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения.

Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает.

Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение – одна из главных функций Казахстанского государства.

Подобные модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Более широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой в определенной мере расширение диспозитивных (а в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность.

В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Необходима детальная и системная проработка проблемы льгот в рамках экономической теории, включающая оценку эффективности (как экономической, так и социальной) их применения, сравнение их с другими экономическими инструментами и механизмами, решающими те же проблемы, исследование влияния системы льгот на функционирование рыночных механизмов.

Только современная научная теория может являться критерием (возможно, не единственным, но обязательным) оценки льгот, определять направления трансформации, перспективы существования и развития, сделать практику их применения максимально полезной для людей и выгодной для государства.

В Казахстане практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера.

Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики.

В связи с вышесказанным можно отметить, что в Казахстане не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным.

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РК, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РК, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в Казахстане. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Республике Казахстан и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

1. Экономическая сущность налоговых льгот

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

Льгота, по определению А.В. Малько – «Выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц»[3,165]. Он характеризует присущие правовым льготам признаки:

– во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

– во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

– в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота – это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота – это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной – «Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков»[4,199]. Льготы по налогам могут быть в качестве:

1) возможности не уплачивать налог или сбор;

2) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса.

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы – неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы – предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории “льготы”, а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает Райзберг Б.А, что налоговая система представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой[10,256].

Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов – например, для налога на игорный бизнес, водного налога – какие-либо льготы могут и не устанавливаться.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.

В большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

Налоговая льгота – разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено законодателем. Дело в том, что налоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридической конструкции налога, и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщика от реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушать механизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 35 Конституции РК, и существенно затруднялся бы налоговый контроль.

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Налоговая амнистия – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Республики Казахстан. В частности, ст.70 НК РК содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Налоговые льготы – это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы – поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы – это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот – это налоговый кредит. Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РК вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются НК РК. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК . Особенности налоговых льгот в РК

В соответствии с Налоговым кодексом РК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих специальных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.

Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

Налоговые льготы в современных казахстанских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;

2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;

3) в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

В экономической литературе предоставляемые казахстанским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

1)по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);

2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);

3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);

4) по численности работников (малые предприятия);

Льготы также подразделяются: на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.

Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых казахстанским налоговым законодательством в историческом аспекте:

1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количеством льгот и наличием индивидуальных льгот;

2) в последующем (1996-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;

3) с 2002 г. и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики РК по вопросу льгот.

Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д[3,54].

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в Казахстана доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов.

Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РК позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.

Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.

На начальной стадии налогового планирования необходимо из законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.

Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.

Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики Казахстана на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.

В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим Казахстанским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.

Налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.

1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

По мнению экономистов, налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой одного способа или формы налогообложения другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и трансфертами налоговое льготирование является одним из основных методов государственного налогового регулирования.

Таким образом, значимость налоговых льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.

Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот – увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый доход корпорации (к сожаление не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств – применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй – полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот – введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип – относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.

Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между отношением налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов и платежей.

Сравнение ставок отдельных налогов и платежей не даёт представления о тяжести общего налогового бремени в различных странах и не позволяет оценить влияния системы налогов и платежей на хозяйственную активность населения.

В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны[11,102].

Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.

2. Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК

2.1 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны

«Налоговые льготы» — эта тема, которая всегда будет актуальна, так как льготы это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Бизнес, затративший усилия для создания предприятия и его успешной работы, заслуживает своего рода «бонус» от государства в виде налоговых льгот, ведь, в конечном счете, льготы косвенно приводят к сокращению налоговых обязательств. При этом необходимо разграничивать законные льготы при исчислении налогов.

На основании статей 4 и 7 Налогового кодекса налоговое законодательство РК основывается на определенных принципах налогообложения, в соответствии с одним из которых, принципом справедливости, налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Вид льготы: льготы по КПН предоставляются в виде:

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода определенных видов расходов и доходов налогоплательщика (ст. 133 НК) и

II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

Порядок предоставления: налогоплательщиком при составлении годовой налоговой отчетности по КПН самостоятельно декларируется право на применение льгот. Правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода и (или) освобождения от уплаты налога проверяется налоговым органом в рамках налогового администрирования посредством камерального контроля и налоговых проверок после представления декларации.

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода. Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды произведенных расходов и полученных доходов.

Виды произведенных расходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

сумму превышения фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса;

стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг. Стоимость иного безвозмездно переданного имущества определяется в размере балансовой стоимости переданного имущества, указанной в акте приема-передачи названного имущества;

спонсорскую и благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь;

2) 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50% от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам;

3) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях. Данная льгота предоставляется при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет. Расходы на обучение включают в себя: фактически произведенные расходы на оплату обучения; фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных Правительством РК; расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих норм, установленных Правительством РК; фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения;

4) стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе автономным организациям образования (налогоплательщики, отнесенные к автономным организациям образования определены ст. 135-1 НК);

Виды полученных доходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

1) вознаграждение по финансовому лизингу основных средств, инвестиций в недвижимость, биологических активов;

2) вознаграждение по долговым ценным бумагам, находящимся на дату начисления такого вознаграждения в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории РК;

3) вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям;

3-1) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг, уменьшенные на убытки от реализации государственных эмиссионных ценных бумаг;

3-2) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации агентских облигаций;

4) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и использованного по назначению;

5) стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе республиканским государственным предприятием от государственного органа или республиканского государственного предприятия на основании решения Правительства РК;

6) доходы от прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме. Данное положение применяется при одновременном выполнении следующих условий:

· на день реализации акций или долей участия налогоплательщик владеет данными акциями или долями участия более трех лет;

· юридическое лицо — эмитент или юридическое лицо, доля участия в котором реализуется, или участник консорциума, который реализует долю участия в таком консорциуме, не является недропользователем;

· более 50 процентов стоимости активов юридического лица — эмитента или юридического лица, доля участия в котором реализуется, или общей стоимости активов участников консорциума, доля участия в котором реализуется, на день такой реализации составляет имущество лиц (лица), не являющихся (не являющегося) недропользователями (недропользователем);

7) доходы от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи.

II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

Порядок применения: льгота применяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам календарного года, где сумма исчисленного КПН уменьшается на 100%.

1. Для некоммерческих организаций;

2. Для организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере;

3. Для автономных организаций образования;

4. Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК;

1) Для некоммерческих организаций (ст. 134 НК). Доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения по депозитам, гранта, вступительных и членских взносов, взносов участников кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно полученного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежит налогообложению КПН.

* в целях налогообложения некоммерческой организацией является — организация, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: не имеет цели извлечения дохода в качестве такового и не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

2) Для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (ст. 135 НК).Доходы организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление видов деятельности относящихся в целях налогообложения к такой сфере. В целях налогообложения организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются налогоплательщики, соответствующие определенным критериям зависящих от вида деятельности (за исключением деятельности по производству и реализации подакцизных товаров) и (или) наличия наемных работников — инвалидов.

По критерию «вид деятельности»:

·оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных;

·оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, послесреднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению;

·деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов.

По критерию «наемным работникам — инвалидам» организации соответствующие следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% от общего числа работников;

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51% (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, — не менее 35%) от общих расходов по оплате труда.

* льгота предоставляется организациям, доход которых от предпринимательской деятельности, с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляет не менее 90% совокупного годового дохода, т.е. основная прибыль должна поступать от основного вида деятельности.

3) Для автономных организаций образования (ст. 135-1 НК).

Данную льготу могут применить организации, созданные по инициативе Первого Президента РК — Лидера Нации для обеспечения финансирования автономных организаций образования, высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, некоммерческие организаций образования, созданные Правительством РК и высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, национальный холдинг в области здравоохранения и т.д.

Но льготируются только доходы от осуществления видов деятельности в сфере образования и науки согласно статье 135-1 Налогового кодекса, а также поступления от учредителя, полученные и направленные на осуществление указанных видов деятельности.

4) Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК (ст. 135-2 НК) — временная льгота действует в период с 2012г. по 2017г.

Льготируются только доходы от следующих видов деятельности:

1) приобретение у банков второго уровня сомнительных и безнадежных активов и их реализация;

2) владение и реализация акций и (или) долей участия в уставном капитале юридических лиц, права требования к которым приобретены у банков второго уровня организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня;

3) владение и реализация акций и (или) облигаций, выпущенных и размещенных банками второго уровня, у которых организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, приобретены права требования по сомнительным и безнадежным активам;

4) сдача в аренду или использование иной формы возмездного временного пользования имущества, полученного по приобретенным организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, у банков второго уровня правам требования к юридическим лицам;

5) размещение денег в ценные бумаги.

При этом порядок отнесения указанных доходов устанавливается Национальным Банком РК по согласованию с Налоговым комитетом Министерства финансов РК.

III. Льготы для специальных экономических зон (далее — СЭЗ).

В настоящее время в Казахстане действуют шесть СЭЗ:

1) СЭЗ «Астана — новый город»

2) СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»

4) СЭЗ «Парк инновационных технологий»

На кого распространяются льготы:

Для юридических лиц, соответствующих одновременно следующим условиям:

1) должна быть регистрация в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ;

2) не должно иметь структурных подразделений за пределами территории СЭЗ;

3) совокупный годовой доход должен составлять доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от видов деятельности, для которых и создавались СЭЗ:

– не менее 90 процентов в СЭЗ «Астана — новый город», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Морпорт Актау», «О?т?стік», «Бурабай»;

– не менее 70 процентов в СЭЗ «Парк инновационных технологий»;

На кого не распространяются льготы:

2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 статьи 279 Налогового кодекса;

3) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

4) организации, применившие инвестиционные налоговые преференции;

5) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

В целом, экономические зоны созданы для целей ускоренного развития того или иного региона или отрасли. По названиям вышеуказанных СЭЗ очевидно и место расположение, и принципы деления по территориальности.

Надеемся, что совокупно принятые меры позволят нашим СЭЗ в ближайшем будущем получить долю мировой известности таких гигантов технико-внедренческой зоны как Силиконовая долина в США, технопарк на острове Кюсю, город науки Цукуба в Японии т.д.

В соответствии с Налоговым кодексом 2008 г. инвестиционные налоговые преференции заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов инвестиционных налоговых преференций и/или последующих расходов на реконструкцию или модернизацию данных объектов [19]. Право на применение инвестиционных налоговых преференций возникает у налогоплательщика с момента приобретения объекта преференции и/или с момента понесения расходов на реконструкцию или модернизацию и обусловлено только субъективным усмотрением налогоплательщика.

Право на применение инвестиционных налоговых преференций имеют все юридические лица Республики Казахстан , за исключением:

1) осуществляющих деятельность на территории специальных экономических зон;

2) осуществляющих производство и/или реализацию подакцизных товаров;

3) применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства и сельских потребительских кооперативов8.

К объектам инвестиционных налоговых преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:

1) являются активами сроком службы более одного года или основными средствами;

2) используются в деятельности, направленной на получение дохода;

3) не связаны с деятельностью по контракту на недропользование;

4) не подлежат распределению между деятельностью по контракту на недропользование и внеконтрактной деятельностью;

5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1.01.2009 г. в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Последующие расходы на реконструкцию или модернизацию объектов инвестиционных налоговых преференций подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при выполнении одновременно следующих условий:

1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции или модернизации;

3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции или модернизации;

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *