Содержание статьи
Есть ли различия между благотворительной и спонсорской помощью? Как отразить спонсорскую помощь в учете и как ее оформить? Давайте разбираться.
Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ
Спонсорство и порядок его оформления
Для начала разберемся, в чем разница между благотворительной и спонсорской помощью, поскольку это прямо влияет на отражение сумм в учете и оформление документов при получении соответствующих сумм. Обратимся к федеральным законам.
ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.
Благотворительностью не признается помощь политическим партиям и коммерческим фирмам, даже в целях, обозначенных выше. К примеру, бескорыстная помощь в организации конкурса детского рисунка, проводимого некоммерческой организацией «Дом детского творчества», — это благотворительность. Если конкурс проводит коммерческая фирма, о благотворительности говорить нельзя.
ФЗ-38 от 13/03/06 г. «О рекламе» дается в ст. 3 понятие спонсорства.
Спонсорская помощь не ограничена целями, как благотворительная. Уже само наименование ФЗ говорит о том, что речь идет о рекламе.
Отличительные черты спонсорской помощи следующие:
- спонсор предоставляет средства или обеспечивает предоставление средств для проведения мероприятия;
- мероприятия могут не только иметь отношение к культуре, спорту, но и носить иной характер;
- средства могут предоставляться для создания и проведения теле- и радиопередач (иного результата творческой деятельности);
- спонсорская помощь связана с рекламой спонсора в ходе мероприятия.
Таким образом, спонсорские средства не что иное, как плата за рекламу спонсора, спонсорские средства «оплачиваются» рекламой, имеют коммерческую основу. Спонсор здесь выступает как рекламодатель, а получатель помощи – как распространитель рекламы.
Формы спонсорского договора в законодательстве нет. Получатель помощи и спонсор заключают договор оказания рекламных услуг (ГК РФ гл. 39).
В некоторых случаях спонсорская помощь имеет признаки благотворительности: если спонсор не ставит условие рекламы своей деятельности или торговой марки (в то же время помощь противоречит в каких-то моментах ст. 2 ФЗ-135, например, оказывается политической партии или коммерческой организации). На наш взгляд, здесь целесообразно заключить договор, идентичный по смыслу договору дарения (ГК РФ гл. 32).
В спонсорском договоре указывается:
- что именно и как рекламируется (торговая марка, фирменный знак, кроме бренда как такового);
- способы рекламы (плакаты, рекламные листовки, объявления в СМИ и пр.);
- место (места) размещения рекламы;
- время, частота рекламы.
Кроме этого, сторонами оформляются:
- документы на поступление спонсорской помощи: банковские или кассовые, в зависимости от способа внесения средств;
- акт сдачи-приемки материальных ценностей либо накладная, если помощь оказывалась в форме передачи ТМЦ;
- акт об оказанных рекламных услугах (подтверждается текстом рекламного объявления, справкой об эфирном времени, экземпляр газеты, журнала, где фактически размещена реклама, и пр.).
На заметку! Если спонсорский договор отсутствует, спонсору и получателю целесообразно обменяться деловыми письмами, содержащими информацию, аналогичную договору. В них обязательно должна быть указана четкая цель оказания спонсорской помощи.
Бухгалтерский учет у спонсора
Спонсорские взносы, не имеющие целью распространения рекламы, относят к прочим расходам, не относящимся к реализации (ПБУ 10/99 п. 11). Они относятся на Дт 91/2.
Если помощь спонсора предполагает его рекламу, речь, по сути, об оплате за рекламу. Она отражается в рекламных расходах, связанных с продажей продукции (ПБУ 10/99 п. 5). Их можно включить в общую сумму затрат на дату подписания акта об оказании услуг, в то время как спонсорская помощь осуществляется, как правило, в форме предоплаты.
Пример. ООО «Лидер» оказал спонсорскую помощь на условиях рекламы спортивной школе на сумму 180000 рублей, в т.ч. НДС. 180000/1,2 = 150000. 180000-150000 = 30000 — НДС.
- Дт 60-2 Кт 51 180000 руб. – перечисление аванса спортшколе.
- Дт 44 (20) Кт 60-1 150000 руб. – включение суммы затраты.
- Дт 19 Кт 60-1 30000 руб. – отражение НДС.
Эта проводка делается на дату получения счета-фактуры за оказанные рекламные услуги.
Дт 60-1 Кт 60-2 180000 руб. – это контрольная проводка, она делается для того, чтобы сумма не отразилась на счете дважды.
Бухгалтерский учет у получателя
Получатель для учета пришедшей ему спонсорской помощи использует стандартные счета и проводки, согласно плану счетов.
Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.
В проводках также используются субсчета, с целью выделить авансовый платеж:
- Дт 50 Кт 62-2 80000 руб. – внесены спонсорские средства в кассу.
- Дт 62-2 Кт 90-1 80000 руб. – учтена в расчетах с ООО «Лидер» сумма помощи.
- Дт 90-2 Кт 44 7000 руб. – учтены затраты на рекламу.
- Дт 62-1 Кт 62-2 80000 руб. – зачтен аванс.
Налог на прибыль и НДС
У спонсора такие суммы – это оплаченные рекламные услуги, которые относят к прочим при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Рекламные расходы разделяют на нормируемые и ненормируемые. Фактические затраты на рекламу можно включать в полном объеме в расчет базы, если они указаны в ст. 264-4 НК РФ. К примеру, это реклама в СМИ, наружная реклама, расходы на участие в выставках и др.
Если виды рекламы в этой статье не поименованы, их можно включать в расчеты только в объеме 1% от выручки за период (ст. 249 НК РФ). В качестве примера можно привести расходы на покупку призов спортсменам.
Рекламные услуги облагаются НДС и могут быть приняты к вычету на основании полученного счета-фактуры. При этом учитывается и получение счета-фактуры на авансовый платеж.
У получателя спонсорские суммы от налогообложения не освобождаются и включаются в базу (см. ст. 251 НК РФ, 346.15 НК РФ).
Расходы на проведение мероприятий, инициированных спонсором (расходы на рекламирование спонсора), можно включать в базу по налогу на прибыль (ст. 264-4). Что касается УСН, то здесь ситуация может оказаться спорной, т.к. в ст. 346.16 подобные расходы поименованы лишь в целом (п. 20).
]]>