Содержание статьи
- Экономическая сущность налоговых льгот, их определение, виды и формы. Классификация льгот в российской налоговой системе. Порядок и условия их предоставления физическим и юридическим лицам. Совершенствование условий предоставления налоговых льгот.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Экономическая сущность налоговых льгот, их определение, виды и формы. Классификация льгот в российской налоговой системе. Порядок и условия их предоставления физическим и юридическим лицам. Совершенствование условий предоставления налоговых льгот.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/5
Глава 1. Экономическая сущность налоговых льгот
1.1 Понятие, виды и формы налоговых льгот
1.2 Классификация налоговых льгот в российской налоговой системе
1.3 Роль и значение налоговых льгот для налоговой системы РФ
Глава 2. Анализ применения налоговых льгот в РФ
2.1 Порядок и условия предоставления налоговых льгот физическим лицам
2.2 Механизм применения налоговых льгот для юридических лиц
2.3 Совершенствование условий предоставления налоговых льгот
Список используемой литературы
Для обеспечения поддержания стабильности налоговой системы и активного воздействия на реализацию общей экономической политики в интересах ускорения роста и поощрения инновационной деятельности в рамках единой налоговой системы, основанной на Налоговом кодексе Российской Федерации, необходимо и оправдано применение гибкого инструментария — налоговых льгот.
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком высоких темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям – религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.
Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.
Таким образом, тема налоговых льгот является актуальной и на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является изучение налогововых льгот в системе налогового планирования.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
· исследовать экономическую сущность налоговых льгот;
· выявить роль и значение налоговых льгот для налоговой системы РФ;
· проанализировать применение налоговых льгот.
В данной курсовой работе была использована литература таких авторов, как Александров И.М., Брызгалин А. В., Вылкова Е.С., Глухов В.В., Диков А.О., Захарьин В.Р., Калаков Р. Н., Карпов П. М. и др.
А также были использованы ресурсы сети Интернет.
1. Экономическая сущность налоговых льгот
1.1 Понятие, виды и формы налоговых льгот
налоговый льгота экономический
Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. [6. – С. 73.]
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налогового планирования и преследуют социальные и экономические цели. [15. – С. 55.]
В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Необходимо отметить, что определенный в части 1 Налогового кодекса РФ термин «льготы» крайне редко используется во второй части, где законодательно определяются, как правило, освобождения от соответствующих налогов. [1]
Налоговая льгота обладает специальными признаками, вытекающими из определения и выделяющими именно налоговую льготу и составляющие ее правовые свойства. Это следующие признаки:
· налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, имеющим определенные признаки, отличающие их от других категорий;
· порядок и условия применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер, так как установлены Налоговым Кодексом;
· налоговыми льготами признаются преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (особый порядок установления);
· применение налоговой льготы является правом, а не обязанностью налогоплательщика или плательщика сборов. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. [14. – С. 27.]
Также можно выделить и другие признаки, такие как:
· судебные органы исполнительной власти не в праве отменять льготы, установленные Налоговым Кодексом РФ;
· Конституционный суд имеет право принимать решение об отмене отдельных положений Налогового Кодекса РФ;
· органы исполнительной власти РФ имеют право устанавливать льготные ставки налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. [7. – С. 56.]
Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:
· личные и для юридических лиц;
· общеэкономические и социальные налоговые льготы;
· внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы. [20. – С. 15.]
Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена – возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую – во время экономических кризисов. [26. – С. 22.]
В отечественной налоговой литературе представлены следующие формы налоговых льгот (рис.1):
1) изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходыка изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
· изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
· необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.)
2) налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика. [1]
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Наиболее распространены налоговые скидки для следующих видов налогов:
· Налог на доходы физических лиц (необлагаемый налогом минимальный доход, скидка для определенных категорий плательщиков: пожилых, одиноких, семейных, имеющих малолетних детей и т. д.)
· налог на прибыль организаций (скидки на капиталовложения, скидки за экспорт и т. д.)
2) освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
· понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов. [1]
· уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет.
· Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Размещено на http://www.allbest.ru/5
Рисунок 1 – Формы налоговых льгот
· Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,– форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки.
· Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке.
· Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). [1]
Таким образом, налоговые льготы – неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
1.2 Классификация налоговых льгот в российской налоговой системе
В настоящее время отсутствие единого понятийного аппарата для налоговых льгот и других форм и видов налоговых преференций затрудняет анализ эффективности их воздействия на развитие экономики, на решение социальных проблем общества. В сложившихся условиях неопределенности в составе налоговых льгот, когда их фактическое число на порядок превышает законодательно установленный перечень, весьма затруднительно, если не сказать невозможно, осуществлять анализ состояния налоговой системы страны, проводить оценки и сопоставления по отдельным видам и группам льгот. [12]
В этой связи для выработки единого понятийного аппарата в части налоговых преимуществ необходимо осуществить их научную классификацию. При этом следует руководствоваться не только законодательно выделенным составом налоговых льгот, но и всеми другими предусмотренными в НК РФ преференциями и иными налоговыми преимуществами. Международная практика выработала достаточно однородный перечень налоговых льгот и преференций, которые можно классифицировать по определенным признакам. [21. – С. 154.]
В первую очередь следует группировать налоговые льготы в зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения они направлены. Можно выделить пять групп по привязке к следующим элементам налога:
Группа 1 – привязка к налоговой базе. В данном случае налоговые льготы могут выступать в виде определенных вычетов, а также списаний денежных сумм из общего объема налоговой базы. Характерным примером в этом случае могут служить предусмотренные российским законодательством четыре вида налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. По налогу на прибыль налогоплательщики-организации, использующие труд инвалидов, могут уменьшить налоговую базу на произведенные расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Группа 2 – привязка к налогоплательщику. В этом случае налоговая льгота предусматривается в виде освобождения от уплаты конкретного налога отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, согласно российскому законодательству религиозные организации не платят земельный налог с принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Группа 3 – привязка к объекту налогообложения. В указанном случае законодательством предусматривается изъятие из налогооблагаемого оборота определенных частей объекта налога. Например, по налогу на добавленную стоимость освобождены от налогообложения услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг.
Группа 4 – привязка по ставке налога. Налоговая льгота в этом случае выступает в виде уменьшения, вплоть до нулевой, ставки налогообложения. Например, НК РФ предусмотрено право законодательных органов власти РФ уменьшать до четырех процентных пунктов установленную НК РФ ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты регионов.
Группа 5 – привязка к срокам уплаты налога. В данном случае налоговая льгота может предоставляться путем изменения периодичности и сроков уплаты налога или в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита. В частности, изменение срока уплаты налога обеспечивается при получении налогоплательщиком инвестиционного налогового кредита. [18. – С. 243.]
Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в российском налоговом законодательстве предусмотрен особый вид льгот, который достаточно сложно классифицировать по признаку привязки к одному конкретному элементу налогообложения. Речь идет о специальных налоговых режимах. В частности, налоговые преимущества предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. В данном случае налоговая льгота привязана и к налогоплательщику, и к налоговой ставке, и к налоговой базе. [7. – С. 101.]
Также существует следующая классификация налоговых льгот – по признаку принадлежности к субъекту предоставления. В соответствии с данной классификацией льготы подразделяются на предоставляемые юридическим и физическим лицам. Данная классификация совпадает с подобной классификацией налогов. Вместе с тем есть и определенное отличие. В классификации налогов по данному признаку выделяют группу налогов, уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами. В такую группу относят, например транспортный налог. В классификации налоговых льгот подобную группу выделять не следует, поскольку весь смысл данной классификации состоит в определении сумм налоговых льгот, получаемых отдельно юридическими и физическими лицами. Данная классификация крайне важна для понимания и оценки экономической и социальной направленности налоговых льгот. Как правило, льготы, предоставляемые физическим лицам, носят социально-направленный характер. Их предназначение – ослабление социальной напряженности в обществе, защита наименее обеспеченных и трудоспособных слоев населения. Основное предназначение налоговых льгот юридическим лицам – экономическое стимулирование определенных видов предпринимательской деятельности и отдельных территорий. Вместе с тем подобная целевая направленность данной классификации налоговых льгот носит относительный характер. Достаточно сказать, что предоставление отдельных видов льгот как юридическим, так и физическим лицам может преследовать как социальные, так и экономические цели. В частности, в соответствии с российским налоговым законодательством освобождена от уплаты НДС реализация товаров, работ и услуг, произведенных общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. [12]
1.3 Роль и значение налоговых льгот для налоговой системы РФ
Налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.). [15. – С. 112.]
В России будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во применяются для поощрения иностранных инвестиций. [9. – С. 45.]
Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:
· в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;
· в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;
· в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового кредита.
Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране. [8. – С. 461.]
Рассматривая влияние налоговых льгот и освобождений на состояние экономики и общества, необходимо в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие ее необходимым качественным характеристикам.
Основными характеристиками грамотно построенной налоговой системы должны быть эффективность, нейтральность, простота и справедливость. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Налоговые льготы и освобождения делают налоговую систему хуже с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты. Налоговая система, характеризующаяся предоставлением налоговых льгот и освобождений, является искажающей, поскольку стимулирует налогоплательщиков осуществлять не те виды деятельности, которые они бы осуществляли при нейтральном режиме налогообложения, а те, которым предоставляются льготы. Налоговая система также становится менее справедливой, так как благодаря льготам одни лица платят меньше налогов, чем другие лица с такими же доходами. При этом растут затраты на исполнение требований налогового законодательства и на налоговое администрирование, налоговая система функционирует менее эффективно. Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю. [22. – С. 115.]
Но говоря об отмене льгот, нельзя абсолютизировать это положение. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.
Эффективность функционирования экономики и экономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов напрямую зависит от эффективности налоговой системы и , в частности, системы налоговых льгот и освобождений. [24. – С. 49.]
Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.
По мнению экономистов, налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой одного способа или формы налогообложения другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и трансфертами налоговое льготирование является одним из основных методов государственного налогового регулирования. [15. – С. 150.]
По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. [24. – С. 105.]
Таким образом, применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
2. Анализ применения налоговых льгот в РФ
2.1 Порядок и условия предоставления налоговых льгот физическим лицам
Основанием для предоставления льгот могут выступать и нормы национального налогового законодательства, и положения международных договоров РФ по налоговым вопросам. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального законодательства. Поэтому п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ не распространяется на те льготы, которые предоставлены иностранным лицам в соответствии с международными соглашениями РФ. [23]
В отдельных случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. [1]
Налоговые льготы при налогообложении физических лиц предоставляются в виде:
· доходов, освобождаемых от обложения налогом (см. ниже);
· налоговых вычетов (уменьшение базы налогообложения на определенную сумму).
· освобождения от уплаты налога в соответствии с международным договором РФ об устранении двойного налогообложения.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде (календарный год) окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13% за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница не переносится, если иное не предусмотрено нормами Налогового кодекса РФ.
Для нерезидентов налоговые вычеты не предусмотрены. Они уплачивают налог, как правило, по ставке 30%.
Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:
– государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
Примечание. Освобождены от налогообложения не любые пособия, а лишь имеющие характер возмещения утраты гражданами источника доходов. В связи с этим, например, пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые в соответствии с законодательством некоторых субъектов РФ, облагаются НДФЛ, поскольку не направлены на возмещение гражданам утраты источника доходов.
– пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям;
Примечание. Пенсия за выслугу лет, выплачиваемая как государственным, так и муниципальным служащим, является пенсией по государственному пенсионному обеспечению и освобождена от налогообложения.
– суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица;
– все виды компенсационных выплат, связанных, в частности, с:
· возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в том числе, например, суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы;
· бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
· оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
· оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
· увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск и суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка или 6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
· гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
· возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
· исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
Примечание. При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные (не более 700 руб. в день на территории РФ и не более 2 500 руб. в день в заграничной командировке), а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
– вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
– выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ/оказание услуг, на возмещение расходов, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных), на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности;
– алименты, получаемые налогоплательщиками;
– суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
– суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных руководителями субъектов РФ за выдающиеся достижения в перечисленных областях;
– суммы единовременных выплат (в том числе материальной помощи) в денежной или натуральной формах:
– налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством и членам семей лиц, погибших в результате этих обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;
– работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
– налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств;
– налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источников выплат;
– работодателями работникам при рождении или усыновлении детей в размере до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
– вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам за оказание ими содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, за оказание содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
– суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями;
– суммы полной или частичной компенсации работодателями работникам и (или) членам их семей, а также бывшим работникам, вышедшим на пенсию, стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
Примечание. Денежная компенсация муниципальным служащим, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не является компенсацией каких-либо затрат налогоплательщика и, соответственно, подлежит налогообложению.
– суммы полной или частичной компенсации (как работодателями, так и за счет бюджета) стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
– суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей (с 1 января 2013 г. кроме того – усыновленных и несовершеннолетних подопечных, а также бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию);
– суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
– суммы, уплаченные религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для этих лиц;
Примечание. Доходы освобождаются от налогообложения при безналичной оплате работодателями, религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также при выдаче наличных денежных средств на эти цели непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или при зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.
– стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
– суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу;
– доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории России, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде) и растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде);
– средства, полученные налогоплательщиком из бюджета, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства: приобретение семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, содержание сельскохозяйственных животных (включая искусственное осеменение и ветеринарию, обработку животных, птицы и помещений для их содержания), покупку оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции, сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции;
Примечание. Доходы личных подсобных хозяйств освобождаются от налогообложения при соблюдении следующих условий: общая площадь земельного участка, который находится на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного законодательством; для ведения личного подсобного хозяйства на участках не привлекаются наемные работники. Налогоплательщик должен представить также документ, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.
– доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства – в течение 5 лет, считая с года его регистрации;
– субсидии, а также суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджета в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
– доходы, получаемые от реализации для собственных нужд заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других недревесных лесных ресурсов;
– доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
– доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;
– доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, с 1 января 2009 г. за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более;
– доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
– доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;
Примечание. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, братьями и сестрами).
– некоторые доходы, полученные акционерами от акционерных обществ или других организаций;
– призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх и других крупных спортивных состязаниях;
– суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус;
– суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
– вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
– суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;
– доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от некоммерческих организаций;
– доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками (как резидентами, так и нерезидентами) по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
– проценты по рублевым вкладам не превышают действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на 5 процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
– установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
– проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования, увеличенную на 5 процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, увеличенную на 5 процентных пунктов, прошло не более 3 лет;
Примечание. Доходы в виде возвращенных недополученных процентов по вкладам облагаются НДФЛ с учетом данных правил и в том случае, когда банк возвращает клиентам средства, незаконно списанные с их счетов в результате ошибок или незаконных действий третьих лиц (мошенничества). При этом сама сумма возвращенных средств (без процентов) налогом не облагается.
– доходы в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (эта льгота действует с 01.01.2011 г.), если:
– эти плата, проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов, в течение периода, за который начислены эти плата, проценты;
– проценты, исходя из которых рассчитана сумма платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), проценты за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов этого кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5 процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по договору не повышался и с момента, когда процентная ставка по договору превысила ставку рефинансирования, увеличенную на 5 процентных пунктов, прошло не более 3 лет;
– следующие доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные за налоговый период:
– стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
– стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
– суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
– возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям (с 1 января 2013 г. – также усыновленным и несовершеннолетним подопечным), бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
– стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
– суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
– доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
– выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей;
Примечание. Выплаты члену профсоюза профсоюзным комитетом за счет иных источников подлежат обложению НДФЛ.
– выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение этих облигаций.
помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период;
– средства материнского (семейного) капитала;
– суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);
– суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов (с 1 января 2008 г.);
– суммы дохода от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
– суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автотранспортного средства в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию (см. раздел Автомобиль);
– единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам;
– взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений (см. раздел Пенсии);
– взносы работодателя на дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы;
– доходы в виде жилого помещения, бесплатно предоставленного в собственность военнослужащего на основании решения федерального органа исполнительной власти;
– средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в этих учреждениях;
– доходы в денежной или натуральной формах в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
– доходы в натуральной форме, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по:
– обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам;
– содержанию налогоплательщиков в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, в период такого обучения, по профессиональной подготовке и переподготовке в указанных образовательных учреждениях;
– лечению и медицинскому обслуживанию и услуг санаторно-курортных организаций;
– суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и/или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица (см. раздел Наследование);
– доходы заемщика в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, а также по заключенным заемщиком договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням;
– доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации и полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае;
– единовременная выплата, а также срочная пенсионная выплата в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
– доходы в натуральной форме в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи.
Представительные органы местного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков сельских округов) имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком.[1]
2.2 Механизм применения налоговых льгот для юридических лиц
]]>