Содержание статьи
- Откуда «ветер дует»
- Величина утилизационного сбора
- Как рассчитать сумму по утилизационному платежу
- Как оплатить утилизационный взнос в 2020 году
- Реальные затраты по утилизации
- Ожидаемые правительством результаты
- Что означает утилизационный сбор для отечественных предприятий
- Какие варианты рассматриваются предпринимателями
С 1 января 2016 года на всю сельхоз-, дорожную и строительную технику в России веден утилизационный сбор. Новые поправки в закон, внесенные 6 февраля 2016 года, обладают особенностями – теперь утилизационный сбор коснулся и тех, кто имеет прицепы на самоходном транспорте.
Многие граждане возмущены подписанием данного постановления, тем более что в условиях экономического кризиса многим итак приходится несладко. Откуда взялись дополнительные пошлины? Правительство объясняет свое решение желанием позаботиться об экологии, от загрязнения которой страдает в первую очередь подрастающее население. Также это вынужденная мера, которая позволит сформировать стимул для замены устаревшей техники на более новую.
Пытаясь сэкономить, фермеры достаточно часто завозят из других стран в Россию машины, бывшие долгое время в употреблении. Но зачем пользоваться изношенным старьем, если можно купить новый агрегат отечественного производства, который по словам чиновников, ничем не уступает иностранному изготовителю?
Читайте также: Список таможенных сборов за таможенное оформление
Именно бесконтрольный ввоз в страну заграничной б/у техники больше всего волнует правительство, которое в законе об утилизационном сборе устанавливает конкретные сроки по эксплуатации транспортных сельскохозяйственных средств, не менее жесткие требования коснулись объема выбросов в воздух вредных веществ. Ведь, как известно, отслужившая свой век техника наносит огромный урон экологической обстановке в России, которая итак далека от идеальной.
Согласно официальной статистики, прошедшие 5 лет ознаменовались ввозом в РФ как минимум 17000 тракторов, которые применяются в сельхозработах, 350 изрядно «поношенных» зерноуборочных и кормоуборочных агрегатов. Основными поставщиками, сбывающими нам б/у транспортные средства, являются высокотехнологичная Германия и США, однако в руки российских фермеров техника попадает в упадническом состоянии.
Откуда «ветер дует»
Прежде утилизационный сбор распространялся исключительно на легковые и грузовые автомобили, осенью 2012 года закон вступил в действие и работает до сих пор. Согласно ему, существует несколько тарифных ставок:
- собственники легковых машин уплачивают 20 000 рублей;
- фуры, грузовики и автобусы должны вносить взносы в размере 150 000 рублей.
Изначально чиновники определили утилизационный сбор в качестве еще одной меры, которая позволит поддержать российский автопром. Ведь вносить отчисления в госказну обязаны были только те, чьи авто выпущены за границей. Однако в августе 2012 года РФ вошла в состав ВТО, и явная дискриминация отдельных владельцев средств передвижения не осталась незамеченной.
Поэтому уже в январе 2014 года утилизационный сбор стал взиматься со всех автолюбителей. Именно этот утилизационный сбор стал основой для разработки похожей меры воздействия на владельцев сельхоз, строительной и лесной техники. Соответственно, уплачивать сбор придется российским заводам и фабрикам, основная деятельность которых как раз состоит в выпуске таких машин.
Величина утилизационного сбора
Многие думают, что взимание утилизационного сбора возможно только в России, но смеем вас заверить – Европа уже давно знакома с платежом. К примеру, в ЕС налог составляет 10 евро на единицу средства передвижения. Соседняя Украина ввела утилизационный сбор еще в 2013 году, Беларусь ознаменовалась мартом 2014 года, в Казахстане платеж взимается с 2016 года.
Однако Россия, что называется, перещеголяла всех и каждого, ведь в нашей стране на сегодняшний день зафиксирован самый высокий утилизационный сбор в мире. Базовая величина взноса в 2020 году составляет 150 000 рублей, понижающие и, наоборот, повышающие эту цифру показатели назначаются в зависимости от типа техники, ее веса, грузоподъемности, мощности и объема двигателя. Повышающие коэффициенты действуют в отношении машин, которые находятся в эксплуатации от 3 лет и более.
Читайте также: Список региональных сборов и налогов
Как рассчитать сумму по утилизационному платежу
Итак, чтобы рассчитать величину утилизационного сбора достаточно просто уметь умножать. Базовый тариф, который равен 150 000 рублей, умножается на коэффициент подержанной техники. Этот коэффициент можно определить, ознакомившись с официальным документом http://government.ru/media/files/Altv6yfRQSbubohFc31nRUHkZvCYpx8L.pdf.
К примеру, новый колесный трактор, мощность силового устройства которого не превышает 30 л, насчитывает платеж 150 000 × 0,4, что равняется 60 000 рублей. Трактор, которому более 3 лет, обойдется собственнику в сбор размером 60 000 × 1,8, согласитесь, сумма получается уже достаточно ощутимая (270 000 рублей).
Именно такой механизм начисления утилизационного взноса делает покупку устаревшей техники невыгодной и затратной, прежде всего, для фермера.
Как оплатить утилизационный взнос в 2020 году
Если вы занимаетесь производством или переработкой молока и молочных продуктов, не стоит суетиться – в 2020 году утилизационный сбор вместо вас внесут импортеры. Вам остается только заплатить за технику.
Если рассматривать формальную сторону вопроса, своевременные отчисления по утилизационному сбору отслеживают работники Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы (этот подпункт касается только импортеров). То есть как раз те, кто собирается продать указанную выше технику, столкнутся со сложными формальностями, которые им придется решать.
Реальные затраты по утилизации
По словам изготовителей машин, утилизация оценивается в гораздо меньшую стоимость. Если взять во внимание всю сельхозтехнику, стоимость утилизационной процедуры гораздо ниже 1% от реальной себестоимости. Таким образом, вряд ли устаревший трактор, который мы выше приводили в пример, оценивается в сумму 270 000 рублей.
Греет душу только то, что правительство пообещало направить вырученные средства не только на экологию, т. к. проследить перемещение денежных потоков в данном случае крайне сложно, но и на поддержку отечественных изготовителей.
Ожидаемые правительством результаты
По прогнозам Минпромторга, в 2020 году будет наблюдаться рост стоимости сельхозтехники на 6,5%, причем утилизационный сбор никак не повлияет на закупочную стоимость машин. Дело в том, что принято решение выделить российским производителям деньги из бюджета. Ведомство также обещает взять под контроль сведения, регулярно поступающие от отраслевых союзов в отношении повышения цен на отечественную сельхозтехнику от 6,5%.
Однако руководители российских заводов не столь оптимистично смотрят в будущее. Импортеры авто пошли на уступки и не стали включать в цену машин дополнительные размеры утилизационного платежа, а сократили ставку собственной маржи.
Некоторые специалисты откровенно не понимают, на каких основаниях сделан вывод, что техника, отслужившая 3 года, уже является непригодной и чем она плоха. Действительно, трактор, косилки и комбайн служат дольше обычных транспортных средств. Считается, что постоянная замена оборудования не может спровоцировать уменьшение себестоимости на продукт и не способствует увеличению эффективности работы оборудования.
Более того, фермеры изумляются, зачем постоянно менять комбайн, ведь современный агрегат – это почти «Феррари», а такие машины не меняют часто.
Что означает утилизационный сбор для отечественных предприятий
Уже прошло 2 месяца после того, как внесенные в закон об утилизационном сборе поправки касательно уплаты обозначенных сумм за прицепы вступили в силу. Недавно в СМИ появились первые комментарии о нововведении, которые дали курганские производители, занимающиеся в 2020 году выпуском легковых авто с прицепами.
Руководители заводов признаются, что, когда увидели цифры, которые им придется уплатить за прицепы, не поверили собственным глазам. В отношении прицепов в законе прописан фиксированный коэффициент, который равен 2,2, при базовом тарифе в сумме 150 000 рублей фабрика обязана заплатить государству 330 000 рублей с 1 устройства. Для грузовых машин эта цифра взлетает до комических размеров – чтобы оплатить прицепы к фурам, необходимо за каждую единицу внести от 1,5 до 3 миллионов рублей. Пока что об обоснованности показателей не идет речи, руководителей больше интересует вопрос: как с такими отчислениями им не разориться?
Генеральный директор Александр Тупицын недоумевает, как при себестоимости устройства в 40 000 рублей, мультиплатеж может достигать величины, превышающей в 8 раз. За последний год с заводского контейнера сошло около 27000 прицепов, несложно рассчитать, во сколько обойдется уплата нового налога.
Вот почему некоторые собственники предпочитают временно прикрыть производство, продумать пути, как можно выйти из положения, не нарушая российское законодательство в 2020 году, и сохранить фабрику.
Безусловно, правительство пообещало субсидировать заводы, но суммы, которые будут выделяться, несопоставимы с реальными расходами.
Читайте также: Сроки подачи отчетности по торговому сбору в Москве
Какие варианты рассматриваются предпринимателями
Чтобы отчислять меньшие суммы, предприниматели видят несколько выходов. Первый – это изменить модификацию устройства, например, производить прицепы меньшей массы. Но здесь существует нюанс несоответствия приспособлений международным стандартам, а значит, и цена их на рынке понизится, что тоже невыгодно производителям. Второй способ – это изменить направленность работы завода – выбрать другую основную деятельность, а прицепы производить в качестве получения дополнительной прибыли.