ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ – Подоходное налогообложение: теория и практика взимания в России и зарубежных странах

Налоги в других странах;

К началу ХХ века венцом налоговой системы был признан подоходный налог и прогрессивная система налогообложения. Обратимся к анализу опыта последних налоговых реформ в промышленно развитых странах, на необходимость использования которого часто ссылаются российские реформаторы. “В 70-80-е годы в западных странах получила признание бюджетная концепция одного из наиболее известных сторонников «экономики предложения» американского экономиста А. Лаффера, которая и была положена в основу налоговых реформ в странах Европы и США. Кривая Лаффера является моделью, описывающей взаимосвязь ставок налога и величины налоговых поступлений в госбюджет, и показывает, что при повышении ставки налога налоговые поступления сначала будут увеличиваться. Но если налоговая ставка превышает некоторую величину, то при дальнейшем увеличении ставки налоговые поступления начнут уменьшаться. В общем модель Лаффера описывает достаточно очевидный факт, заключающийся в том, что слишком высокие налоги снижают стимулы к труду и негативно влияют на желание людей платить налоги. Экономический смысл кривой Лаффера состоит в утверждении, что если налоговый пресс переходит известную границу, то снижение налогов будет «финансировать само себя». Однако модель не отвечает на очень важный вопрос, состоящий в том, при каком значении ставки налога это происходит”. Как бы то ни было, развитые страны по-разному решали вопросы системы налогообложения, ориентируясь, все же на концепцию А. Лаффера.

Для современных промышленно развитых стран характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни, осуществляемое, в том числе через налоговую политику. Например, в США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма. Вклад американской финансовой школы в разработку вопроса прогрессивного налогообложения состоит в том, что она перевела решение этого вопроса из сферы чистой теории в сферу финансовой политики, обосновав необходимость введение именно прогрессивного подоходного налога в качестве основного источника доходов государственного бюджета. Особая заслуга в этом принадлежит американскому финансисту Э. Селигману. Таким образом, уже в 1986 году поступления от подоходного налога в бюджет США составили 60,5% от общей суммы налогов. В ходе реформ систем подоходного налога в США были существенно снижены предельные ставки, уменьшено их количество, а также увеличен необлагаемый минимум. Особенно радикальные изменения произошли в системе индивидуального подоходного налога США. Однако налоговые реформы в США привели не к увеличению налоговых поступлений в госбюджет, а к их сокращению: дефицит госбюджета в стране в 80-е годы достиг около 300 млрд долл. Лишь в долгосрочной перспективе (в США этот период составил чуть более 10 лет) было достигнуто увеличение налоговых поступлений. В 1991 году на налоги с доходов населения приходился 41 % поступлений.

В США существует необлагаемый минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются налоги всех членов семьи за год. Исчисление налога происходит следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т. д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе подоходного налога.

Из такого совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки на его получение. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов – земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Чистый же доход уменьшается на: взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход. Необлагаемый же минимум – переменная величина, имеющая тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 2 тыс. долл.

Налог на доходы корпораций, которые взимаются и в бюджеты штатов, занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка – 34%. Вносится он ступенчато, что важно для средних и малых предприятий. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% – за следующие 25 тыс. долл. и 34% – на оставшуюся сумму. Подоходный налог корпораций имеет большое количество льгот. Так, например, компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50 % стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса. В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль.

Особая система подоходного налогообложения существует в Германии. В этой стране подоходный налог развивался из личного обложения. В 1806-1807 гг. для сельских местностей был установлен личный налог на всех жителей старше 12 лет с единой ставкой в 0,5 талера. В 1820 году вместо личного налога был введен классный налог, плательщики которого были разделены по внешним суммарным признакам на 4 класса с тремя ставками налога в каждом. Позже налог был распространен на более крупные города. Серьезное реформирование подоходного налога было произведено в 1981 г., когда были обнаружены крупные суммы, укрытые от налогов, что закончилось судебным процессом над оценочными комиссиями. Это послужило поводом для окончательного введения налоговых деклараций. Подоходный налог занял значительное место в бюджете Пруссии. Германия и в 20-е годы сохранила личный характер подоходного налога.

Современная налоговая система Германии отличается от системы США. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу два или три бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц – основной источник государственных расходов – распределяется следующим образом: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15 % – в местный бюджет. Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%. Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности облагаются промысловым налогом. Базой для его исчисления служит прибыль от занятий промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами, например, 5% ставка прибыли. Необлагаемый минимум – 36 тыс. марок дохода.

Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Необлагаемый минимум составляет 1536 марок для одиноких людей и 3072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам. Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не взимается подоходный налог с 4750 марок. Максимальная ставка применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок или 240 тыс. марок для семейной пары. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в лесном и сельском хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду.

Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются и особые расходы, например алименты, взносы на медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и т.д. Подоходный налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при выплате заработной платы и перечисляется в налоговые органы.

Рассмотрим теперь особенности взимания подоходного налога в Японии. Налоговая система этой страны несколько отлична от налоговых систем США и Германии. Она сложилась еще в ХIХ веке, а в современном виде функционирует начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа. В Японии взимаются налоги государственные (они образуют 64% бюджета) и местные. Страна поделена на 47 префектур, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет, формирующийся из налогов и неналоговых поступлений. Налоги делятся на три группы: прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги. Основу бюджета составляют прямые налоги, поскольку именно подоходные налоги с физических и юридических лиц приносят самый высокий доход государству (56% всех налоговых поступлений). Предприятия и организации уплачивают с прибыли:

  • 1. Государственный подоходный налог в размере 33,48%.
  • 2. Префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1,67% прибыли.
  • 3. Городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли.

Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Вместе с тем есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10, 15%. Существуют и местные подоходные налоги. Сверх того каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в размере 3200 иен в год.

Складывается впечатление, что прямые подоходные налоги в Японии крайне высоки. Однако следует учитывать, что существует значительный необлагаемый минимум, который зависит и от семейного положения человека. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многодетные семьи. Поэтому у среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Особый интерес представляет налоговая система Швеции, которая обеспечивает высокий уровень социальной защиты населения. Налог с дохода в качестве временной меры впервые был введен Карлом ХII в первой четверти ХVIII века, а с 1902 г. появилась система прогрессивного подоходного налога с обязательным представлением налоговой декларации. В 1928 впервые ввели налог на прибыль предприятий.

В настоящее время налог на прибыль корпораций составляет 28%. По сравнению с другими развитыми странами он не высок. Однако до 1991 года налог доходил до уровня 52%, а до 1994 года – 30%. При исчислении прибыли применяется ускоренная амортизация оборудования. В первый год списывается 30% его стоимости, во второй – 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы – по 30% остаточной стоимости. Но при такой системе не достигнуть полной амортизации, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования.

Подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245 000 крон. Из-за этого к его уплате привлекается только 1/3 из числа работающих на полной ставке людей. Граждане с доходом от 245 000 до 389 000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, с доходов свыше 389 000 крон – 25%. Подоходный налог коммун (административно-территориальных единиц Швеции) колеблется в пределах от 27 до 34%. Необлагаемый минимум – 8700 крон. Все лица, включая супругов, облагаются подоходным налогом индивидуально.

Таким образом, в рассмотренных странах действует система прогрессивного подоходного налогообложения, которая сохранялась в западных странах в процессе реформирования. Доля индивидуального подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений уже в 80-е годы составляла от 38% в Великобритании до 60,5% в США. В настоящее время налоговые системы этих стран эффективно функционируют. Поэтому можно сделать вывод о том, что именно прогрессивное подоходное налогообложение и является наиболее приемлемой и эффективной формой налогообложения для обеспечения доходной части государственного бюджета налоговыми поступлениями в объеме, удовлетворяющем нуждам государства.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *