Тенденции развития налогового законодательства в части предоставления налогоплательщикам налоговых льгот – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Налоговые льготы;

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ / НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / TAX LEGISLATION / TAX BENEFITS / MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX AMNESTY / TAX HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусакина Наталья Викторовна, Курдюк Петр Михайлович, Очаковский Виктор Александрович

Проводится анализ правовой дефиниции « налоговая льгота », рассматриваются различные теории применения налоговых льгот на практике. Изучаются мнения экспертов РАНХиГС об эффективности применения действующих налоговых льгот в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кусакина Наталья Викторовна, Курдюк Петр Михайлович, Очаковский Виктор Александрович

Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства

Особенности определения категории налоговых расходов в процессе оценки бюджетной эффективности действующих налоговых льгот субъекта Российской Федерации

Trends in the development of tax legislation in terms of providing tax benefits to taxpayers

This article analyzes the definition of « tax benefits », discusses the various points of view of scientists and the theory of the use of tax incentives in practice. The opinions and assessment of experts of the RANEPA on the effectiveness of the use of existing tax incentives in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития налогового законодательства в части предоставления налогоплательщикам налоговых льгот»

Кусакина Наталья Викторовна Курдюк Петр Михайлович Очаковский Виктор Александрович

Тенденции развития налогового законодательства в части предоставления налогоплательщикам налоговых льгот

Проводится анализ правовой дефиниции «налоговая льгота», рассматриваются различные теории применения налоговых льгот на практике. Изучаются мнения экспертов РАНХиГС об эффективности применения действующих налоговых льгот в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговые льготы, Министерство финансов РФ, налоговая амнистия, налоговые каникулы.

Trends in the development of tax legislation in terms of providing tax benefits to taxpayers

This article analyzes the definition of «tax benefits», discusses the various points of view of scientists and the theory of the use of tax incentives in practice. The opinions and assessment of experts of the RANEPA on the effectiveness of the use of existing tax incentives in the Russian Federation.

Key words: tax legislation, tax benefits, the Ministry of Finance of the Russian Federation, tax amnesty, tax holidays.

Представители науки налогового права рассматривают налоговые льготы в разных аспектах. Ряд ученых считает, что льготы по налогам выступают законными исключениями из предусмотренных норм, расширяющими правовые возможности налогоплательщика; налоговые льготы являются составным элементом специального правового статуса лица. Например, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как привилегии, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, что позволяет им сократить размер своих налоговых обязательств относительно других налогоплательщиков [1, с. 24].

Сторонники другого подхода рассматривают налоговые льготы как разновидность правового стимула государства. Например, Д.В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам. В этом случае сокращается объем налоговых обязательств на правовой основе, что способствует созданию благоприятного режима для осуществления деятельности государства в сфере экономики [2, с. 79].

Достаточно спорным представляется мнение И.В. Горского, который категорично отрицает вышеперечисленные подходы. Он предлагает не использовать и не употреблять законодательно дефиницию «налоговая льгота», так как, по его мнению, налогу присуща только одна функция – фискальная. Основывая свою теорию на трудах известных экономи-

стов разного времени, таких как П. Самуэсон, А. Смит, И.В. Горский полагает, что вообще недопустимо использование налоговых льгот в целях стимулирования и регулирования экономической деятельности. [3, с. 17].

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) обеспечивает легальное определение налоговых льгот. Это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что налоговые льготы представляют собой некую систему скидок, являясь методом стимулирования и поощрения в развитии бизнеса, уменьшая налоговую нагрузку, которая возлагается на налогоплательщика [4, с. 37].

НК РФ выделяет следующие формы налоговых льгот.

Статья 18 НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, куда, в частности, входят:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при этом налоговая ставка составляет 6%;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Статья 333.35 НК РФ освобождает от уплаты

налога отдельные категории лиц.

Статья 218 НК РФ предоставляет право на получение стандартных налоговых вычетов (например, в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода для лиц, получивших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Стоит обратить внимание на налоговые освобождения, такие как налоговая амнистия и налоговые каникулы.

1. Налоговая амнистия – это полное списание задолженности налогоплательщика, без применения к нему санкции за просрочку, которое осуществляется налоговыми органами самостоятельно.

Например, в соответствии с поручением Президента РФ, а также Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» начала действовать налоговая амнистия 2018 г. по налогам и страховым взносам для отдельных категорий налогоплательщиков. Она действует в отношении физических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой [5].

2. Налоговые каникулы – это полное освобождение налогообязанного лица уплачивать налог определенный период. Так, например ИП при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода.

Важной особенностью данной нормы является то, что на налоговые каникулы можно рассчитывать только после вступления в силу соответствующего регионального закона. Например, в Краснодарском крае это регулируется законами Краснодарского края от 8 мая 2015 г. № 3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края» и от 16 декабря 2012 г. (в редакции от 1 января 2016 г.) № 2601-КЗ «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края», в которых определены конкретные виды деятельности, подпадающие под данную льготу [6].

Стоит отдельно поговорить об инвестиционном налоговом кредите, представляющем собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Это одна из востребованных налоговых льгот.

Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС РФ) для получения налоговых льгот, например на имущество, рекомендует налогоплательщикам направить заявление о льготах по налогам до 1 мая соответствующего года. Только тогда налоговое уведомление за прошлый год будет сформировано с учетом заявления, а налоги не придется пересчитывать. В первую очередь это касается тех физических лиц, у которых право на налоговые льготы возникло впервые, например в связи с выходом на пенсию и т.п.

По своей природе норма по использованию налоговых льгот является диспозитивной, т.е. не обязательна к применению. Статья 56 НК РФ закрепляет, что налогоплательщик имеет право отказаться от применения налоговой льготы или приостановить ее использование на определенное время. Следовательно, существует выбор: использовать данную налоговую льготу или нет [7, с. 172-175].

В последнее время часто поднимается вопрос об отмене налоговых льгот или их сокращении с целью предотвращения злоупотреблений данным правом.

Налоговые льготы имеют прямой и косвенный эффект. Прямой эффект выражается в уменьшении налоговых доходов в бюджет, а косвенный часто сводится к потерям для населения. Нельзя оценивать прямой и косвенный эффекты налоговых льгот однозначно, так как при отмене какой-либо налоговой льготы поведение плательщиков налогов может поменяться таким образом, что коснется сферы действия иных мер налоговой политики.

По мнению экспертов РАНХиГС, часть льгот следует сократить ввиду их неэффективности, например по налогу на прибыль, а также налоговые вычеты и др., поскольку данные налоговые льготы для государства оборачиваются недополученными доходами. По их мнению, следует отменить или попробовать усовершенствовать 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности. Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль. Например, бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это проис-

ходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.) и т.д.

Это лишь первичный анализ, но льготы, которые не соответствуют даже первичным требованиям, необходимо заменять субсидиями, либо следует ставить вопрос об их отмене. Второй этап – анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для благосостояния населения. В то же время эксперты не могут оценить однозначный, чистый эффект той или иной льготы.

В своем выступлении от 27 сентября 2018 г. министр финансов РФ, первый вице-премьер Антон Силуанов, представляя отчет об исполнении федерального бюджета за 2017 г., не исключил тенденцию отмены некоторых неэффективных налоговых льгот. Он отметил, что Правительство РФ готовит методику оценки эффективности льгот в налоговом праве, которая будет принята в ближайшее время на рассмотрение. Налоговые льготы, которые являются неэффективными, будут ликвидированы. В то же время он подметил, что большая часть этих льгот – это льготы социальные или стимулирующие, влияющие на инвестиционную активность нашей экономики, и их нельзя отменить. Минфин России справедливо отмечает: «Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, хоть они, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля». Это явление в конечном итоге приведет лишь к прямым потерям общественного материального состояния. По данным Минфина России,

1. Филин М.В., Цешковский А.М. Правовое регулирование налоговых льгот и меры государства по борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоги. 2009. № 6.

2. Шевелева Н.А., Братко Т.Д. Налоговая льгота как категория финансового права // Вестн. экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 10.

3. Горский И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко-методологический аспект) // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 17-22.

4. Курдюк П.М., Очаковский В. А К вопросу о совершенствовании правового механизма налогового льготирования // Право и государство: проблемы методологии, теории

в 2017 г. бюджет потерял 2,4 трлн руб. из-за неправильного применения налоговых льгот. С каждым годом размер потерь прогрессирует, и, по предварительной оценке экспертов, к 2020 г. потеря может составить 2,77 трлн руб. Ведомство планирует часть налоговых льгот отменить, а другую часть заменить прямыми субсидиями (т.е. открытым финансированием различной деятельности, определенного предприятия, для конкретного региона или города) [8].

В своей работе «Оптимизация налогов» Ю.А. Лукаш считает, что необходимо систематизировать перечень всех льгот по всем налогам, которые налогоплательщики имеют право применять. После составления данного перечня следует провести анализ сущности и полноты правового регулирования данных налоговых льгот, тем самым можно будет добиться правильности их применения [9].

Таким образом, налоговые льготы являются одной из важнейших составляющих здоровой, нормально функционирующей экономики государства, важнейшим элементом налоговой политики. Налоговые льготы выступают неким регулятором социально-экономических отношений в государстве. Зачастую они направлены на решение определенных распределительных и социальных задач. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, а их использование приведет к потерям. Только в этом случае они подлежат замене на более эффективные.

Одним из способов решения данной проблемы является повышение уровня налоговой культуры, что подразумевает под собой понимание гражданами всей важности для государства и населения уплаты налогов [10].

1. Filin M.V., Tseshkovsky A.M. Legal regulation of tax benefits and government measures to combat tax evasion // Taxes. 2009. № 6.

2. Sheveleva N.A., Bratko T.D. Tax relief as a category of financial law // Bull. of economic justice of the Russian Federation. 2014. № 10.

3. Gorsky I.V. On tax regulation, tax benefits and functions (historical and methodological aspect) // Economy. Taxes. Law. 2014. № 3. P. 17-22.

4. Kurdyuk P.M., Ochakovsky V.A. To the issue of improvement of legal mechanism of tax benefits // Law and state: issues of methodology, theory and history: proc. of V All-Russian sci. and practical conf. Krasnodar, 2016.

5. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/ amnesty2018/ (date of access: 16.10.2018).

и истории: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016.

5. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/ amnesty2018/(дата обращения: 16.10.2018).

6. URL:https://www.nalog.ru/rn23/news/tax_doc_ news/6157186/(дата обращения: 16.10.2018).

7. Деменко К. С., Очаковский В.А. Эффективность предоставления налоговых льгот в Российской Федерации // Science time. 2017. № 3(39).

8. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2018/09/27/782165-siluanov-lgot (дата обращения: 16.10.2018).

9. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: учеб. пособие. М., 2014.

10. Воробьева Е.И. Влияние налоговых льгот на предпринимательскую деятельность // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. № 2(13).

6. URL: https://Www.nalog.ru/rn23/news/tax_doc_ news/6157186/ (date of access: 16.10.2018).

7. Demenko K.S., Ochakovsky V.A. The effectiveness of tax incentives in the Russian Federation // Science time. 2017. № 3(39).

8. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2018/09/27/782165-siluanov-lgot (date of access: 16.10.2018).

9. Lukash Yu.A. Tax optimization. Methods and schemes: study aid. Moscow, 2014.

10. Vorobyova E.I. The impact of tax incentives on business // Scientific community of students: interdisciplinary research: proc. of XIII Intern. students sci. and practical conf. Novosibirsk, 2017. № 2(13).

Кусакина Наталья Викторовна, студентка 3 курса юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: n_kusakina98@mail.ru;

Курдюк Петр Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: mail@kubsau.ru;

Очаковский Виктор Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: viktor.ochakovsky@list.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

N.V. Kusakina, 3rd year student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: n_kusakina98@mail.ru;

P.M. Kurdyuk, Doctor of Law, Professor, Head of the Chair of Administrative and Financial Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@kubsau.ru;

V.A. Ochakovsky, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Administrative and Financial Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: viktor.ochakovsky@list.ru

]]>




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *